Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_vneshnosti.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема

Описание внешности человека.

Дата

27.02.2019.

Класс

7

Учитель

Яковлева Анна Николаевна

Технологии

Кейс-стади (создается ситуация), проблемный диалог.

Методы

Словесный метод, методы проблемного изучения, наглядный метод (иллюстрации и демонстрации), словесный метод и репродуктивный.

Тип урока

Урок-расследование.

Цели урока

  1. Образовательная: учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
  2. Развивающая: обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность.
  3. Воспитательная: воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.

Планируемый результат

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Основные понятия

Описание, живопись.

Межпредметные связи

Живопись.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: ПК, проектор, SMART доска.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу (2 минуты)

  • Здравствуйте! Меня зовут Яковлева Анна Николаевна, приехала к вам из Намского улуса. Для меня честь сегодня присутствовать на данном мероприятии. А что за мероприятие? Вы, возможно, уже догадываетесь. (На фоне проигрывается видеофрагмент из открытия картинной галереи).

  • Мне выпал шанс сопровождать вас в день открытия дверей нашей чудесной галереи. Мы сегодня проведем экскурцию по помещениям, ознакомясь с самыми популярными, великими картинами выдющихся художников.

  • Раз у нас открытие этого здания, давайте откроем и наше с вами занятие! Подойдите сюда, встаньте в одну линию, я дам вам ленту красную в знак открытия и все дружно ее отрежем на лоскутки. Пусть лоскутки с этого дня вам напомнят о сегодняшнем занятии.

- У нас сегодня открытие картинной галереи.

(после вступительных слов учителя, дети принимаются отрезать лоскутки и садятся по своим местам).

Принцип психологической комфортности

УУД: Регулятивные (волевая саморегуляция). Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2. Мотивация к уроку.

Цель – с помощью постановленной чрезвычайной ситуации замотивировать детей на получение новых знаний и его правильном применении.

- Пожалуй, начнем нашу экскурсию. Хочу представить вам первую, знаменитую на весь мир картину. Узнаете ее? Знакомы с автором и историей создания данного произведения искусства?

(К концу рассказа издается сигнализация о ЧП, в связи с чем галерея закрывается)

- Нужно выяснить в чем дело. Сейчас позвоню администрации здания. (далее идет телефонный разговор: - Здравствуйте. Мы услышали о данном объявлении. И нам захотелось бы разузнать в чем дело. УКРАЛИ?! Я на данный момент нахожусь со своей командой из учеников. Хорошо, сейчас спрошу).

- Ребята. В галерее произошла только что кража. Украли картины, и не одну. Нас просят о помощи. Нам нужно найти грабителя. Вы согласны принять участие на данном следствии и раскрыть особо важные дела?

- Это Мона Лиза. (Кроме названия картины, учащиеся не могут дать ответы на остальные вопросы, поэтому ознакомятся с краткой аннотацией картины).

- Да, мы согласны расследовать и помочь галерее возобновить возможность открыть свои двери своим посетителям!

3.Введение темы урока, постановка цели, задач урока.

Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность.

- Ребята, чтобы поучаствовать в расследовании, нам нужны четкие цели и задачи. Как вы думаете, чтобы найти украденные картины, с чего мы начнем?

- Правильно. Нужно обязательно посмотреть видеофайлы. Хорошо, допустим, мы увидели на кадрах подозреваемого. Что дальше?

- Значит тема нашего сегодняшнего урока (следствия) будет?

- Какие задачи мы себе должны поставить?

- Мы сперва должны найти вора. Можно рассмотреть кадры, снятые на камере видеонаблюдения. Возможно, там можно увидеть того, кто украл картины.

- После «встречи» с преступником, нужно побыстрее создать ОПИСАНИЕ ЕГО ВНЕШНОСТИ, чтобы все эти материалы внести в объявление о розыске.

- Описание внешности человека.

- Правильно описав внешность, найти преступника.

УУД:

Регулятивные (планирование деятельности)

Коммуникативные (работа с информацией; построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения)

Личностные (активность участия в обсуждении)

4.Первичное закрепление знаний.

Цель – написать объявление на розыск с элементами описания внешности человека.

- Только что пришло сообщение от наших сотрудников полиции. Найдены две улики о подозреваемом: снимок из видео скрытой камеры, а также список украденных картин.

- Для начала посмотрим на фотографию укравшего картины. (показать фотографию).

- Опишите устно, пожалуйста, внешность человека из кадра.

- Смотрим на нарезки из газетной статьи. Найдите описание человека.

- Ознакомившись с настоящим документом о розыске, создайте план описания внешности человека.

- Давайте начнем работу. Открываем свои рабочие листы, пишем дату сегодняшнюю, тему, свои ФИО.

- Сейчас, не теряя ни минуты, приступим к письменному описанию преступника из изображения. Работать будете всей группой, сообщаясь. (Раздать крупным планом кадр из видео и план описания).

Пол, примерный возраст.

Расу, телосложение.

Черты лица (нос, глаза, форма лица и т. д).

Прическа, борода.

Отличительные черты.

(Учитель работает на СМАРТ доске вместе с учениками. Все письменно описывают, изучая картину).

(начинают все вместе описывать изображенного на снимке человека).

(находят описание и озвучивают все хором).

- Рост, телосложение, примерный возраст, прическу, цвет и форму глаз и лица. Нужно еще обязательно подметить отличительные черты, например наличие бороды, татуировок, шрамов, родинок, походку, голос и т.д.

(По заданному плану со своей группой дают описание и вносят его в свои рабочие листы).

(после проделанной работы всем вместе проверить, сравнить, заполнить недостающие элементы и внести на СМАРТ доске).

УУД:

Познавательные (работа с информацией)

Коммуникативные (адекватное понимание информации устного сообщения; построение речевого высказывания)

Личностные (активность участия в обсуждении)

5.Первичное усвоение знаний.

Цель  научиться распознавать личность человека с помощью его мимики, жестов и поз, в которых человек чаще всего находится.

- Все наши показания я отправила к работникам уголовного розыска, чтобы они наше объявление отправили по всем необходимым источникам.

- Не забываем, что у нас есть и вторая улика: список украденных картин. Всего преступник украл 3 картины. Смотрим на экран. (Выставляются на показ три картины с одинаковой цветовой палитрой, в которых нарисованы люди в одной позе с одним и тем же выражением лица).

- Можете объяснить, чем эти три картины похожи?

- Теперь я предлагаю вам рассмотреть следующие картинки. Перед вами выражение лиц с особенными жестами. Наша задача – правильно сопоставить с характеристикой данные картинки. После завершения работы проверим.

- Итак, мы проверили. Как оказалось, не все наши варианты не верны. Почему?

- Значит, при описании можно помимо лица и тела на что опереться?

- Картины похожи использованными цветами при рисовании, а изображенные люди имеют похожие позы и выражение лица.

(Поочередно выходят к доске и притаскивают к определенному изображению правильный вариант ответа).

- Мы пока не полностью разбираемся в языке тела.

- Описать человека можно не только по его чертам лиц, но и по мимике, жестикуляции, позы, походке.

УУД:

Регулятивные (прогнозирование)

Познавательные (поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера)

Коммуникативные (речевая деятельность; умение аргументировать своё мнение)

6.Применение полученных знаний и умений. Цель – закрепить полученное знание с помощью практической работы.

(Раздается звонок, учитель отвечает: - Алло, да, слушаю. Правда? Какая хорошая новость! Конечно, передам. Всего вам хорошего! До свидания).

- Ребята, благодаря нашему правильному описанию преступника сразу же нашли. К счастью, картины были в это время в целости и сохранности. Служба уголовного розыска вам передает огромную благодарность!

- Давайте запечатлим на фотографии такой замечательный момент! (С помощью полароида учитель делает несколько снимков счастливых, радостных детей).

- Поскольку наша основная цель достигнута, давайте отпразднуем это с помощью веселой игры!

- Я высвечиваю по очереди слова на доске. Один ведущий стоит на доске спиной, таким образом, не видя выставленное слово. Задача остальных – дать полное, устное описание человеку из надписи. (Например, «друг» - смешной, добрый, отзывчивый, близкий…)

(Дети поочередно выходят к доске, чтобы угадывать нужные слова)

УУД:

Познавательные (полное усвоение темы. Демонстрация своего знания на практике)

Коммуникативные (речевое совершенствование)

Личностные (оценивают важность различения «положительной» и «отрицательной» личности с помощью языка тела.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель - речевое совершенствование учащихся; умение анализировать и структурировать материал.

1) Написать мини-сочинение-описание о ком-то из класса так, чтобы остальные смогли догадываться, о ком идет речь.

2) Отправить на номер свои селфи со всевозможными мимиками и позами, с описанием настроения.

3) Расследовать кого-то из близких, запоминать его привычки, изучить мимику и жесты. Потом рассказать ему об этом, обязательно охарактеризовав его внутренний мир.

(Дети сами выбирают наиболее подходящее, понравившееся задание).

УУД:

Познавательные (работа с информацией, полученной на уроке)

Коммуникативные (речевая деятельность)

7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель – развивать умение оценивать результативность своей работы на уроке.

- Какую роль играет описание внешности человека?

- По каким критериям можно описать человека?

- Где можно встретить подробные описания человека?

- А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания?

Вывод. Мы учились через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение. Пристальное внимание к правильному описанию внешности человека поможет нам во многом.

- Всем огромное спасибо за урок. Фотографии с процесса нашего занятия дарю вам! Дорожите своей молодостью, работайте над мимикой и будьте осторожны с незнакомыми людьми, где бы вы ни были.

- Поскольку мы с вами открыли дело, спешу вам подарить полицейские значки в знак того, что вы прошли через это испытание и владеете некоторыми знаниями из сферы отдела внутренних дел. До свидания!

УУД:

Регулятивные (оценка и самооценка)

Личностные (способность к рефлексии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...

Технологическая карта открытого урока "Освоение земли человеком". 7 класс

Технологическая карта открытого урока Освоение земли человеком 7 класс...

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...