Правила партнерских отношений с учеником.
статья на тему

Моржанаева Ирина Николаевна

В материале представлены рекомендации для педагогов при простраивании взаимоотношений с обучающимися в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_partnerskih_otnosheniy_s_uchenikom.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Правила партнерских отношений с учеником 

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным. 
Контекст: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас прекращено, но я нормально отношусь к тебе как к человеку". Ваша вера в детей - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение. 

Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш гнев - то, чего добивается ученик! 
Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры «поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия. 

Правило 3. Не усиливайте напряженность ситуации. Недопустимо: 

  • излишнее повышение голоса;
  • использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";
  • сарказм;
  • переход на личности;
  • втягивание в конфликт других людей;
  • чтение на уроке морали;
  • критика внешнего вида;
  • передразнивание учеников и т. д.

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся. 

Правило 4. Обсуждайте проступок ученика не сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения. 

Правило 5. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию. 

Правило 6. Не показывайте ученикам агрессивную модель поведения (угрозы, крик, обвинения), они воспримут это как "разрешение" тоже вести себя агрессивно. Чаще всего это случается с мстительными учениками. 

Меры педагогического воздействия при проблемном поведении 
Если ребенок требует внимания, можно использовать следующие приемы: 

1. Минимизируйте внимание: 

  • часто лучший способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него реагировать;
  • установите зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика - он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает "хватит";
  • встаньте рядом, без взглядов и слов. Дети понимают, что они делают что-то не так, и быстро прекращают выходку, если вы подходите к ним;
  • вставляйте в контекст урока имя ребенка, который пытается нарушить поведение. Он поймет, что нужно успокоиться;
  • делайте письменные замечания. Просто положите записку с содержанием "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь". Посмотрите на реакцию ребенка;
  • формулируйте "Я-высказывание". Иногда хочется крикнуть: "Прекрати немедленно!". Психологи советуют использовать "Я-высказывание": "Лена, когда ты разговариваешь с Таней во время моего объяснения, я теряю мысль и сбиваюсь, перестань, пожалуйста, это делать!".

2. Используйте разрешающее поведение (запретный плод всегда сладок): 

  • доведите до абсурда демонстративную выходку (не хотят сидеть, пусть стоят, говорят плохие слова в вашем присутствии, например, в течение получаса);
  • используйте "разрешающую" квоту. Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, но только в том объеме, который обсужден заранее. Также оговорено, что этот объем будет уменьшаться. Техника "разрешенной квоты" работает только когда ученику нужно внимание. Особые отношения между учителем и учеником помогают получить ему внимание и не чувствовать себя ненужным.

3. Поступайте неожиданно (прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно): 

  • • используйте юмор (смех как разрядка);
  • • начните говорить тихим голосом. На вопрос: "Что вам больше всего не нравится в школе?" большинство учеников отвечают: "Учителя, которые орут!". Когда учителя говорят спокойно, ученики тоже говорят спокойно;
  • • временно прекратите вести урок: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Ненавязчивое давление педагога вскоре подействует.

4. Отвлекайте учеников: 

  • задавайте прямые вопросы: "Что ты думаешь по этому вопросу?", "А у тебя какое мнение?" Такие вопросы отвлекают от "плохого" поведения;
  • попросите об одолжении (собрать тетради, принести мел, взять журнал и т. д.);
  • измените деятельность учеников (дайте определенное задание).


5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: 

  • благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
  • хвалите их.


6. Пересаживайте учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются. 

Если ребенок использует мстительное и властное поведение, можно практиковать следующие приемы: 
1. Ищите изящный уход. Это дипломатический ход, позволяющий всем участникам конфликта "сохранить лицо" и избежать скандала. 
2. Признайте силу ученика. Помните: "каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие". Иными словами, чем больше давление - тем больше сопротивление учеников. "Я поняла, что ты не будешь выполнять задание". В такой фразе нет ни команд, ни наставлений. Ученику нечего возразить, урок можно продолжать, и, вероятнее всего, ребенок присоединится ко всем ученикам. 
3. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и теряет интерес к конфронтации. 
4. Перенесите обсуждение вопроса на потом. "У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас", "Возможно, ты прав. Давай поговорим об этом потом". 
5. Назначайте специальное время для обсуждения вопроса. "Я согласна с тобой это обсудить. Тебе подходит время после 6 урока?" И спокойно продолжайте урок. 
6. Озадачивайте учеников. "Может, ты и права... Но сейчас мы продолжим урок", "Я обязательно подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме..." 
Словесные выходки детей больно задевают, и если вы не знаете, как их отразить, меняйте тему, снимайте напряжение, разряжайте обстановку и озадачивайте учеников. 
7. Используйте технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно: 

  • в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);
  • другой класс (по договоренности);
  • специальное помещение (социального педагога, психолога);
  • кабинет администрации.

Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи. 
8. Установление санкций. Нарушения поведения имеют последствия. Мы можем установить определенные санкции для каждого конкретного нарушения поведения. "Когда ты делаешь это... то потом... (конкретное последствие)". 
Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны проступку и связаны логически с нарушением (сломал - почини, намусорил - убери, испачкал - вымой, оскорбил - извинись). Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Соразмерность санкций будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика. 
Санкции и наказания похожи, но наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны, они провоцируют ненависть, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной. 

Какие могут быть санкции: 

  • лишение ученика определенного свободного времени (на перемене, после урока);
  • лишение права пользоваться учебником, спортивным снаряжением, техникой и пр.;
  • лишение права доступа в определенные помещения школы;
  • возмещение убытков;
  • встреча с администрацией;
  • встреча с родителями.

Меры педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудач, могут быть такими: 

  • изменение методов объяснения учебного материала. Еще М. Монтессори определила, что для детей, не усваивающих абстрактный материал, необходимо делать его привлекательным, понятным, повторным. Для них следует готовить специальные задания, использовать работу в парах (ученическое репетиторство);
  • создание ситуации успеха ("Ты сможешь, у тебя получится!");
  • формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;
  • формирование веры в успех, внимание к любым улучшениям, раскрытие сильных сторон ребенка;
  • индивидуальная помощь ученикам.


  Стратегия поддержки учеников 

1. Принятие. Мы должны принимать ребенка невзирая на все его глупости, недостатки, проступки. Это помогает детям сохранить достаточное самоуважение и изменить поведение на более приемлемое. 

2. Внимание. Чем больше позитивного внимания (приветствия, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби) учитель уделяет в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. 

3. Уважение. Признание очень нужно человеку. Покажите ученикам, что вы их уважаете, что их дела очень полезны для школы или класса. Правильная похвала касается продукта, поведения, а не субъекта. Тогда дело будет продолжаться, а ученик не зазнается. 

4. Одобрение. Говорите ученикам, как вам нравятся их положительные черты характера или попытки что-то делать, их увлечения, достижения. Когда положительные черты учеников признаются педагогами, дети начинают хорошо относиться не только к себе, но и к ним. 

5. Теплые чувства. Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии выпускники будут с радостью вспоминать. 

Доброжелательные реакции, как правило, умножаются в геометрической прогрессии. Добрые отношения с учениками - лучшее средство в установлении дисциплины в классе. 

 Включение родителей и коллег-педагогов  

Работа учителя будет во много раз эффективнее, если мы сможем привлечь к ней родителей учеников. 
Когда родители и учителя объединяют усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется гораздо быстрее. Не секрет, что "трудные" дети живут в семьях "трудных" родителей. Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания не позволяет достичь хороших результатов в учебе. Поэтому можно сказать, что изменение стиля родительского отношения -это поворотный пункт в успеваемости и поведении ребенка. 
Чтобы наладить взаимоотношения с родителями "проблемных" детей, необходимо придерживаться нескольких правил.

Правила взаимоотношений с родителями 

  1. Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах (конкретно), а не просто "Ваш Миша... мешает всем учителям".
  2. Не обрушивайте на голову родителей сразу все проступки, назовите 2-3, иначе родители либо опускают руки, либо бьют ребенка от бессилия или злобы.
  3. Не надо запугивать родителей. Достаточно просто проанализировать данную ситуацию ("двойка", ссора с кем-то, невыполнение домашнего задания, нарушение дисциплины.) Не надо говорить о том, что может произойти, а может и не произойти.
  4. А вот позитивные предсказания полезны. Сделайте акцент на положительных качествах ученика, его малейшем успехе в чем-то и выразите свою уверенность в будущем успехе при условии помощи родителей своему ребенку.
  5. Помните, что родители - обычные люди. Не надо обижаться на них из-за их неумения или невнимания. Часто то, что вы от них требуете, - проблема учителей, а не родителей (например, изменение отношения конкретного ребенка к конкретному предмету, грубость в общении с определенными учителями или учениками).
  6. Приглашайте к сотрудничеству не только родителей, но и самих учеников, как бы возлагая на них часть ответственности за успех общего дела. Иногда открытия учеников относительно себя самих и своих товарищей могут оказаться более точными, чем заключения взрослых. Вместе с тем, когда ученики видят, что их «плохое» поведение дружно пытаются исправить и родители, и учителя, они понимают, что действительно пора что-то менять.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя" 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи»

Данная презентация может быть использована при работе администрации образовательного учреждения и классных руководителей....

"Я и мои права" Классный час для учеников 5 «а» класса МБОУ СОШ №3 в рамках Всемирного дня прав ребенка. Владикавказ, 2014 год

Ребенок имеет право на семью.Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей....

Формирование партнерских отношений в детском коллективе.

Формирование партнерских отношений в детском коллективе.    Думаю, многие согласятся, что самое важное в работе детского       творческого ...

Французский город Ле-Ман - побратим Ростова-на-Дону. К 40-летию партнерских отношений

Проект посвящен истории развития партнерских отношений между городами побратимами. В 2021 году исполняется 40 лет со дня установления побратимских связей Ле-Мана и Ростова-на-Дону....

"Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ"

Для любого ребенка главное место в жизни занимает семья, являясь главным фактором развития и становления личности ребенка. Именно в семье дети начинают усваивать нормы и законы человеческого общества,...

Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект

В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и в...