Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах самих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopatina_tehkarta_.odt22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Учитель: Лопатина Г.В., учитель ОГА ОУ «Ступени»

Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                                                                              Класс: 6 класс                                                                                                                                                                                                                                                                             Тип урока:  урок  комплексного  применения    знаний -  практикум                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тема

Биробиджан — мой любимый город. Урок развития речи по теме «Текст. Стили речи.» (на материале творческих работ учащихся)

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

Образовательные:

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.                                                                                                                                                                                                                        2.Формировать  умения  «узнавать» тексты  разных   стилей  по их особенностям, целям и сфере употребления.                                                                                                                                                     3.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

  1. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  2. Формировать умения анализировать и объективно оценивать свои творческие работы  и сочинения других ребят.

Коррекционно-развивающие: обеспечить возможность каждому учащемуся  достичь определенного уровня,  активизировать  самостоятельную деятельность, стимулировать творческую деятельность школьников.

Воспитательные: 1. Через восприятия текста воспитывать патриотизм, любовь к своему городу, малой родине, уважение к людям, живущим в нем.2. Воспитывать бережное отношение к  литературному язык, задуматься о его  красоте,  величии..

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                          Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                                      Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Текст. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение.Экспозиция. Рефлексия.

Ресурсы

Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией, выставка книг, посвященная Биробиджану, толковые словари

Организация пространства

Индивидуальная работа,  самостоятельная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые результаты

УУД

1.Орг. момент.                  Цель : создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Стимулирую деятельность учащихся:                          -читаю  эпиграф к уроку-отрывок из стихотворения выпускницы МОУ СОШ 5 Кисиной Екатерины «Ты — мой любимый город»;                                                             -сообщаю тему урока.

Приветствие учителя;

- сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе;

-запись темы в тетрадь

Сегодня у нас урок развития речи «Биробиджан — мой любимый город» Все тексты, к которым  мы будем обращаться, -это творческие работы наших учащихся или сочинения ребят, которые окончили нашу школу недавно. Наша задача - научиться «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям, целям и сфере употребления.

Итак, задача ясна, и мы приступаем.

                                            … Ты не Хабаровск, не Москва,

                                                   Ты не Нью-Йорк, Варшава.

                                                    И не имел ты никогда

                                                    Такой огромной славы.

                                                 Забудь про все хотя б на миг:

                                                  Не зря ты на Земле возник!

                                                   Я повторю:»Ты лучше всех,

                                                  Ты — мой любимый город!»

     Оформим день. Дата. Тема. Эпиграф. Звучит еврейская мелодия.

Личностные:

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Помочь учащимся целостно представить работу по развитию речи в рамках темы.

2.Экскурсия  по родному городу. На экране слайды «Путешествие  по Биробиджану»                            Цель: актуализация  опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при  анализе текста.

Для достижения цели использую:                         -игровую деятельность,

 -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик),                  

самостоятельность учащихся за контролем знаний,                                                   -дифференцированная помощь.

Проводит экскурсию (1чел.)                                                    

Выполняет задания с классом (1чел.)

Отвечают у доски. Указывают признаки текста, стили, типы речи

  1. Экскурсовод 1. Я приглашаю вас на экскурсию по Биробиджану.

На экране текст.

Город Биробиджан. Мой родной и любимый город!Тишина. Ночь прошла. Тени удлиняются, все окутывается нежным туманом... наступает новый день.

Когда солнце освещает сопки и реку Биру, город преображается. Небо приобретает необыкновенную голубизну. Город улыбается новому дню,

расцветает и начинает благоухать. Биробиджан встречает новый день — день добра, мира и красоты.

  Приступаем к выполнению заданий.

Беседа с учащимися.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите тему, идею, стиль, тип текста.

  3.      Поставьте цели, чтобы урок был полноценным.

  Признаки текста, тема, идея, стили речи, типы речи                            

Помочь  осознать значение  изучаемой  темы,  -совместной деятельности,                             -развивать  умения  классифицировать  познавательные объекты,                                           - развивать монологическую и диалогическую речь.

3.Экскурсия №2 и задания по ней.                   Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма  в определении признаков текста, правил орфографии,                 продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию   речи, алгоритмического мышления, грамотного письма.

.                      Использую,  кроме игры, следующее:                 - аргументированный ответ;                                               -самостоятельную работу в сочетании с беседой;                               -участие учащихся в оценке качества знаний;                                              -выборочно- распределительное письмо (анализ)

Знакомятся с экскурсией.

Записывают текст.                          

Вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограмм.      Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний.

  1. «Экскурсовод»2 (Слайды) К доске –«учитель».

Приступаем к выполнению заданий. Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы

Предлагается текст из сочинения Горевой Виктории, ученицы 6 класса МБОУ СОШ №5

Люблю свой горо.... Если сравнивать наш молодой город с другими, имеющими многовековую историю, то возр...ст, конечно, просто младенческий, но для нас — молодых- почтенный, и я хочу, чтобы вы посм...трели на него моими глазами...

Очередное зимн...е утро. Я иду в школу. Город будто окутан белой дымкой, и кажется, что он (не)обычен и удивительно сказочен. Сегодня очень м...розно. Мимо бегут люди. Они не замечают (ни)_чего вокруг: ни потрясающе красивых, покрытых снегом и ин...ем веток деревьев, ни нежного, почти музыкального, хруста снега под ногами, ни мелких ажурных снежинок, р...ящихся в свете фонарей. Я люблю свой город зимой: он напоминает мне сказку своими белоснежными дворами и дорогами, а после (не)давнего снегопада , идя по узеньким тропинкам, я представляю, что вот-вот увижу дом Морозко или избу бабы Яги...  

Задание 1. Докажите, что это текст.

  1. Указать наличие грамматической связи между предложениями (цепной, параллельной).
  2. Определите стиль и тип речи

-Повторить орфограммы : безударные  гласные в корне слова, сомнительные  согласные, чередующиеся гласные;                                                        -  алгоритм применения на практике.

 Регулятивные УУД  – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей;Развивать умения     правильно  применять   теоретический материал в выполнении  практического задания,                           –закреплять понятия  текста, стиля

4.Экскурсия №3 и задания по ней.                 Цель: обеспечение развития умения ставить цель к новому заданию, планировать свою деятельность,

обеспечить применение учащимися знаний   при  анализе текста.              

Продолжают работать, используя те же методы.                               Даем словесную оценку деятельности «экскурсоводов» и «учителей» от класса.

Знакомятся с экскурсией.                  

Указывают функции , цели, признаки стилей.

  1. «Экскурсовод» 3 (Слайды)

Монологическая речь.

  1. Указать основную функцию, цель, общие признаки (любого на выбор) определенного стиля.
  2. Назвать типы речи, отличительные черты каждого из них.
  3.  По какой композиционной схеме строится повествование? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) .
  4. А рассуждение? (Тезис-доказательство вывод).

Композиционные схемы повествования, рассуждения, описания

-Развивать умения                                                                                          структуировать информацию,                  -умение классифицировать познавательный объект,                                         -осознавать практическую значимость материала.

5.Экскурсия №4 . Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,

обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

Проверяю готовность выполнить  задание                                                              - по активности каждого,                                            -эмоциональному климату в классе;               - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ;                      -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения  работы.

Знакомятся с экскурсией.                     Работают с толковыми словарями. Знакомятся с этимологией слов.Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя.

  1. «Экскурсовод» 4 (Слайды).

По страницам словаря.

Экспозиция — вступительная часть литературного или музыкального произведения, содеожащие мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Экспрессия — выражение чувств, переживаний, выразительность.

Эмоции — душевное переживание, чувство

Стандартизировать — устанавливать стандарты, придавать однообразие, стандартные формы.

На экране текст из сочинения Горевой Виктории

А любите ли вы мой город? Я дружу с ним с самого рождения. Здесь живут все мои самые близкие и дорогие люди. Здесь очень много мест, с которыми у меня связаны самые близкие и дорогие люди. Здесь у меня появилось много друзей. Здесь я учусь быть хорошим человеком.

Разве можно не любить этот удивительный город?! Ведь он такой красивый, зеленый, спокойный и главное — родной.

Остановитесь на минутку, когда идете утром на работу. Послушайте знакомые с детства звуки, почувствуйте знакомые с детства ароматы, вспомните, сколько хорошего случилось с вами в этом городе, сколько дорогих сердцу людей здесь живет. Ведь если вы не научитесь любить свой город, вы никогда не будете в нем счастливы.

Задание.

1.Доказать, что это рассуждение (риторические вопросы, налицо аргументы-доказательства, подтверждающие любовь автора к родному городу, вывод)

2.Найти изобразительно-выразительные средства в тексте (Эпитеты: близкие, дорогие люди; красивый, спокойный, родной город; многолюдный, перспективный).

Метафоры и олицетворения (дружу с городом; город рос; учусь быть человеком);

инверсия (любите ли вы;  люди близкие живут)

анафора (первые предложения)

синтаксический параллелизм ;

градация (большой, многолюдный, перспективный).

 

- Лексическое значение    слов , необходимых  для понимания текста;                                     изобразительно-выразительные средства,

-развивать умения организации  деятельности,                     умения формулировать проблему и предлагать пути решения;                                       - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы в вариативной форме.

6.Написание сочинения-миниатюры.Цель: развивать речь учащихся, контролировать формирование умения ясно излагать свои мысли, усвоения норм литературного языка, способность композиционно -логически, грамматически правильно строить свою письменную речь.

 Использую фронтальную беседу по вопросам урока.              Далее проверяю знания, используя сочинения, написанные учащимися

  1. Сочинение-миниатюра по теме «Моя малая родина» (повествование с элементами описания)

Уметь различать типы речи: описание от  повествования, повествование от рассуждения

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения ЗАДАНИЯ.Интеллектуальные: уметь логически последовательно ИЗЛАГАТЬ СВОИ  МЫСЛИ, определять границы каждой части.

7.РАбота с толковым  словарем Ожегова

  1. По страницам словаря

 Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

Лексическое значение используемых слов

Познавательные УУД –  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  словарей

8.ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА СОЧИНЕНИЯ «ПРОПЕЛА СКРИПКА МНЕ СТИХИ» ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ГИТАРЫ

  1. Чтение отрывка Коноваловой Алины из творческой работы выпускника МОУ СОШ  №5 Панова Андрея «Пропела скрипка мне стихи» под аккомпанемет гитары (играет ученик этого же класс Ляшенко Филлип)

Коммуникативные УУД – умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций

9.Итог урока. Цель: проверка сформированности   общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

 Показываю на экране критерии оценивания для самооценки.      Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками.

Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя.

  1. (Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы. Рефлексия.
  1. Что повторили?
  2. Что узнали нового?
  3. Что хотелось бы узнать еще?
  4. Что показалось трудным?

Выразить свое отношение к городу (выбрать шар определенного цвета):

Красный - «Я люблю свой город»;

Синий - «мне безразлична его судьба»

 

Урок окончен. Спасибо за работу!

Д/з Сочинение  рассуждение по теме «За что я лблю свой город»

-Все термины,которые   повторялись на уроке

- помочь осознанию значимости изучаемого материала; -ценности совместной умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций деятельности;                            -умения адекватной самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...

Технологические карты к урокам русского языка 6 класс

Технологические карты 6 класс русский язык...