Формирование активной социальной позиции современной молодежи
статья ( класс) по теме
Статья Даниловой Татьяны Алексеевны, учителя истории и обществознания МБОУ СШ №16 г. Арзамас, "Формирование активной социальной позиции современной молодежи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Данилова
МОУ СОШ № 16
Арзамас, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В настоящее время более ясным становится осознание ключевой роли молодежи в развитии государства и общества. От социально активной позиции молодёжи, обладающей нравственными качествами, и чувством патриотизма зависит будущее страны.
На деле мы часто сталкиваемся с политической инфантильностью, равнодушием молодых людей по отношению к окружающим, к судьбе страны. По результатам социологического опроса, проведенного среди старшеклассников школы, основными ценностными ориентирами в жизни являются материальная обеспеченность (56%-девушек; 48% - юношей), получение хорошего образования и работа на престижной должности (66% - девушек; 73% - юношей), хорошая семья (80% -девушек; 65% - юношей). Это свидетельствует о прагматичной позиции большинства молодых людей.
Во многом, прагматичная позиция молодежи – это результат современной информационной политики. Опрос старшеклассников показал, что большинство из них предпочтение отдают боевикам, молодежным сериалам, развлекательным шоу. К тому же все новостные программы телевидения построены на чрезвычайных происшествиях, а сразу после новостей идут подробные криминальные хроники. В таком информационном поле школьнику невозможно остаться патриотом и сохранить общественные устремления.
Современная школа играет важную роль в формировании активной жизненной позиции, если конечная цель образования направлена на формирование компетенций. В структуре ключевых компетенций выделяется формирование компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя).
Практика показывает, что на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности формируются гражданские навыки и знания, или компетенции. Практические задания по обществознанию, правоведению, подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям, разнообразные формы уроков (семинары, дебаты, практикумы, работа с историческими документами, с Конституцией РФ), Интернет - викторины, презентации позволяют использовать знания для активного участия в общественных процессах.
Ежегодно проводимые школьные правовые игры «С законом на «ТЫ» формируют гражданские навыки. Учат старшеклассников объяснять, анализировать, оценивать и отстаивать свою позицию. При реализации в школе социальных проектов ребята учатся работать в команде, быть уверенными в себе, узнают, как приносить пользу, участвуя в жизни общества. Так, в нашей школе в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» объединились ребята разного возраста. Они разработали реальный план действий на учебный год в соответствии с собственными интересами и интересами школы. Затем составили схему действий и определили сроки реализации проекта.
Ребята совместно со всеми членами школьного сообщества организуют школьные мероприятия (День матери, День пожилого человека). Проводят встречи выпускников, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда и др. В процессе работы над проектом у ребят появилась возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Большая работа по формированию социальной активности приводит к результатам: 67% старшеклассников считают необходимым создание молодежной организации в школе, а 54% опрошенных выражают готовность вступить в объединение, где смогут реализовать полученные знания и навыки в сфере гражданско-общественной деятельности. Желание ребят создать молодежное объединение объясняется тем, что они уже имеют опыт участия в школьном детском объединении «Экос».
Ребята полагают, что молодежная организация позволит им участвовать в решении важных вопросов школьного сообщества. А также поможет организовать общение, совместный досуг, развить лидерские качества, защитить их права, помочь друг другу в решении жизненно важных вопросов. Такая позиция детей проявилась при обсуждении основных направлений работы будущего молодежного объединения в нашей школе.
70% взрослых респондентов (из 25 человек) объясняют необходимость существования молодежной организации тем, что она позволит сформировать активную гражданскую позицию молодых людей и убережёт их от асоциального поведения. По мнению взрослых, одной из важнейших функций молодежного объединения является возрождение коллективной солидарности, которая за последние десятилетия сменилась индивидуализмом. В молодежном объединении ребята смогут получить опыт соотнесения собственных интересов с опытом окружающих
Работа, проводимая в школе, позволит воспитать социально активную личность, которая заинтересована в будущем своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-232381-1601834487.jpg)
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
Формирование активной гражданской позиции...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-407084-1393431841.jpg)
Культурное наследие и духовность России как основа формирования активной гражданской позиции молодежи.
Эссе на заявленную тему....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-496098-1414219890.jpg)
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
«Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
Выступление на педсовете...
Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»
Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-553322-1419285981.jpg)
Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся
Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся...