Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)
методическая разработка по теме

Володина Оксана Викторовна

Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированного поведения и т. д. Подготовка каждой игры включает в себя чёткую постановку цели, задачи, подбор атрибутов, формулирование игровой мотивации для детей. некоторые игры заимствованы из различных источников, многие придуманы мною совместно с педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx234.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ «ДЯТЕЛ» (мл.гр., ср.гр.)

Атрибуты: Деревянные палочки в каждую руку ребёнка.

Правила:  Чётко по ритмическому рисунку отбивать палочками ритм.

Ход игры:  1. Дети произносят стихотворение и стучат палочками друг о друга, изображая стук дятла. 2. Воспитатель или одни дети читают стихотворение, а другие отстукивают ритмический рисунок.

Дятел сел на толстый сук

Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.  I I I I I I

Дятел ищет, где же жук?

Ту-ки-ту-ки-тук. Ту-ки-ту-ки-тук. IIII I IIII I

Дятел лечит старый дуб

Тук-да-тук. Тук-да-тук.    I I I I I I

Он деревьям лучший друг.

Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.   I I I I I I

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА – УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА» (мл.гр., ср.гр.)

Атрибуты: Деревянные палочки в каждую руку ребёнка.

Правила:  Чётко по ритмическому рисунку отбивать палочками ритм.

Ход игры:  1. Дети произносят стихотворение и стучат палочками друг о друга, изображая стук дятла. 2. Воспитатель или одни дети читают стихотворение, а другие отстукивают ритмический рисунок.

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук                                    I I I  

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук                                    I I I

Телеграмму срочно шлет –

Туки-туки-тук.                             II II I

Что весна уже идет –

Туки-туки-тук.                             II II I  

Что растаял снег вокруг –

Туки-тук, туки-тук.                     II I II I

Что подснежники вокруг –

Туки-тук. туки-тук.                    II I II I

Дятел зиму зимовал –

Тук да тук,                                    I I I

В жарких странах побывал –

Тук да тук.                                   I I I

И понятно, почему –

Скучно дятлу одному.        

ИГРА   «ПОСТРОЙ  СКВОРЕЧНИК» (ср.гр., ст.гр.)

Атрибуты:    Заранее вырезаются нарисованные детали скворечника (крыша, домик, вход в домик, жёрдочка и сами скворцы). Либо берутся подходящие по размеру и геометрическим пропорциям мягкие модули и  из них выстраивается скворечник.

Правила: Построить из заготовленных деталей скворечник.

Ход игры:  Игру можно проводить командами. Каждый участник команды должен правильно разложить свои детали так, чтобы получился скворечник, а последний  - садит скворца на жёрдочку. ИГРА   «СОБЕРИ  ЦВЕТОК» (мл.гр., ср.гр.)

Атрибуты:  Заранее вырезанные цветы и сердцевинки к ним.

Правила:   Собрать цветы, согласно выложенным сердцевинам.

Ход игры:  На полу раскладываются сердцевины от цветов (мак, василёк, ромашка и др.). Все лепестки от цветов ветер разбросал по воображаемой полянке и, пока звучит музыка, дети должны брать по одному лепестку и отнести к «своей» сердцевинке. Либо можно раздать лепестки каждому в руки.

ИГРА   «ПОЙМАЙ  РЫБУ» (ст.гр., подг.гр.)

Атрибуты:  Можно взять магазинную игру «Рыбалка». Если такой нет, то она мастерится следующим образом: распечатываются или рисуются рыбки, на каждую следует приклеить магнит или сделать петельку, за которую будет рыбак ловить рыбку. На конце удочки, крепится магнит, либо, если на рыбах петельки – крючок.

Правила:  Наловить рыбы.

Ход игры:    Дети делятся на две команды, каждой команде выдаётся ведро и удочка. Перед каждой командой стоит таз – пруд, где лежат рыбы, каждый участник должен поймать рыбу и передать ведро и удочку следующему участнику.

ИГРА   «СПАСИ  БАБОЧКУ» (ст.гр., подг.гр.)

Атрибуты:   Заранее из ниток для вязания сплести две паутины Сделать два цветка таким образом, чтобы они стояли на сердцевинке, а лепестки поднимались бы вверх, чтобы внутри цветка спрятать бабочку. Бабочки распечатанные, связанные, сплетенные…по числу игроков, пинцеты. Два паука в паутине.

Правила:  Спасти бабочку из лап паука и посадить её на цветок.

Ход игры:   Дети делятся на две команды.  Перед ними лежит паутина с пауком, в которой запуталась бабочка. Поодаль стоят цветы, в которые дети и должны посадить «спасённых» бабочек. Дети, с помощью пинцета, берут бабочку за туловище и аккуратно садят на цветок.

ИГРА       «ПОКОРМИ   ПТИЦ» (ср.гр., ст.гр.)

Атрибуты:   Детские пинцеты, насекомые из детской игры «Зоопарк», гнёзда можно сделать из плетёных корзинок или ваз, птенчики.

Правила:  Накормить маленьких птенцов.

Ход игры:   Участники делятся на команды. Перед командами стоят гнёзда, в которых сидят маленькие птенчики. Перед детьми стоят корзинки насекомыми. Дети, с помощью пинцетов, которые имитируют клюв мамы, берут насекомое и бегут к гнёздышку с птенцом, кладут насекомое и передают пинцет другому участнику команды.

ИГРА «ПОСАДИ ЦВЕТЫ» (ср.гр.,ст.гр.)

Атрибуты:    Цветы по числу игающих, клумбы, сделанные из поролона, бумаги, картона. Либо

Правила:   Высадить на клумбы цветы.

Ход игры:   Дети делятся на две команды. Одна команда в клумбы будет высаживать, например, герберы, другая - нарциссы. Каждому ребёнку из команды в руки даются цветы.

Перед командами ставятся клумбы. Каждый участник высаживает свой цветок. Получается красивая клумба.

ИГРА    «ПОСТРОЙ   СНЕГОВИКА»

Атрибуты:  Заранее нарисованные или распечатанные части снеговика.

Правила:   Собрать из частей снеговика.

Ход игры: Дети делятся на команды, каждому раздаётся часть снеговика или же ребёнок сам её выбирает из предложенных. Команды собирают снеговика.

ИГРА  «Построй  радугу»

Атрибуты: Заранее вырезанные из бумаги полукруги, по цветам радуги.

Правила:  Построить радугу.

Ход игры:   Дети делятся на команды и под музыку строят радугу в правильном порядке по цветам

ИГРА      «УБЕРИ   МУСОР» (ср.гр., ст.гр.)

Атрибуты:   Бумажный мусор – фантики от конфет, бумажки, билеты… Вёдра для мусора,  набор: совочки и щёточки  по числу играющих.

Правила:    Убрать мусор.

Ход игры:   Дети под музыку заметают на совочек щёточкой мусор и складывают его в ведро.

ИГРА «НАЙДИ ПЛОДЫ ДЕРЕВЬЕВ» (подг.гр.)

Атрибуты:     Картинки с изображениями деревьев или кустарников, в тарелочке лежат семена -  плоды от них.

Правила:  Распределить плоды к нужным деревьям или кустарникам.

Назвать их.

Ход игры:  На столе лежат нарисованные или распечатанные картинки. Можно играть командами, где 3 – 4 человека распределяют плоды. Либо эстафетой.  По окончании игры дети рассказывают, почему и по каким признакам они разложили плоды именно таким образом.

ИГРА «РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПРИРОДНЫХ ЗОН – СЕВЕРА И АФРИКИ» (подг.гр.)

Атрибуты:   Животные из детской игры «Зоопарк». Картинки с природными зонами севера, леса, пустыни.

Правила:      Расселить животных по  климатическим зонам их проживания. Объяснить ПОЧЕМУ?

Ход игры:     На столе лежат нарисованные или распечатанные климатические зоны. Можно играть командами, где 3 – 4 человека расселяют животных. Либо эстафетой. Дети по окончании игры рассказывают, почему они расселили животных именно так. Как вариант – воспитатели намеренно расселяют неправильно животных по климатическим зонам, а дети должны исправит ошибки.

ИГРА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ. НАЙДИ ОШИБКУ» (подг.гр.)

Атрибуты:   Сюжетные картинки, иллюстрирующие ситуации поведения человека в природе.

Правила:    Распределить предложенные картинки на две группы: 1. Как можно вести себя на природе. 2. Как нельзя себя вести на природе. Объяснить ПОЧЕМУ?

Ход игры:  Дети делятся на команды. Команды  рассматривают картинки, рассуждают об изображённых сюжетах, делают выводы и раскладывают картинки.

«Будет дождь»

Правила:

  1. Выходят только те дети, которых называет воспитатель.
  2. Садиться на стульчики только после слов воспитателя «будет дождь».

Ход игры. Игра проводится на участке. Дети сидят на стульчиках, расставленных в два ряда, спинками один к одному. Выбирается ведущий. Первый ведущий – воспитатель – подходит к детям и спрашивает, какие «овощи» или «фрукты» тут «лежат» (дети договариваются между собой). Потом начинает ходить вокруг детей и рассказывает: «Летом очень здорово встать рано и пойти на рынок. Чего там только нет! Сколько овощей, фруктов! Глаза разбегаются. Вот и я однажды встала рано и пошла на рынок купить овощей, чтобы сварить борщ. Сначала купила картофель, потом морковки, темно-красной свеклы. А вот и головки капусты. Надо взять одну! Рядом лежат пучки зеленого лука. Возьму и его в свою сумочку. Ну а без помидоров разве будет вкусным борщ? Вот лежат круглые, красные, гладенькие помидорчики.»

Дети-»овощи», которых называет воспитатель, встают и идут за ней. Когда воспитатель приобрел все нужные овощи, говорит: «Вот вкусный борщ будет! Надо спешить домой, а то... дождь будет»!

Услышав «кодовую фразу», дети разбегаются и садятся на стульчики. Кому не хватило места, тот становится ведущим.

«Найди себе пару»

Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.

Правила: 

  1. После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
  2. На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.

Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.

Экологическая игра для дошкольников старшего возраста «Любопытное солнышко»

Экологическая игра для дошкольников старшего возраста «Любопытное солнышко»

Цель. Развивать у детей интерес к интеллектуальным играм; закрепить знания о многообразии фауны и флоры и явлений окружающего мира. Совершенствовать умения играть в командные игры.

Реквизиты

Большой желтый круг, десять игровых дорожек.

Каждая дорожка поделена на пять секторов, окрашенных в определенные цвета. Цвет сектора соответствует определенной тематике. Голубой сектор - воздух и космос. Зеленый – растения, красный - явления природы, фиолетовый – птицы, оранжевый - животные.

Цветные карточки с тематическими вопросами и карточки с музыкальными и двигательными минутками.

Правила игры

В игре принимает участие десять детей и воспитатель (ведущий) .

Очередность участия в игре определяется номером дорожки.

Игроки ставят фишки на первый сектор и начинают в порядке очереди отвечать на вопрос ведущего, записанный на карточке, соответствующей по цвету сектора.

Если игрок ответил правильно, он переставляет фишку на следующий сектор. При неверном ответе остается на месте.

В ходе игры ведущий вынимает карточки с музыкальными или двигательными минутками.

Игра допускает участие детей командами по пять человек. При этом побеждает та команда, все игроки которой дошли до круга.

Вопросы для голубого сектора

1. Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха? (термометр)

2. Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

3. Солнце это планета или звезда? (звезда)

4. Назовите природный спутник Земли. (Луна)

5. Как называется модель земного шара? (глобус)

6. Кто был первым космонавтом на Земле? (Ю. Гагарин)

7. Что происходит на Земле благодаря тому, что она, вращается вокруг Солнца? (смена времён года)

8. Почему вершины некоторых гор круглый год покрыты снегом?

(на большой высоте даже летом холодно)

9. Назовите первую в мире женщину, которая полетела в космос.

(В. Терешкова)

10. Снег бывает липким или сыпучим. От чего это зависит? (от температуры воздуха)

Вопросы для зеленого сектора

1. Какое дерево русские люди называют символом Родины? (березу, раньше это дерево росло только на Руси)

2. У какого дерева самые душистые цветы? (черёмуха)

3. Назовите траву, которую и слепой узнает. (крапива)

4. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)

5. Какую пользу приносить мухомор природе? (Лечит зверей, птиц, средство от вредителей и насекомых)

6. Растёт ли дерево зимой? (Нет)

7. Какое дерево никогда не гниет в воде, а превращается в камень? (Лиственница)

8. Какое дерево самое сладкое? (Липа, когда она цветет, пчелы больше всего собирают меда)

9. Какой сок делают из помидоров? (Томатный)

10. Назови одним словом мандарины, лимоны, грейпфруты, апельсины. (Цитрусовые)

Вопросы для красного сектора

1. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (Град)

2. Как называется твердая снежная корка? (Наст)

3. Как называется облысение деревьев в одно и то же время года? (Листопад)

4. Как называется грохот во время грозы? (Гром)

5. Что за семицветный мост появляется на небе? (Радуга)

6. Перечисли явления природы, которые относятся к зиме? (Снегопад, северное сияния, пурга, вьюга, иней, наст, позёмка)

7. Перечисли явления природы, которые относятся к осени? (Листопад, туман, изморозь)

8. Перечисли явления природы, которые относятся к лету? (Гром, молния, радуга)

9. Назови одним словом снег, град, дождь. (Осадки)

10. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

Вопросы для фиолетового сектора

1. Какую птицу называют крылатой кошкой? (сову)

2. Какие птицы не умеют лететь? (Пингвин, страус, курица)

3. Какая птица вьет гнездо на крыше дома или вблизи домов? (Аист)

4. Где живут пингвины? (На южном полюсе)

5. Какая птица выводит птенцов зимой? И почему? (Клест. Шишки хвойных деревьев созревают в феврале, а это основной корм этих птиц.)

6. Почему зимой многие птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Им легче найти себе пищу)

7. Какая птица самая плохая мама? (Кукушка)

8. Назовите пять видов перелётных птиц. (Скворец, кукушка, грач, ласточка, лебеди, и т. д.)

9. Назовите пять видов зимующих птиц. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока и т. д.)

10. Почему снегиря так называют? (Прилетает с первым снегом)

Вопросы для оранжевого сектора

1. Назовите три среды обитания животных. (Водная, наземная, воздушно – водная)

2. Назовите как можно больше животных, которые занесены в Красную книгу.

3. Куда на зиму деваются насекомые? (Прячутся под корой деревьев, под опавшими листьями, зимуют в корягах, сухих пнях – впадают в спячку)

4. Какие животные белеют к зиме и почему? (Заяц – беляк, песец, а из птиц куропатка)

5. У какого зверя в лютые морозы появляются детеныши? (У медведя)

6. Назовите животных – хищников. (Волк, лиса, тигр, рысь, лев)

7. Назовите домашних животных.

8. Какой лесной зверёк спит только в лютые морозы, а в остальное время гуляет? (Белка спит сутками в 40 градусные морозы)

9. Почему в народе говорят «Волка зимой ноги кормят» (Если не добудет пищу, в холод погибнет, бегает волк много и быстро, ловит добычу на ходу)

10. Что такое линька?

1. Игры для обогащения экологических представлений

«Вершки-корешки

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле) .

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры.

Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь! » Дети отвечают: «Корешки», «Помидор! » - «Вершки». «Лук! » - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

«Собери урожай»

Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Игровое задание. Победить в сборе урожая.

Правила игры. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.

Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.

Ход игры.

Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывают, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры.

Вариант 1. Разделите воспитанников на две группы: труженики полей и дети, первые, собрав урожай, рассказывают о своем труде, показывают соответствующие картинки, угощают детей. Дети в свою очередь рассказывают, что можно приготовить из овощей, фруктов, зерна. Каждый новый момент в рассказе одной группы другая отмечает фишкой.

Вариант 2. Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их.

«Что где растет? »

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Игровое правило. Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Ход игры.

Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

В этой игре вызывают трудность названия злаков, грибов, поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается.

Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее вводят карточки с новыми видами растений.

«Пищевые цепочки на лугу»

Цель. Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры. Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

«Пищевые цепочки водоёма»

Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры. Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

«Пищевые цепочки в лесу»

Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры. Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

о человеке как части природы:

2. Игры для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе

«Кто помогает сохранять красоту цветов»

Дидактические задачи. Уточнить представления детей о роли цветов в жизни людей (цветы украшают и радуют) ; о названии цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные, садовые) ; о том, в какое время года цветов особенно много и в какое мало; о людях, которые выращивают садовые цветы, ухаживают за цветами, составляют из них букеты, радуют людей красотой цветов в любое время года, особенно осенью и зимой.

Развивать эстетические переживания детей.

Игровая задача. Узнать, кто же помогает любоваться красотой цветов в любое время года.

Игровые действия. Устройство выставки цветов (изображенных на картинках). Выбор каждым ребенком самого красивого (по его мнению) цветка. Рассматривание и называние цветка, показ всем детям, определение красок, которыми рисовал художник. Восстановление порядка на выставке.

Правила игры. При устройстве выставки действовать по очереди. При рассматривании выставки не мешать друг другу. Помогать товарищу, неточно назвавшему цвет или не подчеркнувшему красоту цветка.

Ход игры.

Воспитатель. В поле, на лугу, в лесу, в садах летом, летом, весной и ранней осенью всюду очень много цветов. Как называются цветы, растущие в поле?

Дети. Полевые.

Воспитатель. А на лугу? В лесу? В саду?

Дети. Луговые. Лесные, садовые.

Воспитатель. Садовые цветы выращивают садоводы. Цветы на газонах, на клумбах украшают улицы, парки, делают города нарядными, праздничными, радуют людей.

Цветы люди дарят друг другу в дни праздников, в дни рождений. В день 8 марта – дарят мамам, бабушкам, всем женщинам в знак уважения.

Чтобы вырастить красивые садовые цветы, нужно много потрудиться. Что нужно сделать?

Дети. Вскопать землю. Посадить семена. Поливать. Пропалывать.

Воспитатель. Если из маленького семечка вырос большой красивый цветок, значит, садовод хорошо поработал. Вот портрет замечательного садовода. Ей люди говорят «спасибо» за цветы!

Но приходит осень, солнце светит мало, начинают дуть холодные ветры, идут частые дожди, и цветы увядают. Сохранить воспоминания о красоте цветов помогают художники. Посмотрите, какие красивые цветы на этих открытках. Их много, хотите устроить выставку?

Каждый ребенок выбирает самый красивый, самый любимый им цветок и ставит его на общий стенд. Выставка должна пробудить у детей чувство радости и помочь увидеть, что разные цветы художник нарисовал разными красками.

В конце игры портрет цветовода помещают на почетное место в группе. Там же размещают разные карточки с цветами по выбору детей.

Примечание. Если игра проводится летом, используются живые цветы, после рассмотрения которых дети составляют небольшие букеты. Нужно воспитывать бережное отношение к цветам. Учить детей выращивать цветы, не рвать цветы в лесу, в поле, на разрушать красоту природы.

«А что было бы, если… »

Цель. Учить ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло.

Ход игры.

Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете? »

Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».

Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.

«С чем нельзя в лес ходить? »

Цель. Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры. Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности

"ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим картинки с лекарственными растениями. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем) :

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т. д. :

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя) ;

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

 

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

 

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

 «Звуки»

Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .

Воспитатель даёт задание:

«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».

Воспитатель задаёт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?)

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев)

«Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы:  Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Ходят капельки по кругу»

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Сбербанк:
карта: 4276844017739277


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая направленность подвижных игр

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что ис...

Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"

Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....

Дидактические и подвижные игры в детском саду.

Дидактические и подвижные игры для развития  лексико –  грамматического строя речи дошкольников с ОНР(1 период коррекционно-образовательной работы)...

Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе

Эмоционально – волевая и двигательная сфера.Разработаны ряд упражнений для детей 5-7 лет под редакцией О.В.Хузлаевой...

Презентация педагогического опыта "Картотека развивающих игр в музыкально-речевой деятельности (игры-приветствия)"

Задачами презентации педагогического опыта являются:1. Познакомить педагогов с играми для развития музыкально-творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.2. Подготовить и представить ...