Программа внеурочной деятельности "Школьный журнал" 5-9 класс
рабочая программа на тему

Арбузова Оксана Ивановна

Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 101.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

 г. Кемерово

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Школьный журнал»

 5-9 классы

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Арбузова Оксана Ивановна

Рассмотрено на педагогическом совете

                                                                   Протокол  №  

Утверждено

                                                Приказ №  

Кемерово, 2015 г


Пояснительная записка

3

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

5

Содержание курса «Школьный журнал»

7

Тематическое планирование

12

Содержание


Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности  «Школьный журнал» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
        Программа обеспечивает реализацию задач ФГОС ООО:
— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности;
—создание необходимых условий для её самореализации;
— выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;
— организация проектной деятельности;

— участие обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

         В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

 — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении воспитательно-образовательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «Школьный журнал» имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, в изучении предметных областей «Филология» и «Русский язык», лежащих в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

 Данная программа  будет способствовать:
— осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному  развитию;

— обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

— совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное владение разными учебными предметами и взаимодействие с другими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
— пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), таких как:
— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной языки и уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению. Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом.

Цель программы: формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться (информационная, коммуникативная), активной гражданской позиции, повышение речевой культуры и культуры общения детей и подростков.

Задачи:
— создать условия для развития нравственных качеств личности обучающихся
— изучать основы журналистского мастерства;
— повышать речевую грамотность;
— обучать умениям работы в команде
— развивать организаторские и лидерские способности.

Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого
будут иметь  убеждения о значимости нравственной системы ценностей, хорошо развитые коммуникативные способности,  организаторские и лидерские навыки.

 5 класс

Ученик научится:

- применять на практике правила сбора и обработки информация, работы с текстом;

- проявлять интерес к общественной жизни, культуре и истории своего народа.

- различать основные нравственно-эстетические понятия.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к чужому мнению;

- Оценивать свои и чужие поступки;

-понимать социальную значимость своей деятельности;

- успешно действовать в коллективе.

6 класс

 Ученик научится:

- понимать социальную значимость своей деятельности;

 - оценивать свои и чужие поступки;

- планировать и осуществлять сбор информации;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

- уважительно относиться к чужому мнению.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- различать жанры литературного творчества;

- успешно действовать в коллективе.

7 класс

Ученик научится:

- различать жанры литературного и публицистического творчества;

- оценивать художественный и публицистические тексты;

- понимать особенности выпуска школьной печатной газеты;

- понимать значение газеты в формировании положительных человеческих качеств.

Ученик получит возможность научиться:

- оформлять материалы для печатной газеты;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- общаться с людьми разных возрастов;

8 класс

Ученик научится:

- оформлять материалы для печатной газеты;

- создавать собственные тексты различных жанров.

Ученик получит возможность научиться:

- выпускать школьную газету;  

- общаться с людьми разных возрастов;

- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов программ, проектов, круглых столов, конференций.

9 класс

Ученик научится:

- выпускать школьную газету;  

- общаться с людьми разных возрастов;

- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов программ, проектов, круглых столов, конференций.

Ученик получит возможность научиться:

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

 - Основам прогнозирования.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Содержание  курса «Школьный журнал»


п/п

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

5 класс

1

Вводное занятие:  основные разделы газетного листа;

Распределение обязанностей;
участие в коммуникативных играх.

2

Жанры журналистики: интервью, репортаж;

Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ.

3

Новость (заметка, сообщение):  сообщение, предмет сообщения;
средства передачи информации; цель сообщения, адресат; лаконизм художественных средств.

Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ.

4

Моделирование школьной газеты

 — по какому принципу располагаются заметки на полосе; рубрики в школьной газете;
— единство оформления;
— постоянство, традиции в содержании и оформлении;  тренинг практических умений «Моделирование газетных полос».

Прослушивание лекции учителя. Создание модели газеты.

5

Речь и текст: структура текста; особенности публицистического стиля;
тренинг практических умений.  

Прослушивание лекции учителя. Выполнение тестовых заданий. Участие в тренингах.

6

Интервью:

 — причины, время и место беседы;
— запись со слов интервьюируемого; особенности диалога; тренинг практических умений, техника постановки вопросов;
— запись речи собеседника, её передача.

Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ.

7

О чем пишут в школьной газете?

Практикум:
- определение системы рубрик;
- определение привлекательных тем;

Работа в группе: составление плана номера газеты; моделирование

8
 

Сбор фактов и материалов

Сбор и обработка материала для номера

9

Макетирование выпуска газеты

Создание макета газеты, моделирование

10

Верстка номера газеты:  основы оформления газеты; титул, колонтитулы; принципы расположения заметки на полосе.

Оформление и выпуск печатного номера газеты

11

Анализ работы над номером

Участие в беседе.

6 класс

12

Правила поведения юного корреспондента: профессиональные качества журналиста - внимание к людям, способность выделять главное, доступно излагать материал, мобильность и т. д.;  имидж журналиста (простота, доверительность в общении, коммуникабельность); практическая работа по созданию «Кодекса чести» корреспондентов газеты.

 

Участие в беседе, дискуссии.

13

Посещение мероприятий. Сбор материалов

Сбор и обработка материала для номера

14

Сообщение. Средства передачи информации: как фиксировать информацию;  точность информации; что такое «подача информации».

Прослушивание лекции учителя. Исследовательская работа.

Ролевые коммуникативные игры.

15

Новости как жанр

Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ.

16

Блок новостей. Структура и содержание. Оперативность. Лаконизм. Степень важности.

Выполнение творческих и исследовательских работ.

17

Сбор новостей из жизни школы

Сбор и обработка материала для номера

18

Обработка материалов

Редактирование и анализ материала. Участие в беседе.

19

Макетирование выпуска газеты

Создание макета газеты, моделирование

20

Верстка номера газеты

Выпуск печатного номера газеты

21

Анализ вышедшего номера.

Участие в беседе.

7 класс

22

Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья).  

Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ.

23

Пос

Посещение мероприятий.

 Сбор информации.
Обработка материалов, статей

Сбор и обработка материала для номера

Редактирование материала

24

Слово — помощник журналиста: точность слова;  средства художественной выразительности;  значение СМИ и их влияние на человека.
Как придумать заголовок.

Исследовательские и творческие работы

25

Составление плана перед написанием заметки.

Участие в беседе. Редактирование материала

26

Посещение мероприятий.
Сбор.
Обработка материалов.
Корректирование статей.

Сбор и обработка материала для номера

Редактирование материала

27

Макетирование выпуска газеты
Верстка номера газеты

Редактирование материала
Создание макета газеты, моделирование
Выпуск печатного номера газеты

28

Анализ выпуска. Художественная заметка. Газетный жанр — отзыв. Письмо.

Участие в беседе.  Выполнение творческих работ и сообщений.  Посещение мероприятий.

29

Макетирование выпуска газеты
Верстка номера газеты

Редактирование материала. Участие в беседе. Моделирование. Выпуск печатного номера газеты

30

Анализ номера

Участие в беседе

8 класс

31

Сатирические жанры (фельетон, юмореск, памфлет),  фельетоны М. Зощенко

Выразительное чтение сатирических текстов. Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ.

32

Образные средства в публицистическом тексте

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ.

33

Дискуссия «Может ли сердце слышать?»

Участие в дискуссии

34

Методы убеждения:  

— неопровержимые факты;
— метод противоречия;
— метод сравнения;
— метод «бумеранга»;

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в дискуссии

35

Приемы аргументации

— использование сильных аргументов (ссылка на авторитет, неопровержимые факты);
— критерии эффективного общения;
— частичное согласие «да, но...»

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге.

36

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

Сбор информации для выпуска газеты

Редактирование материала

Моделирование

37

Верстка номера газеты

Выпуск печатного номера газеты

38

Анализ номера  

Участие в беседе.

39

Культура речи

 — культура разговорной, ораторской, дискутивно-полемической речи;
— средства массовой информации и культура речи.

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге.

40

Литературный язык. Словесные штампы

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге. Участие в викторине, конкурсах.

41

Умение слушать. Техники активного слушания.

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге.

42

Речевая культура. Публичное выступление

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Подготовка публичного выступления.

43

Речевой этикет. Правила культуры речи.

 — этика речевого общения;

—структура ораторской речи;

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге, викторине.

44

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

Составление плана работы. Сбор и классификация материала. Моделировние.

45

Верстка номера газеты

Выпуск печатного номера газеты

46

Анализ номера

Участие в беседе.

9 класс

47

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений.

48

История русского литературного языка

 — откуда родом русский язык;
— эпоха письменности;
— южнославянское влияние;
— начало древнерусской книжности.

Наблюдение. Беседа. Доклады.

49

Проблемы современного русского языка

— засорение русского языка иностранными словами;
— сквернословие, использование нецензурной лексики;
— язык СМИ как модель национального языка, его воздействие на литературную норму;

Прослушивание лекции учителя. Круглый стол «Проблемы современного русского языка». Подготовка сообщений.

50

Стихи как жанр. Ритмика.
Размер. Рифма. Стихи в
газете. Стихи как эпиграф

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Участие в конкурсе.

51

Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок.

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ.

52


Правила цитирования.
Посещение мероприятий.


Знакомство со специальной литературой по теме.

Сбор информации.
Обработка материалов

53

Макетирование выпуска газеты

Работа над макетом выпуска газеты. Моделирование.

54

Верстка номера газеты.

Выпуск печатного номера газеты

55

Анализ номера. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память.

Участие в беседе. Подготовка сообщений и творческих работ.

56

Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга

Участие в беседе. Проектная деятельность. Выполнение тестов. Анкетирование

57

Построение текста. Связь
предложений в тексте. Анализ публицистических текстов.

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ.

58

Первичная правка текста:
орфографическая, стилистическая, пунктуационная

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Выполнение тестовых заданий.

59

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная

Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Выполнение тестовых заданий.

60

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

Сбор информации для выпуска.
Редактирование материала

Макетирование выпуска газеты

61

Верстка номера газеты

Выпуск печатного номера газеты

62

Анализ номера.

Участие в беседе.

63

Опросы, анкетирование, интервью, беседы.

Сбор информации для итогового выпуска.

64

Подведем итоги

Обработка материалов. Макетирование. Верстка номера. Выпуск печатного номера газеты. Представление проекта собственного печатного издания.


Тематический план


п/п

Тема

5 класс

1

Вводное занятие

2

Жанры журналистики

3

Новость (заметка, сообщение)

4

Моделирование школьной газеты

5

Речь и текст

6

Интервью

7
8

О чем пишут в школьной газете?
Сбор фактов и материалов

8
 

Сбор фактов и материалов

9

Макетирование выпуска газеты

10

Верстка номера газеты

11

Анализ работы над номером

6 класс

12

Правила поведения юного корреспондента

13

Посещение мероприятий. Сбор материалов

14

Сообщение. Средства передачи информации

15

Новости как жанр

16

Блок новостей. Структура и содержание. Оперативность. Лаконизм. Степень важности.

17

Сбор новостей из жизни школы

18

Обработка материалов

19

Макетирование выпуска газеты

20

Верстка номера газеты

21

Анализ вышедшего номера.

7 класс

22

Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья).  

23
24
25

Пос

Посещение мероприятий.

 Сбор информации.
Обработка материалов, статей

26

Слово — помощник журналиста. Как придумать заголовок

27

Составление плана перед написанием заметки.

28

29

Посещение мероприятий.
Сбор.
Обработка материалов.
Корректирование статей.

30
31

Макетирование выпуска газеты
Верстка номера газеты

32
33
34
35
36

Анализ выпуска. Художественная заметка. Газетный жанр — отзыв. Письмо.

37

Макетирование выпуска газеты
Верстка номера газеты

38

Анализ номера

8 класс

39

Сатирические жанры (фельетон, юмореск, памфлет)

40

Образные средства в публицистическом тексте

41

Дискуссия «Может ли сердце слышать?»

42

Методы убеждения

43

Приемы аргументации

44

45

46

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

47

Верстка номера газеты

48

Анализ номера  

49

Культура речи

50
51

Литературный язык. Словесные штампы

52

Умение слушать. Техники активного слушания.

53

Речевая культура. Публичное выступление

54

Речевой этикет. Правила культуры речи

55

56

57

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

58

Верстка номера газеты

59

Анализ номера

9 класс

60

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

61

История русского литературного языка

62

Проблемы современного русского языка

63

Стихи как жанр. Ритмика.
Размер. Рифма. Стихи в
газете. Стихи как эпиграф

64-65

Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок.

66
67


Правила цитирования.
Посещение мероприятий.

68

Макетирование выпуска газеты

69

Верстка номера газеты.

70
71

Анализ номера. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память.

72

Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга

73

Построение текста. Связь
предложений в тексте. Анализ публицистических текстов.

77

Первичная правка текста:
орфографическая, стилистическая, пунктуационная

78

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная

79

80

81

Посещение мероприятий.

Обработка материалов

Макетирование выпуска газеты

82

Верстка номера газеты

83

Анализ номера.

84

Опросы, анкетирование, интервью, беседы.

85

Подведем итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...