Описание опыта работы по теме " Использование компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии у учащихся с ОВЗ"
статья на тему

Колмакова Татьяна Витальевна

Опыт работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

учителя – логопеда КОУ «Тарская школа - интернат»

 Колмаковой Татьяны Витальевны

Тема: Использование компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии у учащихся с ОВЗ

                 Он педагог, учитель и психолог,

                 Филолог он, и он языковед.

                 Он воспитатель, доктор, дефектолог,

                 Актёр, оратор – это логопед.

               Исследователь, методист, новатор,

               Он диагност, корректор и эксперт,

              И консультант, и наблюдатель

              Специалист разносторонний – это логопед.

Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребенку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.

Ученые-дефектологи отмечают, что у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикулярной моторики; нечеткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных; отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов); речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования и в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.

Особо распространены среди учеников школ VIII вида нарушения письменной речи. По данным ученых (М.Е. Хватцев, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Р.И.Лалаева, О.В. Правдина и др.) процесс овладения письменной речью учащимися с ОВЗ протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Письменная речь у них сопровождается нарушениями двигательно-зрительной координации, буквенного гнозиса, пропуском перестановкой и заменой букв.

Нарушения письма отмечаются очень часто. С каждым годом эта тенденция растет, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями. Так в КОУ «Тарская школа - интернат» у большинства обследуемых детей встречаются нарушения письма.

У воспитанников отмечаются следующие виды дисграфий:

  • артикуляционно - акустическая;
  • акустическая;
  • дисграфия, связанная с нарушением

различных форм языкового анализа и синтеза;

  • аграмматическая;
  • оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников в образовательном учреждении VIII вида должна осуществляется на всех учебных предметах, но значимое место отводится логопедическим занятиям, которые в полном объеме направлены на устранение вышеперечисленных недостатков речи.

С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов обучения и использования современных информационных технологий.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной речи с помощью компьютерных технологий.

Это определило тему моей работы: «Использование компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии у учащихся с ОВЗ».

Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера – это и актуально и современно, они детям нравятся, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности умственно - отсталого ребенка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Цель исследования - выявить особенности использования компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии.

Объект исследования - нарушения письма у школьников с ОВЗ.

Предмет исследования - использование компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии.

Гипотеза: коррекция смешанной дисграфии у детей с ОВЗ путем использования компьютерных программ будет эффективна при условии выбора наиболее оптимальных методов и приемов.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1) Изучить состояние проблемы использования компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии.

2) Исследовать влияние различных компьютерных программ на коррекцию смешанной дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

3) Разработать практические рекомендации, методы, приемы по использованию эффективных компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии.

Работу над проблемой я начала с изучения литературы по использованию в практике логопедической работы компьютерных технологий. В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е.П.Синева, О.И.Кукушкина, Т.К.Королеская, А.Ю.Исаков и др.

Известные дефектологи, работая в коррекционных школах, подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент учащихся с ОВЗ и убеждаются все больше и больше в необходимости индивидуального подхода, поиске новых методик, приемов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной техники в учебном процессе.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции речевых нарушений.

Разнообразие нарушений письма (смешанная дисграфия) у учащихся с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к их коррекции.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных программ. Мною было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей с ОВЗ, такие как: логопедический тренажер «Дельфа -141», «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Использую как готовые пакеты программ, так и собственные задания, составленные мною с учётом изученного материала и речевого нарушения данной группы детей. Мною составлены компьютерные тестовые задания по различным темам. Тестовая работа занимает мало времени на уроке, но позволяет выявить уровень усвоения пройденной темы.

Тестовое задание по теме

 «Состав слова. Приставка»

  1. Найди правильное определение приставки:          

    а) часть слова стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов;            

   б) часть слова стоящая после корня и служащая для образования новых слов;                  

    в) главная часть слова.                                                                                      

  2. Вставь пропущенную приставку ПО или ЗА          

     Вдруг _дул ветер.   _сверкали молнии.   –гремел гром.  _шумело море.   _бежали волны.            

  3. Выбери слова с приставками                                      

                       Пригорок, гора, горка, подгорье, горы.                            

Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная логопедическая программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой и др). Компьютерная программа «Букварь» в полном объеме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создает условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода от идеографического к фонемному письму.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Вот некоторые задания данной программы:

  • определи, на что похожа буква;
  • выдели цветом букву среди абстрактного  рисунка;
  • отгадай загадку - запиши отгадку;
  • собери из букв заданное слово, фразу;
  • вставь недостающую букву в слово и др.

Программа-тренажер по русскому языку «Фраза» предназначена для коррекции дизорфографии. Известно, что дисграфия у учащихся специальных - коррекционных школ VIII вида сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой - трудностями использования орфографических правил. Программа-тренажер «Фраза» позволяет отработать навыки орфографически-правильного письма.

Логопедический тренажер «Дельфа-141» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Этот тренажер помогает решать самые разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв до развития лексико – грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию и развитие познавательных процессов.

Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести с помощью «Word» - текстового редактора.

Поскольку у детей - дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать эти навыки, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях:

1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий: разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, расставить границы предложения; изменить порядок слов в предложении; составить из двух предложений одно; исправить ошибки в предложении; дифференцировать написание предлога и приставки и др.

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.

Примерные виды заданий: подобрать имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное число имен существительных; образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий: вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.

Использование графического редактора «Paint» способствует коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространственной ориентировке. Детям гораздо интереснее выполнять графические задания на компьютере, чем на листе бумаги. Например, при прохождении темы «Дифференциация букв [п]-[т]» ребёнку даётся карточка с заданием.

Ребёнок выбирает правильные ответы и садится за компьютер, на экране которого он видит точки, соединив которые, он проверяет правильность своих ответов на карточке. Если он всё выполнил правильно, то у него получается заданный рисунок. Целесообразно дать дополнительное задание: раскрасить и дорисовать заданные логопедом предметы слева, справа, вверху и внизу от получившегося рисунка. Если же ребёнок допустил ошибку при выполнении задания по карточке, он это наглядно видит и, исправив её, возвращается к выполнению задания на компьютере. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к учебной деятельности.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционной занятие для учащихся более интересным.

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.

Работа с компьютером должна планироваться как этап логопедического занятия, логично вписываться в его структуру, соответствовать теме. Хотя тренировка на компьютере позволяет достигнуть хороших результатов, применение его в течение всего занятия нецелесообразно, так как закрепление положительных результатов у детей с ОВЗ необходимо осуществлять в различных видах деятельности, используя перенос достигнутых результатов в аналогичные ситуации.

Целесообразно включать в одно занятие выполнение на компьютере не более двух-трех упражнений, поскольку излишнее разнообразие в работе приводит к неадекватному эмоциональному возбуждению. Можно предложить следующую схему: одно основное упражнение, отвечающее основным целям занятия, и одно - два упражнения, решающие вспомогательные задачи. Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии не более 15 минут.

Занимаясь инновационно – экспериментальной деятельностью по изучению и апробации в логопедической работе по коррекции смешанной дисграфии компьютерных программ, внедрила в практику логопедической работы компьютерную «проникающую» технологию с использованием заданий игровых, развивающих компьютерных программ и возможностей персонального компьютера. Разработала программу «Развитие письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях с применением компьютерных программ». Практическое применение данной программы помогает улучшить качество исправления речевых недостатков, является хорошим дополнением к традиционным формам и методам логопедической работы. С данной программой принимала участие в Областном смотре-конкурсе программ и методических рекомендаций в 2007-2008 учебном году, она имеет положительную рецензию и рекомендована для использования учителями-логопедами.

Опытом работы по применению компьютерных программ в логопедической работе делилась на районном семинаре «Инновационные технологии, как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».

Ежегодно провожу открытые занятия для педагогов школы и логопедов г.Тары, на которых обязательным является применение компьютерных технологий. Также использую в логопедической работе традиционные и нетрадиционные методы обучения: арттерапевтические, музыкотерапевтические, метод сказкотерапии, изотерапии. Эти методы оказывают существенное влияние на развитие активной речи, навыков письма, слухоречевого внимания, памяти, направлены на коррекцию личностного развития ребенка.

Немаловажным в работе логопеда считаю участие в исследовательской деятельности, методической работе по предмету, распространении опыта работы. Участвовала в работе областного методического объединения учителей-логопедов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида с освещением опыта работы по проблеме «Взаимодействие логопеда и школьных специалистов в системе коррекционно – развивающего обучения». Так как обязательным условием успешной коррекционной логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии является понимание того, что дисграфия –это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, учителя, воспитателя и других специалистов.

Сотрудничаю с филиалом Ом ГПУ в городе Таре.  Рецензировала выпускные квалификационные работы студентов факультета повышения квалификации по специальности «Логопедия», опубликовала статью «Взаимодействие логопеда и школьных специалистов в системе коррекционно – развивающего обучения» в сборнике научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых, вышедшем в Ом ГПУ филиал в городе Таре. Статья «Работа логопеда и учителя изобразительного искусства в коррекции недостатков речи младших школьников» опубликована в сборнике научных статей представленных на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития».

В ходе логопедического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья большое внимание уделяю внеклассной деятельности по предмету. Ежегодно провожу в школе тематическую неделю логопедии, включая в нее разнообразные занятия, речевые игры, конкурсы. Наиболее значимые из них вошли в методическое пособие «Внеклассные логопедические мероприятия». Данная работа имеет положительную рецензию и рекомендована для внедрения в практику работы учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей.

Участвую в планировании и проведении школьных предметных недель (Недели чтения, русского языка, естественно-гуманитарного цикла, методической недели и др.). Для участия в мероприятиях Предметных недель привлекаю детей, занимающихся на логопедиических занятиях, что способствует успешному усвоению ими школьной программы, социальной адаптации воспитанников.

Известно, что на развитие ребёнка с ОВЗ большое влияние оказывает окружающая среда, а если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда - это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

В логопедическом кабинете создана обстановка уюта, тепла, доброжелательности. Имеется все необходимое оборудование, пособия по развитию всех сторон речи. Ребята с удовольствием приходят на логопедические занятия, всегда активно работают, стремятся к хорошим результатам в исправлении недостатков речи.

В течение всех лет работы имею устойчивые положительные результаты по преодолению сложных речевых дефектов, коррекции системного недоразвития речи, нарушений чтения и письма у детей, с особыми образовательными потребностями. Ежегодно более 80% воспитанников, посещающих логопедические занятия, показывают значительные улучшения в общем и речевом развитии, выпускаются с хорошей речью. 

В результате логопедического сопровождения детей с ОВЗ было отмечено, что новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма (смешанной дисграфии). Использование компьютерных программы в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Кроме того, внедрение их в логопедическую работу позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы по теме "Использование ИКТ и материалов сети Интернетна уроках английского языка"

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Таким образом, в ...

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы.

Анализ простых  предложений различной   структуры....

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....