Конспект занятия по теме "Знакомство с понятием певческая дикция"
план-конспект занятия ( класс) на тему

  • Данный материал поможет при знакомстве с понятием певческая дикция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме « Знакомство с понятием певческая дикция», педагог дополнительного образования Михайлова Е.В.

Цель: Познакомить с понятием "Певческая дикция". Развивать артикуляционный аппарат учащихся посредством отработки правильного произношения слов во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

1.Обучить правильному произношению скороговорок.

2.Развить певческий и артикуляционный аппарат.

3.Формировать речевую культуру. Воспитывать внимательность и добросовестное отношение к труду.

Оборудование и материалы: ноутбук, музыкальный центр, проектор, микрофон.

 Методическое обеспечение занятия:

Видеофрагмент отрывка  международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»; плакат по теме « Певческая дикция», видеоматериал "Схема голосового аппарата", музыкальный материал для игры «Угадай мелодию»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.  Организационный момент.

Педагог:     Здравствуйте дети!

Я рада видеть вас на занятии по вокалу.

II.   Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы окунемся в увлекательный мир музыки, а отправится с вами в путешествие Мальвина. Давайте ее поприветствуем! (аплодисменты)

Под музыку входит Мальвина

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Предлагаю  вам поиграть в игру «Угадай мелодию». Отгадав мелодии, каждый из вас может  получить фрагмент пазла. сложив которые, вы узнаете тему занятия. (Проводит игру «Угадай мелодию», складывается тема занятия «Певческая дикция»).

Педагог:Молодец. Мальвина! Ты нам очень помогла, большое тебе спасибо» (Мальвина убегает под музыку)

  Педагог:   Сегодня мы будем работать с вами над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. И познакомимся с понятиями "дикция" и " артикуляция"

Итак,  Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог: Артикуляция –  Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание  звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Давайте рассмотрим, что мы называем голосовым  аппаратом? Внимание на экран (Видео просмотр)

   Педагог:  Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».

Педагог:К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.  

Великий итальянский оперный певец Энрике Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Как вы думаете, зачем он,  это делал?

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог:      Да, вы совершенно правы. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.Вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. А как выдумаете, с помощью чего  можно настроить артикуляционный аппарат? Что же для этого нужно сделать?

 Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того,  чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

 Педагог:     Молодцы! Скажите, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося:  Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог:      Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

III. Практическая часть.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие  речевого аппарата.

Педагог:      Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на  предыдущих занятиях.

Педагог разбивает учащихся по парам. 

Педагог: Сначала четко проговорим скороговорки, а потом пропоем их под музыку.(проговаривают и поют) Первая скороговорка  «От топота копыт пыль по полю летит "

Теперь данную скороговорку вам нужно будет обыграть… 1 учащемуся будет очень холодно. 2 учащемуся будет очень жарко. В этих состояниях нужно будет произнести скороговорку.

Вы сейчас, в каждой  паре вы должны определить роли и шепотом подготовиться.

Слово участникам! (пары выступают по очереди)

Педагог:      Спасибо. Послушайте, пожалуйста, следующую скороговорку

Скороговорка «Ярило»

Ярило, Ярило

По небу катило,

А туча нашла

И Ярило закрыла.

 Педагог:  Какая буква в этой скороговорки  часто повторяется?  (р) Что такое ярило?

Предполагаемый ответ учащегося:    Ярило – это бог солнца у древних славян.

Рекомендации:

 В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Педагог: Спасибо, молодцы! переходим к следующей скороговорке.

Скороговорка «Сороки»

Три сороки тараторки тараторили на горке.

 Рекомендации:

В скороговорке идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р». Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.

Данную скороговорку вам нужно будет тоже, обыграть… 1 ученик будет мамой, которая ругает сына, что он пришёл с улицы в мокрой одежде.2 ученик -  ребенок, который оправдывается. В этих состояниях нужно будет произнести скороговорку.

Вы сейчас, каждый в своей паре должны определить роли и шепотом подготовиться.

Слово участникам!(пары выступают по очереди)

Педагог: Молодцы!

Сейчас вы услышите новую скороговорку о древнерусском боге любви  Леле на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушайте, пожалуйста.

Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением

На дворе звенит капель,

У реки сидит бог Лель

И играет на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

Рекомендации:

В скороговорке Лель отрабатывается правильное произношение согласных букв «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения.

Педагог: А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы,  Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место.  Пожалуйста, обратите внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетативом.

Просмотр видеофрагмента. Видео-пауза 

 Мы с вами тоже поработали над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Педагог:      Послушаем первое упражнение, которое называется "гамма" и приготовимся пропеть его.

Слушаем фонограмму, а потом поем все вместе.(Поют)

Педагог:      Хорошо. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется "ми -ре -ми -ре ми"

Сначала слушаем, а потом поём. (Поют)

Педагог:      Прекрасно, наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

IV.Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

Песня    " Человек - чудак» –   разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Педагог: Сегодня мы начнём разучивать новую песню "Человек - чудак". Давайте сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами. (Текст песни проецируется на экран)

Рекомендации:

Во время работы над вокальным произведением "Человек - чудак", необходимо обратить внимание на чёткое произношение  слов, особо обращая внимание на работу артикуляционного аппарата и дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом.  

Работа над разучиванием слов и исполнением песни "Человек - чудак"

1.Утром в среду, днем в субботу

Или в дождик четверга,

День за днем одни заботы, -

Жизнь бывает нелегка.

Но когда закроют тучи

Небосвод, и все не так,

Как весенний солнца лучик

Вдруг появится чудак!

Припев:  Человек-чудак!

                Он в оранжевой рубашке!

                И цветы в руках:

                Незабудки и ромашки!

                Светом радости

                Он развеет грусть и мрак!

                Этот милый человек,

                Человек-чудак!

V. Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, познакомились с новыми понятиями. Я надеюсь, что теперь вы уже сознательно будете использовать эти знания для совершенствования своего вокального  мастерства.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...

«Формирования навыка певческой дикции в работе с хоровым коллективом»

- Речевые игры и вокальные упражнения. - Формирование певческого аппарата у школьников- Выработать умение четкого произношения слов во время исполнения...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...

Конспект занятия "Формирование певческих и исполнительских навыков"

Занятие проводится по образовательной программе «Эстрадный вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских...

Конспект занятия "Работа над дикцией"

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала....

Конспект занятия "Певческая установка"

многообразие певческих голосов...