Программа кружка "Я исследователь"
рабочая программа (5 класс) на тему

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Программа кружка  "Я исследователь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._ya_issledovatel.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР                                                                      Приказ руководителя ОУ

_______________________                                                                                 №  ____от ______201_г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 кружок   «Я исследователь»

5 Класс

2015-2016 учебный год

               

 Составитель/ Разработчик

 программы

Фролова Татьяна Геннадьевна

               

Красногорск

2015год

 Программа   внеурочной деятельности   по  обще-интеллектуальному   направлению « Я исследователь»  для 5 б  класса

Автор программы: Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии МБОУ  Ильинская СОШ             г. Красногорск Московская область. 2015-2016учебный год

     Значение  курса состоит в том, что в ходе его изучения  учащиеся овладевают основами  практико-ориентированных знаний о живой и неживой природе.  Учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий исследовательской деятельностью.  Изучение   окружающего мира  помогает ребёнку по-новому  взглянуть  на природу.  Знание закономерностей её  развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.  Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы.  В основе  данной программы  лежит  «Примерная программа по окружающему миру»  подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение  федеральных государственных стандартов  общего образования  второго поколения»

Цель программы:  формирование  и развитие осознанного правильного отношения к объектам природы у школьников, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты.  Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных  и коммуникационных, исследовательских  умений и компетенций-  именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.

Задачи программы:

  • Образовательные:
  • обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления работы;
  • расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
  • формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из  СМИ);
  • формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать  и принимать информацию  с использованием компьютера, мультимедиа.
  • обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
  • обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • Воспитательные:
  • воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться
  • Воспитание   ответственного  отношения к окружающей среде
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
  • развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
  • совершенствовать навыки  познавательной самостоятельности учащихся;
  • развитие  толерантности  и коммуникативных навыков  (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);

Ожидаемые результаты:

Должны знать:  основные нормативно- правовые документы в области экологии;  главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения  окружающей среды; экологическое состояние природной среды в России; растения и животных своего края, находящихся под охраной; влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека; виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности; правила работы с источниками получения информации;

Должны уметь:

  • Исследовательские умения: приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности; выполнение простейших  исследований;  оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности, строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
  • Организационно – пропагандистские умения:  применение знаний законодательства об охране природы;  планирование практических дел по охране природы;  пропаганда здорового образа жизни;
  • Поведенческие умения: формирование умений правильного поведения в природе; осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • Опознавательные умения: распознание объектов природы.

Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ.

Формы работы: В предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение  исследований. Данные формы работы выбраны  в связи с основной направленностью работы - исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных  с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий. На занятиях  используются наглядные пособия, технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Формы подведения итогов реализации программы.
·         Итоговые выставки творческих работ;
·         Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
·         Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
·         Презентация итогов работы

Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

 
Педагогические технологии, используемые в обучении.
    Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
    Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
 
     Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей        Технология исследовательской деятельностипозволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
 
          Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

                          Содержание программы

I.   Введение (2 час.)

Введение в предмет. Личностные качества учащегося- исследователя .Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный  выбор темы для дальнейшего исследования или проекта.. Интернет; правила работы с ним.

Экскурсия в библиотеку.

Практическая работа: тестирование

2.Что такое исследования?(2 часа)

 Что такое исследования? Общие направления исследований.  Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.

Виды исследований. Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске

Практическая работа: сообщения об заинтересовавших учащихся исследованиях и исследователях.

Контроль: подготовленное сообщение.

3. Учимся работать с источниками информации (2час)

Книга как один из главных источников информации. Умение работать с библиотечным каталогом, словарями, справочниками, энциклопедиями. Интернет, умение работать в интернете для поиска информации. Прочие источники информации: карты, схемы. фото, рисунки, диаграммы и т.д.

Практическая работа: Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.

 Контроль: выступления с сообщениями. Умение пользоваться Интернет

4 Учимся выдвигать гипотезы (2 часа)

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.  Контроль: обсуждение гипотез, выдвинутых учащимися.

5. Основы исследовательской деятельности  (4 час.)

  Основы научного исследования Выбор темы для индивидуального или группового  исследования или проекта. . Обоснование выбранной темы.   Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования .Составление рабочего плана исследования. Планирование исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Обработка результатов исследования.

Практическая работа: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик исследования, формулирование целей и задач исследования

 Контроль: готовый план исследования по выбранной теме.

6. Формы и методы организации исследовательской деятельности (6часов)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в  Интернет;поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.  Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практическая работа: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа  с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

Работа с Интернет.

 Контроль: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.

7.Оформление исследовательских работ (5 часов)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”. Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.

Практическая работа: обработка результатов исследования, оформление исследовательской  работы Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью программы «Мастер презентаций»

Формы контроля: готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение, Список литературы, тезисов и презентации результатов исследования.

8. Отработка навыков публичного выступления.(2 часа)

Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе,  перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях

Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.

Формы контроля: выступление перед аудиторией

9.Исследовательская работа в природе (8часов)

Гидрология как наука, изучающая водные объекты. Методы гидрологических  исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений. Особенности рельефа своей местности.  Горные породы окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Методика изучения горных пород и их описания.

Экскурсии на местный пруд и реку; на метеостанцию своего района, в краеведческий музей

Практическая работа: проведение морфометрических исследований, знакомство с приборами для изучения климата и определения погодных данных, определение мест   несанкционированных свалок в микрорайоне школы., работа на геологическом обнажении, выпуск листовок.

Формы контроля: картосхема свалок, листовки по охране рек, лесов, первоцветов.

Итоговое занятие.(1 час)

Подведение итогов работы за год. Поход выходного дня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.

2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.

3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.

4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.

5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология

10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997

11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение,1995

    ПОУРОЧНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» В 5КЛАССЕ

Наименование темы

Всего часов

Дата

Коррекция

Теоретические

Практические

1.  Введение

2

1

Личностные качества учащегося- исследователя

1

2

Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка

1

2. Что такое исследование?

2

3

Что такое исследование? Виды исследований.

1

4

Знания, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске

1

3. Учимся работать с источниками информации

2

5

Знакомство с информационными справочниками.

1

6

Интернет как источник информации.

1

4. Учимся выдвигать гипотезы

2

7

Что такое гипотеза? Постановка вопроса.

1

8

Выдвигаем гипотезу «Что бы произошло, если бы…»

1

 5. Основы исследовательской деятельности

4

9

Основы научного исследования. Цели и задачи исследования.

1

10

Методы и инструменты исследования.

1

11

Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. Составление рабочего плана исследования.

1

12

Как проводить отбор и анализ  литературы, сбор информации по выбранной теме и обработку результатов

1

6. Формы и методы организации исследовательской деятельности

6

13

Формы и методы организации исследовательской деятельности

1

14

Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

1

15\16

Сбор материалов для исследовательской работы. Работа  с источниками информации.

2

17

Работа над проектами и исследованиями с помощью  Интернет.

1

18

Чему мы научились?.Что мы уже сделали?

1

7. Оформление исследовательских работ

5

19

Научный язык и стиль изложения. Оформление разделов «Введение», «Содержание», «Обзор литературы по теме», “Заключение”.

1

20

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Оформлению наглядного материала. Что такое «приложение»?

1

21\22

Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта

2

23

Как составить тезисы работы? Подготовка работ к защите. Смотр готовых работ.

1

8. Отработка навыков публичного выступления.

2

24

Что нужно знать выступающему перед аудиторией.  

1

25

Выступление на школьной научно-практической конференции.

1

9. Исследовательская работа в природе

8

26

Методы исследования водных объектов

1

27

Изучение климата. Метеонаблюдения.

1

28

Что такое фенология? Как проводить фенологические наблюдения?

1

29

Описание явлений природы.

1

30

Горные породы и минералы нашей местности. Методика изучения горных пород и их описания

1

31

Экскурсия в краеведческий музей.

1

32

Изучение растительности своей местности и их описание

1

33

Что такое гербарий? Правила оформления гербария.

1

34

Итоговые занятия.

1

Итого

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по   написания исследовательской работы в течение 10 дней....

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...

Программа кружка "Юный исследователь"

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.Данная программа рассчитана на то, что поможет:- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;- а...

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа "Юный исследователь" рекомендуется для организации работы кружка экологической направленности в учреждениях дополнительного образования для детей среднего школьного...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему воз...