Технология личностно-ориентированного обучения.
статья по теме

Халикова Ирина Витальевна

Технология личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_halikova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология личностно-ориентированного обучения.

И.В. Халикова, учитель высшей кв. категории

МБОУ «Гимназия №50»

Характер рыночных отношений предъявляет определённые требования как к обществу в целом, так и каждому его индивиду, без которых они не могут ни существовать, ни тем более успешно развиваться. Важнейшим из этих требований является развитие и реализация способностей каждого и, как следствие, высокий интеллектуальный потенциал общества. Решение этой сложной проблемы самопознания начинается в школе в процессе обучения, которому в большей степени способствует применение развивающих техно-логий, одной из которых и является технология личностно-ориентированного обучения, разработанная д-р психол. наук, проф. И.С. Якиманской.

При этом необходимо отметить, что реализация личностно-ориенти-рованного обучения возможна лишь при условии формирования в обще-образовательном учреждении личностно-ориентированной образовательной среды. Решение этой важнейшей стратегической задачи возможно при условии наличия в образовательном учреждении квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения.

Целевыми установками технологии личностно-ориентированного обучения являются:

  • Развитие индивидуально-познавательных возможностей каждого ученика.
  • Максимальное выявление, и использование в учебном процессе субъектного опыта ученика.
  •  Помощь ученику в познании самого себя, в самоопределении и самореализации, а не формирование у него заранее заданных свойств.

Основными средствами достижения этих целей должны стать:

  • использование разнообразных методов, приёмов и форм организации учеб-ной деятельности учащихся, позволяющих раскрыть их субъектный опыт;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, как в результатах своей работы, так и в результатах работы всего класса;
  • стимулирование учащихся к ответам на поставленные учителем вопросы, к участию в дискуссиях, высказыванию и доказательному отстаиванию своего решения проблемного вопроса или задания, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения этого результата;
  • поощрение стремлений ученика находить свои способы работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные методы, приёмы и способы познания. 

В дошкольном возрасте, и в процессе обучения в школе ребёнок приобретает личностный (субъектный) довольно богатый опыт познания. Этот опыт приобретается в результате семейного воспитания, в дошкольном воспитательном учреждении, в общении со своими сверстниками, через различные источники информации. К моменту изучения соответствующего курса школьной географии ученик, в результате «впитывания» окружающей его информации, имеет своё, субъектное представление и понимание географических объектов, процессов, явлений и фактов. Общеизвестно, что любое вводимое учителем содержание научного знания обретает для ученика личностный смысл только тогда, когда оно согласуется с уже имеющимися у него субъектными, индивидуальными ценностными установками, с отношением к содержанию знаний и умений по изучаемой теме курса.

Проектирование образовательного процесса личностно-ориентированного обучения должно учитывать следующие требования:

  • опора на субъектный опыт ученика;
  • согласованность обучения и учения, т.е. методов и приёмов презентации учителем содержания и процесса его усвоения;
  • особенности общения учителя и ученика;
  • изучение личности ученика на основе данных психолого-педагогической службы учебного заведения;
  • учёт особенностей образовательного проекта личностно-ориентированного обучения при организации учебного процесса на уроках географии. 

При этом образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен раскрывать следующие его особенности:

  • В проекте должен быть отражён учёт индивидуальной избирательности школьников к содержанию и форме подачи учебного материала, характера познавательной мотивации и направленности интересов учащихся.
  • Структура и содержание проекта должны способствовать выявлению и структурированию субъектного опыта ученика, его соотнесения с социально-значимым общественно-научным опытом.
  • Предлагать воспроизведение содержания образования в различной форме: словесной, графической, знаково-символической, смешанной.
  • Своей структурой и содержанием проект должен обеспечивать возможность выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее и привычнее работать.
  • Образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен обеспечивать возможность организации управляемой познавательной деятельности учащихся, определяя её направленность системой рациональных действий по работе с источниками основной и дополнительной информации.
  • Основной целью такого образовательного проекта является развитие интеллектуальных возможностей, творческого мышления и творческих умений учащихся. Личностно-ориентированный образовательный проект своим содержанием, процессом реализации должен содействовать формированию образованной, творческой, деятельной личности ученика.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъектному опыту школьника как к опыту их собственной жизнедеятель-ности. Работа с субъектным опытом ученика на уроке предполагает исполь-зование различных видов совместной деятельности учителя и ученика по конструированию познавательного процесса. Учитель должен уважительно и заинтересованно относиться к любому проявлению субъектного опыта уче-ника. При этом ученики не должны бояться ошибок, высказывая свои сужде-ния, понятия, свою оценку, а учитель не должен занимать жёсткую оценоч-ную позицию к их высказываниям. Таким образом, отталкиваясь от субъек-тного опыта учеников, корректируя и дополняя его, используя необходимые наглядные пособия, предлагая выполнение практических заданий, учитель приводит в соответствие (окультуривает) смысловое поле ученика с науч-ными знаниями по изучаемой теме. Учитывая различный уровень обучаемос-ти учеников, учитель использует приёмы индивидуализации и дифференциа-ции учебной работы: индивидуальные или групповые задания, работу с иллюстрированным или графическим материалом, построение простейших схем, работу с атласами, контурными картами и т.д.

Личностно-ориентированный урок имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционного комбинированного урока:

  • Управленческая деятельность учителя реализуется в процессе организации и координации познавательной деятельности учащихся.
  • Использование различных форм обучения: индивидуальной, коллективной (групповой) и фронтальной (со всем классом).
  • Прогнозирование и использование возможных вариантов субъектного опыта учеников при изучении содержания темы урока.
  • Организация познавательной деятельности каждого ученика с учётом индивидуальных способностей к процессу обучения.
  • Совместный поиск решения учебных задач
  • Умение учащихся извлекать необходимую учебную информацию из различных источников (учебника, карт, схем, таблиц, и.т.д.). 
  • Обсуждение с учащимися и фиксация их внимания на рациональных методах, приёмах и способах познавательной деятельности.

Особенности проектирования личностно-ориентированного урока. При планировании личностно-ориентированного урока учитель разрабатывает рефлексивную, информационную и оценочную его части.

В рефлексивной части идет обучение учащихся рациональным методам и приёмам овладения учебным материалом; умению извлекать информацию из карт, учебных картин, таблиц, графиков, профилей и т.д. находить ответы на проблемные вопросы и задания учителя, предлагать ученикам способы мышления, запоминания; обучение логичному и последовательному ответу на поставленные вопросы.

Информационная часть содержит методы, приёмы и формы учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению компонентов содержания в процессе организующей, корректирующей и контролирующей управленческой деятельности учителя.

В оценочной части фиксирует возможные варианты субъектного опыта учеников, которые они могут предложить по данной теме урока. Определяет виды и формы контроля знаний учащихся, намечает, кого и по какому вопросу опросить, не забывая при этом о дифференцированном подходе к процессу оценки знаний учащихся.

Таким образом, одно из основных требований при проектировании личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы наряду с определением компонентов его учебного содержания, обучить учеников познавательным действиям, согласовать изучаемый материал с возможным субъектным опытом учеников по данной теме, перевести этот опыт в систему научных знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...