Формирование активной социальной позиции современной молодежи
статья ( класс) по теме

Данилова Татьяна Алексеевна

Статья Даниловой Татьяны Алексеевны, учителя истории и обществознания МБОУ СШ №16 г. Арзамас, "Формирование активной социальной позиции современной молодежи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А. Данилова

МОУ СОШ № 16

Арзамас, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ         ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В настоящее время более ясным становится  осознание ключевой роли молодежи в развитии государства и общества. От социально активной позиции молодёжи, обладающей нравственными качествами, и чувством патриотизма   зависит будущее страны.

 На деле мы часто сталкиваемся с политической инфантильностью, равнодушием молодых людей по отношению к окружающим, к судьбе страны. По результатам социологического опроса, проведенного среди  старшеклассников школы, основными ценностными ориентирами в жизни являются материальная обеспеченность (56%-девушек; 48% - юношей), получение хорошего образования и работа на престижной должности (66% - девушек; 73% - юношей), хорошая семья (80% -девушек;   65% - юношей). Это свидетельствует о прагматичной позиции большинства молодых людей.

 Во многом, прагматичная позиция молодежи – это результат современной информационной политики.  Опрос старшеклассников показал, что большинство из них предпочтение отдают боевикам, молодежным сериалам, развлекательным шоу.  К тому же все новостные программы телевидения построены на чрезвычайных происшествиях, а сразу после новостей идут подробные криминальные хроники.  В таком  информационном поле школьнику невозможно остаться патриотом и сохранить общественные устремления.

Современная школа играет важную роль в формировании активной жизненной позиции, если конечная цель образования направлена на формирование компетенций. В структуре ключевых компетенций выделяется формирование компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя).

Практика показывает, что на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности формируются гражданские навыки и знания, или компетенции. Практические задания по обществознанию, правоведению, подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям, разнообразные формы уроков (семинары, дебаты, практикумы, работа с историческими документами, с Конституцией РФ), Интернет - викторины, презентации  позволяют использовать знания для активного участия в общественных  процессах.  

Ежегодно проводимые школьные правовые игры «С законом на «ТЫ» формируют гражданские навыки. Учат старшеклассников объяснять, анализировать, оценивать и отстаивать свою позицию. При реализации в школе социальных проектов ребята учатся работать в команде, быть уверенными в себе,  узнают, как приносить пользу, участвуя в жизни общества. Так, в  нашей школе в рамках  проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»  объединились  ребята разного возраста.  Они  разработали реальный план действий на учебный год в соответствии с собственными интересами и интересами школы. Затем составили схему действий и определили сроки реализации проекта.  

Ребята совместно со всеми членами школьного сообщества организуют школьные мероприятия (День матери, День пожилого человека). Проводят встречи выпускников, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда и др. В процессе работы над проектом у ребят появилась возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.  

Большая работа по формированию социальной активности приводит к результатам: 67% старшеклассников считают необходимым создание молодежной организации в школе, а 54% опрошенных выражают готовность вступить в  объединение, где смогут реализовать полученные знания и навыки в сфере гражданско-общественной деятельности. Желание ребят создать молодежное объединение объясняется  тем, что они уже имеют опыт участия в школьном детском объединении  «Экос».

     Ребята полагают, что  молодежная организация позволит им участвовать в решении важных вопросов школьного сообщества. А также поможет организовать общение, совместный досуг, развить лидерские качества,  защитить  их права,  помочь друг другу в решении жизненно важных вопросов. Такая позиция детей проявилась при обсуждении основных направлений работы будущего молодежного объединения в нашей школе.

70% взрослых респондентов (из 25 человек) объясняют необходимость существования  молодежной  организации тем, что она позволит сформировать активную гражданскую позицию молодых людей и  убережёт их от асоциального поведения. По мнению взрослых, одной из важнейших функций молодежного объединения является возрождение коллективной солидарности, которая  за последние десятилетия сменилась индивидуализмом. В молодежном объединении ребята смогут получить опыт соотнесения собственных интересов с опытом окружающих

Работа, проводимая в школе, позволит воспитать социально активную личность, которая заинтересована в будущем своей страны.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»

Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся...