Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в условиях модернизации российского образования
статья на тему

Беляева Елена Николаевна

Формирование профессиональных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в условиях модернизации российского образования

В русле перехода России к демократическому  правовому государству  ФГОС нового поколения ставит перед образовательной системой  важнейшую задачу модернизации отечественного  образования, в том числе   профессионального,  и ориентации  его  на  формирование  работника нового типа. Основной целью модернизации образования  является обеспечение качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Системообразующим фактором этой деятельности  выступает  уровень  профессиональной  компетенции выпускника, выдвигающий на первое место  такой результат обучения,  который удовлетворит   запросам рынка труда,  повысит конкурентоспособность молодых специалистов, эффективность их профессиональной адаптации и деятельности,  для которой  станет нормой принцип образования в течение всей жизни.

Такой подход диктует  понимание профессиональной компетенции, как способности проявить   весь комплекс  знаний и  умений работника в конкретной  социально - профессиональной ситуации, а также быстрой переориентации его в соответствии с изменяющимися запросами рынка труда.

В ГБПОУ СПО Лицее сервиса и индустриальных технологий проводится большая опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного общества.  Для этого используется система дополнительных факторов, стимулирующих процесс  формирования не только необходимых, но и расширенных профессиональных компетенций.  Это система   мероприятий, содержащих задания теоретического и практического характера для выявления уровня профессиональной грамотности обучающихся, их мотивационно-ценностных критериев, коммуникативной и  рефлексивно – оценочной деятельности.

Особый упор делается на использование возможностей дополнительной вариативной организации  деятельности обучающихся в свободное от учебных занятий время. Она направлена на профессиональное  самовыражение обучающихся через участие в творческих конкурсах и выставках,  стимулирующих познавательную деятельность, развивающих навыки поиска наиболее интересного способа выражения идеи,  укрепляющих мотивационную  базу профессионального обучения.  Фактором  успешности  конкурсно – выставочной деятельности  является наличие лауреатов и призеров многих наиболее значительных  выставок и конкурсов, проводимых в Санкт – Петербурге.

Хорошей традицией в лицее стало проведение недели профессии как  комплексного мероприятия. Оно позволяет обучающимся систематизировать общие знания о профессии,  выделить ее ключевые моменты, сформировать уважительное отношение к любому виду деятельности, понять ее значимость, проявить свой  творческий потенциал и умение презентовать себя и профессию.  

В лицее имеется интересный опыт проведения объединенных недель двух и более профессий одновременно. Это даёт возможность расширить восприятие профессии во взаимосвязи с другими видами деятельности и формирует у обучающихся понимание многоплановости его будущей профессии,  возможности  ее широкого использования в разных областях деятельности, например, использование художественной деятельности в профессии повара, кондитера.

Важным условием формирования профессиональных компетенций являются конкурсы профессионального мастерства и мастер – классы как динамичная, вариативная форма формирования профессиональных навыков. Участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет поднять самооценку участника, формирует уважительное и ответственное отношение к профессии в условиях рационального соревнования как внутри лицея, так и на городском уровне.

В лицее ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства как внутри групп, так и между ними для выявления наиболее талантливых и профессионально ориентированных ребят.

Неоднократно лицей выступал организатором городских конкурсов профессионального мастерства по профессии  «Художник росписи по дереву» с привлечение Колледжа традиционной культуры (Пантелеева М.А.) и других учебных заведений.  Приглашенные участники наряду с нашими ребятами в честной и равноправной борьбе показали хорошую профессиональную подготовку

Обучающиеся лицея - постоянные участники выездных конкурсов профессионального мастерства в ЛЕНЭКСПО, по профессиям: Художник росписи по дереву» и «Художник росписи по ткани», где многие из них стали призерами (Шведчикова Я, Алексеева Т., Соколова Е, Аренд Ольга и др.)

Мероприятия городского уровня позволяют проанализировать разные подходы к решению задачи формирования профессиональных компетенций в разных учебных заведениях, что позволяет корректировать и свой подход к решению проблемы

В лицее практикуется такая форма стимуляции  профессиональной деятельности как участие в научно – практических конференциях.  Подготовка к ним позволяет организовать исследовательскую деятельность обучающихся, формировать их активную жизненную позицию.  Участие в таких мероприятиях дает возможность обучающимся почувствовать свою сопричастность значимым профессиональным событиям.  Наши ребята принимали активное участие в работе различных секций II и III Международных студенческих научно – практических конференций «Традиция и современность в сфере культуры и искусства», выступив с докладами по исследованию некоторых проблем традиционной культуры (Коптяева А., Краснова В., Шведчикова Я., Белехов П.).

Еще одним способом формирования профессиональных компетенций является форма сотрудничества с организациями профессиональной направленности (возможными работодателями) уже на стадии обучения. Это дает возможность максимально приблизить учебную деятельность к производственной, формирует осознание  серьезности выполняемой работы, ее практической значимости, что позволяет формировать ответственное отношение к профессии и качеству собственной профессиональной подготовки. Хорошим примером служит сотрудничество художественного отделения Лицея сервиса и индустриальных технологий с детской театральной студией «Арлекин».

Результаты экспериментальной работы позволяют  выделить педагогические условия  формирования профессиональных компетенций:

  • научное и учебно-методическое обеспечение образовательных  программ;
  • повышение уровня мотивации обучающихся к профессиональной деятельности ;
  • согласование  содержания образования с требованиями  работодателя;
  • формирование на разумной основе расширенных профессиональных компетенций;
  • формирование приемов продуктивного обучения и профессиональной мобильности;

Реализация педагогических условий формирования профессиональных компетенций  предоставляет широкие возможности для расширения образовательного пространства за пределы формального образования.

За счёт комплексного воздействия педагогических приёмов и методик обучающимися приобретается необходимый  опыт профессиональной  деятельности, который в дальнейшем позволит молодому работнику не только удовлетворить свои профессиональные потребности, но и оказать влияние   на общественно-экономического развитие общества в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии

Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...

"Выполнение практикоориентированных заданий на уроке, как условие формирования профессиональных компетенций"

Статья: "Выполнение практикоориентированных заданий на уроке,   как условие формирования профессиональных компетенций"...