Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»
статья на тему

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное Казенное Образовательное Учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2

Доклад

На тему:

«Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

Исполнитель:

Воспитатель группы № 10

Баскакова Юлиана Викторовна

Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами и учащимися с одной стороны и педагогами и родителями  с другой. И родители, и педагоги по сути своей являются, в первую очередь, воспитателями, и их воспитательный потенциал направлен на одних и тех же детей. Таким образом, воспитание может быть более успешным, если педагоги и родители работают над решением проблем воспитания детей совместно.

Продуктивное взаимодействие учителей, воспитателей и родителей в школе-интернате IV вида формирует важнейший комплекс факторов среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса в целом. Именно поэтому, в нашей школе большое значение уделяется активному включению родителей учеников всех возрастов во внеурочную деятельность, то есть в работу педагогов-воспитателей второй половины дня. Отсюда следует, что одной из основных целей работы воспитателя в школе становится выявление и апробация наиболее продуктивных форм, методов и способов взаимодействия с родителями, способствующего формированию позитивного сотрудничества в постановке и решении проблем воспитания учащихся на протяжении всего срока обучения в школе.  

Часто родители слабовидящих детей, отдавая их в специальную школу-интернат на полный день, полагают, что в период нахождения ребенка в образовательном учреждении, воспитательные функции с семьи полностью перекидываются на учителей и воспитателей. Именно поэтому организующим звеном в формировании партнерских отношений в решении воспитательных проблем должна выступать школа.  Это связано с тем, что:

  1. Специальная  (коррекционная) школа-интернат обеспечивает необходимый для слабовидящих детей уровень образования, который  обуславливается требованиями современного производства и уровнем развития научно технического процесса;
  2. Школа располагает специально подготовленными педагогическими кадрами, умеющими обращаться с детьми с ограниченными возможностями зрения. Многие родители же, напротив, даже не могут понять психологических проблем собственного слабовидящего ребенка или испытывают к нему постоянную жалость, что приводит к гиперопеке с их стороны;
  3. Большую часть своего времени дети проводят в стенах школы, что оказывает влияние и на их деятельность в семье, поскольку они продолжают свою учебную деятельность дома, выполняя домашние задания и готовясь к внеклассным общешкольным мероприятиям.

Основные проблемы воспитания в нашей школе можно разделить на несколько групп:

  1.  Проблемы, связанные с отношением родителей к содержанию воспитательного процесса школы. Родители должны понимать, что основной тенденцией воспитания в школе является всестороннее развитие личности ребенка. Примером проблем данного уровня могут служить проблемы воспитателя пятого класса. Многие родители учащихся данной группы позволяют своим детям не выполнять устные предметы, аргументируя свою позицию тем, что дети имеют отклонения в развитие зрения, поэтому они не должны учить те предметы, которые не понадобятся им в будущим. Воспитатель, в свою очередь, должен объяснить родителям, что нарушения зрения у ребенка не является причиной того, что ребенок может позволить себе выбирать, что из школьной программы ему учить, а что нет;
  2. Проблемы, связанные со стимулированием активности учащихся;
  3. Проблемы, связанные с преодолением неуспеваемости школьников.                                              

В своей работе воспитатели нашей школы сочетают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями:

  1. К коллективным методам относятся : родительские собрания, вечера вопросов и ответов, встречи родителей с классными руководителями, воспитателями и администрацией школы, дни открытых дверей.
  2. К групповым методам относятся: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами, организация совместных походов в музеи и театры.
  3. К индивидуальным методам относятся: беседы, консультации, индивидуальные поручения, переписка, телефонные разговоры.

В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимодействия школы и родителей. Воспитатели нашей школы подходят к этому вопросу не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...

Доклад: "Половое воспитание, как составляющая гармоничного развития личности воспитанника школы-интерната".

С давних времен половое воспитание относилось к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии.  Между тем, половое воспитание -  неотъем...

Публичное выступление для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "«Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения».

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Травля, агрессивно...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...

Доклад «Проблемы формирования коммуникативной компетенции у воспитанников школы-интерната»

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения...