«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»
опыты и эксперименты на тему

Апряткина Юлия Эдуардовна

В данном материале представлен опыт работы и даются конкретные рекомендации по преодолению сценического волнения у юных вокалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx31.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа городской экспериментальной площадки по выделению одаренных детей «Преодоление и успех».

(Выступление педагога дополнительного образования по вокалу Апряткиной Ю.Э.)

Место проведения:  МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара

Время проведения: 15 мая 2015 года

          15 мая 2015 году педагог Апряткина Ю.Э. являлась участником городского семинара – круглого стола «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» в рамках проектной площадки «Преодоление и успех», который проходил в МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара.

Тема выступления:

«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения.  Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»

    Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие эмоционального музыкального образа. Для уменьшения степени волнения в практике педагога-вокалиста используется ряд форм и приемов. Рассмотрим некоторые из них подробно на конкретном примере.

     Абусева Динара, 3 класс вокального отделения (5 лет обучения), 10 лет. Тип темперамента – меланхолик. Девочка легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, она мало реагирует на внешние факторы. Она отличается повышенной впечатлительностью, легко эмоционально ранима. Эти черты эмоциональной слабости сильно мешают как в работе на уроке, так и в исполнении произведений на сцене.

  • В первый год обучения Динара долго привыкала к специфике занятий и публичным выступлениям. Девочка эмоционально зажатая, медленно адаптировалась к непривычным условиям работы, стеснялась петь даже на уроке, но старательно выполняла все, что ей задавалось в силу своих вокальных способностей. При этом девочка обладает  высоким и приятным тембром голоса. Способ преодоления сценического волнения - индивидуализация поиска репертуара - прослушивание и выбор понравившихся произведений учащимся совместно с педагогом.
  • Второй год обучения. Способом раскрепощения служат движения во время исполнения песен. Подбираются подвижные произведения, ремиксовые обработки песен. Динаре с большим трудом удавалось раскрепощено и весело исполнять песни. Работа осуществлялась в три этапа. Вначале – повторение движений за учителем и вместе с ним. На втором этапе самостоятельное выполнение движений – без педагога. Третий этап – выполнение движений самостоятельно в присутствии посторонних людей. Однако на сцене во время исполнения сценических движений у Динары чувствовалась эмоциональная зажатость на лице, что было очень заметно со стороны. Но она двигалась! И это было большое продвижение в ее эмоциональном раскрепощении.

Концертные выступления в ансамбле «Настроение» явились фактором повышения общительности, формирования навыков работы в коллективе. На основе этого можно сделать вывод о прямой зависимости между формами работы, количеством выступлений и уровнем психологической уверенности.

Технический прием – взаимосвязь диапазона и сценического волнения. Удобный  регистр -  и часть волнения уходит.

  • Третий год обучения. Способом преодоления сценического волнения служит разнохарактерный репертуар. Так, например, в этом учебном году Динара разучивала и исполняла песню «Летая по саду» А.Ермолова. Это песня  в высоком регистре, требующая эмоциональной раскрепощенности, активных движений под музыку припева с большой долей театрализации, различной манеры исполнения и т.д.). Надо сказать, что Динара справилась с поставленной задачей. Она научилась свободнее проявлять и показывать свои чувства, эмоции, что было видно во время сценического выступления на отчетном концерте вокального отделения. Динара тщательно проработала с педагогом все детали исполнения, даже одежду и декорации к песне. Она смогла сосредоточиться на исполняемом произведении и не показала слушателям своего внутреннего волнения.

Еще одним способом преодоления эстрадного волнения служила добросовестная «сделанность» произведения. Динара очень серьезно отнеслась к разучиванию данной песни.

Следующим способом раскрепощения служила психологическая подготовка – освобождение от страха наказания и опасения заслужить критическую оценку. В первом полугодии третьего года заметен большой рост ее раскрепощения на сцене.

     Таким образом, при работе с вокалисткой использовались следующие формы преодоления сценического волнения, и как следствие, создание грамотного эмоционального образа при исполнении музыкального произведения:

  • Удобный дипазон;
  • Использование движения;
  • Репертуар;
  • Выступления в ансамбле;
  • Частота выступлений;
  • Предконцерная психологическая подготовка.

А также всем полезно знать очень простые правила преодоления эстрадного волнения:

  • Идеально выученная программа – одна из составляющих безупречного исполнения без боязни забыть нотный текст, что чаще всего является основной причиной сценического волнения.
  • В ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро.
  •  Перед выходом на сцену не следует принимать калорийную пищу и сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.
  • В момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.
  • Перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться.
  • Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение. 
  • Выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки. 
  • Не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя.
  •  На сцене нужно вести себя спокойно, уверенно и осознанно. Не суетиться и не паниковать в случае ошибки. Главная черта профессионала - промахнувшись, сделать это незаметным для слушателя.
  • Не сравнивать себя с другими исполнителями. Поддерживать себя словами «уверен», «знаю», «готов».

    И, наконец, самое главное – позитивный настрой перед выходом на сцену. Удачного выступления, музыканты!

Приложение № 1

                    План проведения городского семинара – круглого стола по теме:

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

Дата: 15.05.2015 г.                                                            

Время

Тема

Выступающий

10.30-11.00

Регистрация участников семинара

11.00-11.10

Приветственное слово. Презентация учреждения.

Шмакова Любовь Федоровна, директор

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара,                                                

Почетный работник образования РФ,

«Директор года 2013»,

Заслуженный работник образования

Самарской области,

Кавалер Ордена «Звезда Отечества»                                                                    

11.10-11.20

Одаренность: стратегии психологического сопровождения.

Старикова Елена Александровна, педагог-психолог, семейный психолог-психоаналитик Лаборатории Психоанализа г. Самара, руководитель проектной площадки «Преодоление и успех», автор программы «Психологическое сопровождение одаренных детей»

11.20-11.30

Мини-концерт.

Знакомство с музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174, Волнение перед публичным выступлением -причины и пути преодоления

С участием воспитанников Детского Дома № 1 и учащихся МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара.

Щербак Л.Г., заведущая музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174

11.30-11.40

Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения

Кучина Жанна Ефимовна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Фортепиано»

11.40 – 11.50

О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста

Валентейчик Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Баян»

11.50 – 12.00

Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену. Рекомендации педагога-струнника.

Силкина Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Домра», Апряткина Юлия Эдуардовна, педагог дополнительного образования по классу «Вокал», концертмейстер

12.00 – 12.10

Психологическая подготовка двуязычных детей к выступлению на сцене

Софьина Анна Александровна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, руководитель студии «Школьный театр»

12.10 – 12.20

Нормализация речевого дыхания как один из аспектов публичного выступления. Обучение дыхательным упражнениям.

Широкова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, дефектолог;

Белова Инна Ивановна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, логопед

12.20 – 12.30

Декоративно-прикладное творчество как предпосылка формирования успеха в публичном выступлении.

Петрованова Татьяна Михайловна, педагог-экспериментатор, педагог дополнительного образования, отделения декоративно-прикладного искусства, руководитель творческого отделения «Шанс»

12.30 – 12.40

Подготовка учащегося к концертному выступлению посредством создания ситуации успеха и неуспеха.

Ваднай Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, преподаватель вокального отделения по классу «Академический вокал»

12.40 – 12.50

Обратная связь. Обмен мнениями. Подведение итогов семинара.

12.50 – 13.00

Выдача сертификатов участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)

Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время пе...

Преодоление сценического волнения у обучающихся

В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в пери...