Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
рабочая программа по теме

Марина Витальевна Потоцкая

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-itog.odt28.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 87

ГБОУ гимназия № 85

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 84

ПРИНЯТО

на МО логопедов Петроградского  р-на

протокол № ______ от ______________

УТВЕРЖДАЮ

  Директор ППЦ «Здоровье»_________ Н.И.Кочубей

Учебная программа

КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ

72 часа

Составители:

учитель-логопед С.А. Кравченко

учитель-логопед Т.М. Марголина

учитель-логопед М.В. Потоцкая

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка

Вступление

        Систематическое обследование учителями-логопедами всех учащихся первых классов школ района в последние 10 лет стабильно выявляет большое количество детей, имеющих предпосылки к смешанной форме дисграфии или ее элементам (около 50% от общего количества учащихся первых классов). За это время число учащихся, посещающих логопедические пункты, увеличилось в 3,5 раза.  Это связано с тем, что детей с той или иной неврологической симптоматикой становится все больше, а в процессе обучения на них значительно  увеличиваются нагрузки. В одном классе оказываются дети с разным уровнем подготовленности, нередко имеющие различные соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате, возникают трудности в обучении, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головные боли, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность, леность.

        Такие симптомы рассматриваются в структуре СДВГ. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов (памяти, внимания, мышления) и негативно отражается на процессе обучения. У большинства детей имеется неврологическая симптоматика, не вызвавшая серьезных опасений, пропущенная в раннем детстве, но не исчезнувшая бесследно.

        Как правило, все эти дети страдают дисграфией или дислексией  разной степени выраженности.

        В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

        Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-х классов.

Актуальность

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы.  Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

Проявления смешанной  дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие  фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи.  Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

        При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

Педагогическая целесоообразность        

В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет  осуществляться комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной адаптации. Программа позволяет создать базу для успешного усвоения общеобразовательных предметов.

Научная обоснованность

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  1. комплексное взаимодействие анализаторов (И.П.Павлов);
  2. компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, А.Р.Лурия, С.С.Ляпидевский);
  3. поэтапное формирование умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Ткаченко.

Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:

  1. развивать слуховую дифференциацию фонем;
  2. актуализировать связь звука и буквы;
  3. развивать слогоритмическую структуру слов;
  4. уточнять и развивать пространственно-временные представления;                                                                                                                
  5. развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой                                                                          структуры слова, языкового анализа и синтеза;
  6. коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
  7. формировать и развивать связную выразительную речь;    
  8. закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
  9. развивать мелкую ручную моторику;
  10. развивать навыки само-  и взаимоконтроля, умения работать в  коллективе;
  11. развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

Условия реализации Программы  

        Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.

Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.

Ожидаемый результат

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  2. понимать  условно-графические схемы звукового состава слова;
  3. проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
  4. дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  5. уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  6. узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  7. правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  8. правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  9. уметь распространять предложения.

Содержание

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению.  Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

II этап. Коррекционный  

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам

Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи:

  1. дифференциация звонких и глухих согласных;
  2. дифференциация твердых и мягких согласных;
  3. дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
  4. дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

III этап. Диагностика (итоговая). Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования Программы. Предусматривает проведение проверочных работ:

  1. диктантов;
  2. индивидуальных заданий;
  3. работы с дидактическим материалом;
  4. тестирования по методике Т.А.Фотековой.

Методические рекомендации

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  1. Каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
  2. Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.

Тематическое планирование 2-й класс

№№ п/п

Тема

Количество часов

I этап. Диагностический

4

1

Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных  функций

1

2

Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи

1

3

Обследование фонематического восприятия,  анализа и синтеза

1

4

 Обследование процесса чтения

1

II этап. Коррекционный

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

10

1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки»

1

2

Гласные звуки и буквы

1

3

Согласные звуки и буквы

1

4

Слог. Слогообразующая роль гласного

1

5

Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове,

последовательность слогов в слове, позиционный анализ)

2

6

Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)

2

7

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

2

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

10

1

Гласные  первого ряда.

1

2

Практическое усвоение гласных второго ряда

1

3

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и

2

4

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова

1

5

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова

1

6

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова

1

7

Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие

1

8

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и

1

9

Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная). Перенос слов с разделительным мягким знаком

1

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

4

1

Буква ю. Фонетический анализ буквы  ю. Фонематический анализ слов с буквой  ю

1

2

Дифференциация  у – ю

1

3

Буква ё. Фонетический анализ буквы  ё. Фонематический анализ слов с буквой  ё

1

4

Дифференциация  ё – ю

1

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв,  
сходных по акустическим и артикуляционным признакам

30

1

Звук и буква  п

1

2

Звук и буква  б

1

3

Дифференциация звуков  п – б

1

4

Звук и буква  ф

1

5

Звук и буква  в

1

6

Дифференциация звуков  ф –  в

1

7

Звук и буква  к

1

8

Звук и буква  г

1

9

Дифференциация звуков  к – г

1

10

Дифференциация звуков  к – г – х

1

11

Звук и буква  т

1

12

Звук и буква  д

1

13

Дифференциация звуков  т – д

1

14

Звук и буква  с

1

15

Звук и буква  з

1

16

Дифференциация звуков  с – з

1

17

Звук и буква  ш

1

18

Звук и буква  ж

1

19

Дифференциация звуков  ш – ж, правило жи-ши.

1

20

Звук и буква  ц

1

21

Дифференциация звуков  с – ц

1

22

Звук и буква  ч

1

23

Дифференциация звуков  ть – ч

1

24

Дифференциация звуков  ч – ц

1

25

Дифференциация звуков  ч – щ, правило ча-ща.

1

26

Дифференциация звуков  ш – щ

1

27

Звук и буква   й

1

28

Дифференциация звуков  ль – й – рь

1

29

Дифференциация звуков  л – в

1

30

Дифференциация звуков  л – р

1

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв,
 сходных  по  графическим и оптическим признакам

         12

1

Дифференциация графически сходных букв  о – а

2

2

Дифференциация графически сходных букв  и – у

2

3

Дифференциация графически сходных букв  п – т

2

4

Дифференциация графически сходных букв  б – д

2

5

Дифференциация графически сходных букв  л – м

2

6

Дифференциация графически сходных букв  х ж

2

III этап. Итоговая диагностика

2

1

Обследование состояния устной речи

1

2

Обследование состояния письменной речи

1

Всего:

72


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М, 1996.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М, 1996.
  3. Ефименкова Л.К, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М, 1991.
  5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.
  6. Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.
  7. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.
  8. Лалаева Р.И.  Логопедическая работа в коррекционных классах. - М, 1998.
  9. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шехавской. - М, 2003.
  10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М, 1990.
  11. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М, 1990.
  12. Милоствиненко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.
  13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.
  14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.
  15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.
  16. Хватцев М.Е. Логопедия. - М, 1995.
  17. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы.

Анализ простых  предложений различной   структуры....

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....

Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия

Календарно - тематическое планирование индивидуальной  коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия (дисграфия на почве недоразвития языкового ан...