Тестирование - как средство мониторинга качества знаний обучающихся и мотивации к изучению предмета "Музыка"
материал ( класс) на тему

Уркина Светлана Николаевна

Рассматриваются формы и классификация педагогических тестов, правила их составления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

С. Н. Уркина, учитель музыки

ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка

м.р. Волжский Самарской области

1. Урок музыки,  так же  как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в средствах мониторинга качества знаний обучающихся. Учитель  наблюдает за продвиженим своих учеников на каждом этапе работы. Контроль и учет знаний на уроке музыки становятся стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизируют обучающихся, воспитывают у них критическое отношение к своей работе и приучают их к самоконтролю. Использование на уроках музыки тестовых форм контроля даёт наиболее объективную оценку качества усвоения обучающимися программных требований по предмету «Музыка».

2. Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. В переводе с английского тест означает пробу, испытание.

3. В массовой практике тесты являются одним из действенных средств педагогического измерения.

4.  Классификация педагогических тестов:

Входящие (предварительные)  - предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины. Сочетаются с требованиями компенсационного обучения, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях.

Текущие направлены на:

1) диагностирование хода дидактического процесса;

2) проверку одной из единиц содержания образовательного процесса (знания, умения, опыт);

3) организацию экспресс контроля осознания усвоенной информации программного содержания. Используются для для стимулирования у обучающихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышают интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные обучающимися в ходе урока или на протяжении 2-3 уроков.

Промежуточные – позволяют оценить качество освоения темы урока («Мелодия – душа музыки» и др.), раздела внутри программного модуля («Музыка и литература» и др.) или в конце учебного периода (триместр, полугодие); осуществить контроль качества сформированности специально-предметных умений и навыков.

Итоговые – предназначены для:

1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная) или по завершению изучения учебной дисциплины;

2) оценки уровня музыкально-учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания музыкального образования;

3) рейтинговой оценки качества сформированности уровней музыкальной деятельности.

«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые обучающимся на бумажной носителе в виде распечатки.

«Звуковые» тесты – в уроке чаще всего используются только как коллективные или фронтальные формы контроля.

«Компьютерные» тесты имеют преимущества и перспективы применения в образовании. Одно из главных требований к компьютерным тестам – многовариантность. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

В 2009 году мною создана электронная презентация по теме: «Создание теста на основе электронных таблиц MS Excel». Цель работы – помочь учителю-предметнику в создании проверочных тестов. В ней показано, как можно разработать автоматическую проверку знаний обучающихся (приводится пример тестового задания с тремя вопросами и четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный). Презентация размещена на моей странице Уркина Светлана Николаевна на nsportal.

5. Формы тестовых заданий.

6. Тестовые задания с выбором ответа сопровождаются инструкцией по их выполнению и состоят из двух частей: первая – содержит постановку проблемы, вторая – варианты готовых ответов. Если в тестировании используются звуковые фрагменты, то инструкция будет содержать информацию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву правильного ответа.

В заданиях с двумя ответами: среди двух ответов один – ошибка, другой - верный.

7. В заданиях с тремя ответами число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.

8. В заданиях с выбором нескольких правильных ответов инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трех (двух) правильных ответов. Обычно оценка таких заданий равна сумме каждого правильного ответа.

9. В инструкции  к заданиям на выбор неправильного ответа записано: обведите номер неправильного ответа.

10. В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Инструкция состоит из одного слова - дополните.

11. Тестовые задания на установление связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть:

1) композитор и его произведение;

2) фамилия композитора и его имя;

3) фамилия композитора и его национальность;

4) автор и музыкальный фрагмент;

5) произведение и его жанр;

6) средства музыкальной выразительности и их функции в произведении;

7) тип голоса и исполняемое произведение и т.п.

12. В заданиях на установление правильной последовательности в произвольном случайном порядке даны действия, процессы, элементы, связанные с определенной учебной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям этой формы имеет вид: установите правильную последовательность.

13. Задания в итоговых тестах располагаются по принципу возрастания их трудности. Для составления тестов итогового контроля, проводимого по окончании учебного года, необходимо выделить основные компоненты программного материала, предусмотренные содержанием обучения в конкретном классе. Эти компоненты отражены в календарно-тематическом планировании, которое составлено на основе учебной программы, образовательных стандартов и требований к уровню подготовки обучающихся.

14. При составлении тестов при формулировке текста задания необходимо помнить о следующем:

1) основной текст задания содержит не более 8-10 слов;

2) каждое задание должно выражать одну мысль;

3) задания должны быть краткими, четкими, в утвердительной форме;

4) ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие задания;

5) содержание, степень сложности и количество заданий должно достаточно полно охватить весь материал проверяемой темы.

15. Сейчас я представлю некоторые тестовые задания, которые  использовала в работе и предлагала своим обучающимся 5-7 классов.

Использованные источники:

Затямина, Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства).

Коваленко М. И., Пекшева А. Г. Справочник учителя 1-11 классов / Серия «Здравствуй, школа!». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.

Музыка. 2-4 классы : промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. О. П. Лагунова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 74 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тестирование – как средство мониторинга качества знаний обучающихся и мотивации к изучению предмета «Музыка» Уркина С.Н., учитель музыки ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка м.р. Волжский Самарской области

Слайд 2

Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Слайд 3

Основные задачи тестирования определение объема и качества освоения содержания программного материала; проверка и контроль уровня освоения основных видов деятельности обучающихся (музыкальной, учебной, исследовательской); проверка и оценка качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью; оценка педагогической деятельности учителя музыки.

Слайд 4

Типы тестов Входящие (предварительные) Текущие Промежуточные Итоговые «Бумажные», «Звуковые», «Компьютерные»

Слайд 5

Формы тестовых заданий с выбором ответа; на дополнение; на соответствие; на установление порядка.

Слайд 6

Задания с двумя ответами Пример. (Звучит фрагмент из «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского) Это произведение написал П. И. Чайковский? а) да; б) нет.

Слайд 7

Задания с тремя ответами Пример. Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка (звучит музыка – тема утки): а) гобой; б) кларнет; в) скрипка.

Слайд 8

Задания с выбором нескольких правильных ответов Пример. Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому: а) «Спящая красавица»; б) «Лебединое озеро»; в) «Золушка»; г) «Щелкунчик»?

Слайд 9

Задания на выбор неправильного ответа Пример. Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову: а) «Конек-горбунок»; б) «Золотой петушок»; в) «Снегурочка»; г) «Садко»?

Слайд 10

Задания на дополнения Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция. Данные слова могут быть преобразованы в прилагательные: а) «………….. марш» В. А. Моцарта; б) «………….. концерты» И. С. Баха; в) «………….. танцы» И. Брамса

Слайд 11

Задания на установление соответствия Кому из композиторов принадлежат произведения: 1. П. И. Чайковский А. «Картинки с выставки» 2. С.С. Прокофьев Б. «Снегурочка» 3. Н. А.Римский-Корсаков В. «Иван Сусанин» 4. М. П. Мусоргский Г. «Детский альбом» 5. М. И. Глинка Д. «Петя и волк»

Слайд 12

Задания на установление правильной последовательности Расставьте в правильном порядке названия нот в ДО мажорном звукоряде: ____ - Ре ____ - Си ____ - До ____ - Ми ___ - Соль ____ - Фа ____ - Ля

Слайд 13

Итоговые тесты Не могут состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной программе

Слайд 14

Алгоритм составления тестов 1. Определить цель тестирования. 2. Определить вид контроля. 3. Выбрать формы тестовых заданий. 4. Составить инструкцию, текст заданий и ключи к тесту.

Слайд 15

Использованные источники Затямина, Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства). Коваленко М. И., Пекшева А. Г. Справочник учителя 1-11 классов / Серия «Здравствуй, школа!». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=xfqrjdcrbq http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=hbvcrbqrjhcfrjd http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=gtnz+b+djkr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование, как инструментарий мониторинга качества знаний учащихся

Предложены тесты для контроля уровня знаний учащихся по математике. Тесты составлены таким образом, чтобы учащиеся могли видеть результат образовательного процесса. Визуализация итогов  тестирова...

Мониторинг качества знаний обучающихся по истории

Форма мониторинга качества знаний по предметам....

Мониторинг качества знаний обучающихся по ОБЖ за 2018-2021г

Результаты качества знаний обучающихся по сетевому городу за последние 3 учебных года...

Мониторинг качества знаний обучающихся на уроках английского языка

Мониторинг качества знаний обучающихся на уроках английского языка...