Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Светлана Петровна Крамская

урок православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_k_spaseniyu.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий.

Цель урока: дать знания о монашеском пути спасения как пути совершенных;

о христианских святынях, монастырях святой Земли.

Основные понятия: Монашество. Молитва. Скит.лавра. устав. Монастырь. Архимандрит. Послушания. Преподобный.

Средства: учебное пособие, иллюстрации98-108

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Организационное слово учителя.

Проверка готовности детей к уроку

  1. Беседа по актуализации знаний.

Подведение к теме урока. - Это не первый наш с вами урок православной культуры. Давайте сегодня сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний, чтобы узнать еще что-то очень важное о нашей православной культуре.

Наша вера, которая и является основой культуры, называется:(Православное христианство). 

- Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).

- Где можно молиться Богу? ( В любом месте). 

скажите, а есть ли какие-то специальные места, где человек может не только прочувствовать молитву, но «духовно очиститься»? (монастырь) 

  1. Усвоение новых знаний

а) раскрыть понятие «монастырь»

б) рассказ об истории возникновения христианского монашества Учитель: С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год).

После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя. На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

в)Типы монастырей

Дети делают записи в тетради 

4. Физкультминутка

5. Белгородская область

Монастыри Белгородской области

Николо – Тихвинский монастырь

Учитель: Николо-Тихвинский монастырь — женский православный монастырь, существовавший на рубеже XIX-XX веков близ села Пятницкое Воронежской губернии (ныне — Белгородская область). В 1889 году недалеко от села Пятницкое была основана женская Николо-Тихвинская община. Её основателем был Василий Николаевич Шабельский, получивший на это благословение св. Амвросия Оптинского. В 1899 году община была преобразована в женский Николо-Тихвинский монастырь. При монастыре был приют, странноприимный дом, богадельня и школа. После революции монастырь упразднён и больше не возобновлялся. На территории монастыря стоял красивейший собор, в настоящее время разобранный на кирпичи для сахарного завода. Могилы, захоронения рядом с собором разграблены.

Холковский монастырь 

Учитель: Холковский Царёв-Николаевский Троицкий монастырь - пещерный монастырь под Белгородом. Располагается в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол - Царев Алексеев град. Подземный проход По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время - инок Геласий. В 1650-1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер -255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1909-1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню. Одновременно неподалёку появилась и другая пещера (т. н. «пещера старца Никиты»), вырытая в 1890-1920 отшельником Никитой - уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря -надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.

6. Итог урока

7. Домашнее задание

8.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

Великий подвижник науки и просвещения

В научно-практической работе отражается жизнедеятельность великого подвижника науки и просвещения Ризаэддина Фахреддинова,  его культурное наследие...

Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"

Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития  класса  можно варьировать ...

Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...

Тема: «Преподобный Антоний Леохновский – святой, просиявший на Новгородской земле»

Цель: Познакомить обучающихся   с житием  Преподобного Антония Леохновского (Новгородского)Дети , работая в группах, познакомятся с житием Антония Леохновского, исследуют, какими чертам...