Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Климова Анна Владимировна

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разработан для учителей, работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка в 8 «А» классе от 28.04.2014г.

(учитель: Климова Анна Владимировна; ГБОУ СОШ №252 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Описание материала: 

        Урок русского языка по теме «Косвенная речь» разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова.

При изучении программы используется методический комплекс в соответствии с пр.№ 1067 от 19.12.12. «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год», включающий: учебник (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Разумовская М.) и методическое пособие для учителя (Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009).

         Конспект предназначен для учителей, работающих по программе ФГОС.  С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода используются групповые формы работы, работа в парах. Именно эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат. С понятием «косвенная речь учащиеся знакомились в 7 классе, поэтому тема для них не является новой.

Тема урока: «Косвенная речь»

Тип урока: комбинированный

Цель: научить заменять прямую речь косвенной, грамматически правильно оформлять высказывание как в устной речи, так и в письменной.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование понятия «косвенная речь».
  2. Формировать умение отличать формы высказывания.
  3. Учить грамматически, орфографически точно оформлять высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых
  2. Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  3. Развивать навык контроля и самоконтроля

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и внимание к русскому языку
  2. Сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности, эстетические чувства.
  3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе.

Опорные понятия: косвенная речь, диалог, прямая речь, сложное предложение, сжатие текста, грамматика, орфография.

Межпредметные связи: МХК, литература.

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии.

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Научить заменять прямую речь косвенной, грамматически правильно оформлять высказывание как в устной речи, так и в письменной.

Уметь грамматически точно переводить прямую речь, диалоговую форму речи в косвенную.

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Учебник, отрывок рассказа

В. П. Астафьева «Земляника»  для исследования, словарь синонимов, этимологический словарь, «защитный лист», тесты, оценочные листы.

Проектные папки -  лингвостилистический анализ текста, историческая справка, сочинение, сообщение «календаристов» о дате (28 апреля), рабочие тетради, учебник.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология проблемного диалога

Вовлечение учащихся в учебный процесс, представление визитной карточки урока, создание благоприятной атмосферы на уроке.

Выяснение активной/ пассивной позиции во время урока (оформление «Защитного листа»)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Целеполагание, планирование работы, внесение необходимых коррективов в план работы, перекодирование информации.

Выбирать, как поступить, осваивать новые социальные роли и правила, идти на взаимные уступки в разных ситуациях. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Осознавать свои эмоции, Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология проблемного диалога

Создание развивающей учебной среды, консультирование учащихся по домашнему заданию.

Работа с текстами сочинений, с толковым словарем (дома), мини-исследование на основе текста, исправление ошибок, выводы-анализы.

Находить в тексте сочинения ошибки и исправлять их. Работать с толковым словарем, со словарными статьями, выяснять значение слов, анализировать.

Формулировать понятия, анализировать, обобщать, делать выводы, смысловое чтение, разные виды чтения (умение выбирать вид чтения чтения)

Этап целеполагания

Фиксация цели на доске в виде картинки-схемы

Формулировка цели. Просмотровое чтение (текст)

Оформление рабочего поля тетради.

Просмотровое чтение Умение классифицировать, сравнивать, выяснять причинно-следственные связи.

Просмотровое чтение Умение классифицировать, сравнивать, выяснять причинно-следственные связи.

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления.

Здоровье -сберегающая технология

ИКТ (слайд 1) консультирование учащихся о понятии «косвенный». Обратить внимание, что если прямая речь – это речь «говорящего лица», передаваемая автором безо всяких изменений, от имени этого же лица, то косвенная речь передает лишь содержание чужой речи, и не от имени, говорящего, а от имени самого автора.

Создание условий для творческой деятельности учащихся.

Составить структурно-логическую схему теоретической части §38

Консультирование учащихся.

Предложение прокомментировать Слайд 2

ФИЗМИНУТКА (видеоуроки

www.youtube.com)

Текст

Задание: представить часть диалога в виде косвенной речи.

Направление на выявление речевых ошибок.

Слайд 3

Прочитать предложения, исправить ошибки.

Самостоятельная работа (тест)

Групповая исследовательская работа по выявлению задач урока.

Осознание особенности косвенной речи, отличия косвенной от прямой речи, от диалоговой формы.

Осознание трудностей (орфографических, грамматических) перевода прямой речи в косвенную.

Работа с источником информации – учебником.

Составление структурно-логической схемы теоретической части §38.

Комментарий слайда 2.

Отдыхают

Текст В. П.Астафьева. Представляют часть диалога в виде косвенной речи. (Осознание трудностей, удачи, неудачи)

Работа в группах

Цель-набрать коллекцию слов-заместителей глагольной пары сказал-ответил.

Читают предложения, исправляют ошибки.

Самостоятельная работа (тест)

Сформировано умение выявлять трудности определенного этапа работы

Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения    на простом и сложном уровне

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы)

Умение различать прямую и косвенную речь.

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ)

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач

Умение различать прямую и косвенную речь.

Выдвигать версии, излагать свое мнение, корректировать мнение, создавать письменное высказывание.

Преодолевать конфликты.

Осуществлять выбор выполнения заданий, анализ, обобщение, умение определять понятие.

Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач.

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты,  гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

 (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать

Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Применять и корректировать

полученные знания.

Наблюдение, внимание, анализ работы.

Этап: Подведение итогов.

Технология развития критического мышления.

Организация рефлексии, комментирование оценок, объяснение вариативного домашнего задания.

Выявление соответствия целей и задач урока, его результативность, самоконтроль.

Сформировано понятие

«косвенная речь»

Умеют грамматически правильно оформлять высказывание, могут исправлять ошибки в речи.



Предварительный просмотр:

Отзыв

об уроке русского языка в 8-м классе

Тема: «Косвенная речь».

Учитель: ГОУ СОШ № 252 Красносельского района А.В. Климова

Тема урока соответствуют примерной программе среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (Русский язык). Используется УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 8 класс» - М.: Дрофа, 2009.

Урок А.В. Климовой посвящен формированию навыков передачи чужой речи разными способами (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, указывающими на чужую речь, тематическая речь), осмыслению функционального значения косвенной речи, необходимой для оформления текста-рассуждения и потому значимой в процессе речевого развития учащихся.

В связи с этим учитель на уроке ставил перед собой ряд важных и интересных задач как содержательного, так и технологического характера:

  • продолжить формирование понятия «косвенная речь»;
  • формировать умение отличать формы высказывания;
  • учить грамматически, орфографически точно оформлять высказывания;
  • развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых;
  • развивать навык контроля и самоконтроля;
  • совершенствовать речевые умения учеников в процессе создания собственного устного и письменного речевого высказывания;
  • формировать метапредметные компетенции, обеспечивающие процессы восприятия, анализа и понимания текста и коммуникации.

Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов и универсальных учебных действий (УУД). Планируемые результаты урока подробно изложены в методической разработке материала.

При составлении плана урока были использованы новые, современные подходы к его организации. В основе урока – проблемно-деятельностный подход, в рамках которого ученик овладевает универсальными учебными действиями, поэтому в содержании урока поэтапно четко обозначены планируемые результаты и УУД, что облегчает итоговый самоанализ урока, выявление и корректировку неудачных моментов урока.

Личностные УУД формируются на разных этапах урока и позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, дают возможность выбирать, как поступить, осваивать новые социальные роли и правила, позволяют аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе и учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Особое внимание в содержании урока уделено мотивации, побуждающей ученика к деятельности:

  • создание благоприятной атмосферы на уроке (приятный тембр голоса учителя, партнёрский стиль общения, устное сообщение «календаристов» в начале урока о событиях этого дня в отечественной истории делает их «соавторами» начального этапа урока);
  • создание развивающей среды, консультирование учащихся по домашнему заданию (дифференцированное задания в рамках проекта «Лингвистический анализ текста»);
  • представление визитной карточки урока (тема не является для учащихся новой);
  • выяснение активной/пассивной позиции во время урока;
  • формулировка цели, групповая исследовательская работа по выявлению задач урока;
  • компьютерная презентация;
  • составление структурно-логической схемы теоретической части;
  • физминутка (использование интернет-ресурсов, смена деятельности способствовали отдыху обучающихся и в то же время активизации их внимания);
  • на этапе подведения итогов осмысление и оценка каждого этапа урока;
  • оценка результатов деятельности каждого ученика, группы и всего класса.

Регулятивные УДД обеспечивают самостоятельную организацию учениками своей учебной деятельности. В содержании урока их формирование отражено целеполаганием, планированием работы, внесением необходимых коррективов в план работы, постановкой проблемы и методами ее разрешения, применением полученных новых знаний при выполнении заданий, осознанием качества и уровня усвоения учебного материала.

Формирование познавательных УУД, включающие общеучебные, логические действия, действия постановки и решения возникших проблем поэтапно, в содержании урока отражено этапами актуализации опорных знаний и проверки домашнего задания, выполнения самостоятельной тестовой работы (метод целесообразных задач: сознательно ли ученики усвоили основные понятия темы, учитель предлагает им работу с элементами нового или найти ошибку в искаженных формулировках и т.п.). При постановке проблемы, выдвижении гипотезы, формулировании трудностей (орфографических, грамматических) перевода прямой речи в косвенную, работе с источником информации – учебником, составлении структурно-логической схемы теоретической части параграфа, первичном применении полученных знаний, формируется целый блок познавательных УУД:

  • структурирование и моделирование знаний;
  • извлечение необходимой информации;
  • перекодирование информации;
  • умение строить речевое высказывание (устное и письменное);
  • логический поиск доказательных рассуждений;
  • умение устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей;
  • представление информации в разных формах (рисунок, текст, таблица, схема);
  • анализ текста;
  • выбор оснований и др.

Коммуникативные задачи урока, наилучшим образом способствуют реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Содержание урока предполагает глубокое личностное воздействие «ученик – учитель – ученик», «ученик – ученик» (через отношения, диалог, совместную деятельность и т.д.). При работе с теоретическим материалом учебника, учащимся было предложено перекодировать текст в структурно-логическую схему. Учитель акцентировал внимание на функциональном значении косвенной речи: «Для чего она используется?», обращая внимание детей на оценочную окраску слов-заместителей глагольной пары «сказал – ответил», воспитывая тем самым языковое чутье, интерес и внимание к русскому языку, эстетические чувства.

Проблемная ситуация создается во время оценки результатов самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся, представленной учениками в форме откорректированного текста (учащиеся должны были представить диалог в виде косвенной речи)

Следует отметить, что на этом этапе урока учащиеся продолжали исследовательскую работу, представленную в индивидуальной проектной папке, куда тщательно собирается материал по анализу текстов, предлагаемых учителем. Распечатанный текст и отредактированный вариант помещаются в папку. На заключительном этапе урока учителем были предложены варианты домашнего задания, одним из которых являлось написание сочинения на лингвистическую тему о роли косвенной речи в тексте.

В качестве закрепления учащимся был предложен тест и творческое домашнее задание, предполагающее претворение изученного материала в самостоятельную речевую деятельность. Таким образом, на уроке был реализован коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию родного языка и реализовано современное методическое требование: изучение языка на текстовой основе в единстве процессов текстовосприятия и текстопорождения.

 В содержании урока четко сформулированы задачи, соответствующие личностным, метапредметным и предметным целям урока. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребѐнка. Применительно к данному уроку у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в речевых умениях.

Содержание данного урока соответствует требованиям ФГОС. Уровень материала и выбранные технологии соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

Пучкова Е.Ю., преподаватель кафедры филологического образования СПбАППО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.

Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...