Конспект занятия "Формирование певческих и исполнительских навыков"
план-конспект по музыке

Недоросткова Алла Галисовна

Занятие проводится по образовательной программе «Эстрадный вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем (10  человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-13 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по вокалу

Занятие проводится по образовательной программе «Эстрадный вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем (10  человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-13 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1.   формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2.  создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения
  2. знакомство с одним из видов двухголосного пения: канон
  3. навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование:  фортепиано, музыкальный центр, микрофон, флэш-накопитель, фонограммы минус, плюсовое исполнение  «Про варенье», «Рыба-солнце»,   раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1        занятие – 1ч 30 мин

I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II.Подготовительный этап:  гимнастика артикуляционного аппарата,  фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV.Основной этап  — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.    Пропевание песен «Про варенье», «Рыба-солнце» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2.   Работа с солистами.- 4 мин

3.   Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4.   Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- физкультминутка

5.   Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6.   Повторение песни «Папа-ёжик»  – 5 мин

V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности,

эмоциональном состоянии – 2 мин

VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под

фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

каждого ученика – 10 мин

VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем

занятии — 2 мин

Содержание учебного занятия:

I.Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

—Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущенывниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II. Подготовительный этап:

Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как   бы жуя его.

—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая  интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.    Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш»,  «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—     свободу мышц

—     правильность осанки;

—     активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

—     умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—     общая внятность речи;

—     ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
•добиться определенности в атаке звука
•уточнить интонацию в момент атаки звука
•  выстроить унисон

Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа)

1.    Пение с закрытым ртом способствует  выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение  поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт),  высоким небом,  ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М».

 2.   Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.     Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.    Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания  регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

III.            Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем  надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей.  Что же такое канон?  Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)    речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем  вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)    Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона  пропеть  всем  вместе с педагогом:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети    исполняет 1-голос, а педагог – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Рыба-солнце» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Рыба-солнце» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача  научить обучающихся  слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Завтра». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зависит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения  школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.    Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .

Массаж спины.

Свободное время

3 этап. Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4  этап. Пение песен с микрофоном.

5  этап.  Работа над движениями в песне «Завтра»

6  этап. Повторение песни « Папа-ёжик»

IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей"

Методические рекомендации по формированию исполнительских умений воспитанника в процессе обучения народному пению....

Открытый урок "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона"

Открытый урок на тему: "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона" был проведен с ученицей 1 класса Пшенкиной Варварой во втором полугодии учебного года....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Дипломная работа на тему: "Импровизация как стимул развития исполнительских навыков"

Развитие творческих способностей как один из факторов личностного развития подростков....

Урок на тему: “Формирование исполнительских навыков при игре на гитаре: приемы “апояндо” и “тирандо”

В материале представлен урок по изучению приемов игры на гитаре «апояндо» и «тирандо»....