Урок обучения грамоте. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Попова Наталья Викторовна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuchenie_gramote_.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.   1 класс.

Тема:                       Согласные звуки [г], [г ']. Буква Г г

Цель:    Познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г'] и буквой Г г, обозначающей  

               эти звуки.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г'] и буквой Г г , обозначающей эти звуки;
  • продолжать формирование навыка звуко - слогового анализа и синтеза;
  • умение давать характеристику звукам;
  • формировать навыки правильного сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом,
  • совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение).

Коррекционно - развивающие: 

  • корригировать внимание на изучаемом материале;
  • способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления;                                                                             
  • коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие памяти, зрительного и тактильного восприятия;
  • расширять кругозор, словарный запас учащегося;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие личностных   качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы.

Воспитательные: 

  • прививать навыки трудолюбия, самостоятельности при выполнении заданий;
  • развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к  учебе, предмету;
  • воспитывать нравственные качества.

Здоровьесберегающие: 

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • следить за правильной посадкой учащихся; соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление интереса к новому содержанию урока;  
  • проявление любознательности к изучаемому материалу;  
  • формирование умения  высказывать самые простые правила.

Предметные:

  • выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
  • читать слоги  и слова с изученными буквами;  читать текст вслух. 

Метапредметные:  

Регулятивные  УУД:

  • формирование умения определять цель деятельности на уроке;
  • формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • обнаруживать и исправлять ошибки;
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД:

  • формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
  • формирование умения находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • формирование умения определять основную мысль текста;
  • формирование умения на основе анализа делать выводы; 

Коммуникативные УУД: 

  • формирование умения  слушать и понимать других;
  • формирование умения  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. 

Технология: технология проблемно-диалогического обучения,  системно-деятельностный подход.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина  «Азбука» 1 кл., 1ч. М. Просвещение; карандаши , рисунки гномов, карточки – схемы звуков, конверт с буквами, карточки со словами, слогами, иллюстрации с изображением грибов, магнитофон.                        

               

Ход урока:

 Этапы и виды работы на уроке.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий.

1.Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок

  Начинается урок.

  В путешествие пойдем,

  На полянку попадем.

  Слушаем, запоминаем,

  Ни минуты не теряем.

- Какой сейчас будет урок? Мы продолжим путешествие по страницам    « Азбуки». Путь наш не близок. Что же мы встретим на своем пути?

 Глазки дружно закрывайте,

 Сказку в душу пропускайте.

    (Звучит музыка.)

 За горами, за лесами,

 За широкими морями,

 В чудном домике своем

 Живут гномы всемером.

(Открыть доску. На магнитной доске грибная поляна с гномами.)

Настрой учащихся на работу.

Ответы детей.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

корригировать внимание на изучаемом материале;

развитие слухового восприятия.

2.Введение в тему урока.

-Эти гномы-шалунишки

 Поиграть они хотят.

 Никогда им не встречалось,

 Столько умненьких ребят!

-Ребята, поиграем с гномами? Они помогут нам познакомиться с новыми звуками [г],[г'] и буквой Г, г, научат читать слоги и слова с этой буквой. Согласны? Тогда отправляемся к первому гному.    

Учащиеся слушают учителя.

Учить слушать внимательно речь учителя; коррекция и развитие внимания.

3.Сообщение нового материала

а) Выделение звуков [г],[г']

Б) Знакомство с буквой Г г .

в)Пальчиковая гимнастика.

А зовут этого гнома Пишичитай. Он предлагает свое задание.

1.Отгадайте загадку:

 Под сосною у дорожки

 Кто стоит среди травы?

 Ножка есть, но нет сапожек,

 Шляпа есть – нет головы.

                                      (Гриб.)

Произнесите слово гриб четко. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук? Как мы его обозначим на схеме?

2.Многие виды грибов растут кругами (чернушки, свинушки и др.).

Произнесите слово круги четко по слогам. Назовите второй слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук? Как мы  его обозначим на схеме?

1.Звуки [г], [г'] обозначаются буквой Г г (демонстрация буквы).

-Найдите букву Г г среди букв.

-Обведите пальчиком букву .

-Обведите букву Г на лист.

-Сконструируйте из палочек  букву Г.

2.На что похожа буква Г?

  И подобно кочерге,

  Корчит спину буква Г.

                                         (А. Шибаев.)

 Букву на плече носил,

 На лугу траву косил.

                               (Е. Тарлапан.)

 Гриб стоит среди дорожки –

 Голова на тонкой ножке.

                               (С. Маршак.)

 Г стоит как великан.

 Буква Г – подъемный кран.

                              (В. Степанов.)                                

Дружно выпрямим ладони,

Правой левой накроем.

Получился уголок.

Это буква «Г» , дружок.

Отгадают загадку.

Слого – звуковой анализ слова, характеристика звука, выделение звука [г].

Вывод: звук [г] – согл., звонкий, твёрдый (т.к. за звуком идет согл. звук [р]).

Слого – звуковой анализ слова, характеристика звука, выделение звука [г']

Вывод: звук [г'] согл., звонкий, мягкий (т.к. звук [и] обозначает мягкость согласного звука).

Нахождение буквы среди других;

Исследование буквы, графическое изображение;

Конструирование буквы из проволоки.

Выполняют упражнения для рук.

Формировать логическое мышление;

Продолжить формирование навыка звуко – слогового анализа и синтеза;

коррекция и развитие мыслительной деятельности;

развитие связной устной речи.

Познакомить учащегося с новой буквой; развитие связной речи;

Развитие творческого воображения; развитие мелкой моторики кистей рук.

Коррекция зрительного и тактильного восприятия.

Совершенствовать умение соотносить словесные указания с практической деятельностью.

4.Закрепление полученных знаний.

а)Дид. игра: «Угадай букву».  

б)Дид. игра: «Хлопочки».

в)Дид. игра: «Слово на ладошке».

г)Дид. игра: «Буква потерялась».

д)Физкульт- минутка.

е) Работа с учебником («Азбука» стр. 119)

ж) Гимнастика для глаз.

з) словарно – логическое упр. «Грибы съедобные несъедобные.»

А вот гномик Любознайка. Он уверен, что вы выполните его задание.

С закрытыми глазами найдите букву. Прочитайте букву. (Аналогичная работа проводится с другими буквами.) еще раз прочитайте все буквы. Разложите их на две группы. Какие группы получились? (Гласные, согласные). На какие две группы можно разделить согласные буквы? (Звонкие, глухие). Разделите их. В какую из этих групп можно положить букву Г?

Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание. Он слишком много говорит , поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит.

- Когда услышите слова, в которых встречается звук [г], [г’]хлопните в ладони.

  Гусята у водицы

  Гогочут, голосят.

  Глядит, не наглядится

  Гусыня на гусят.

  Глядит , не наглядится

  Гусятами гордится:

- Га – Га! Гусята эти

  Горластей всех на свете.

                                (Д. Лунин.)

- Придумайте и положить на ладошку (учителя) как можно больше слов, начинающихся со звука [г],[г’].

А вот и гномик Буквоежка.

 Что за ужас, что за хлам?

 Везде буквы по углам.

 Давайте в доме уберем.

 Из букв мы слово соберем.

- Посмотрите на слова, записанные на доске. Подумайте, какой буквы здесь не хватает.

..убы, ..уси, ..ора, ..рибы, кни.а .

- Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, какие слова получились.

Вижу сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку,

Вам понравится она.

Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть, отправиться с гномами за грибами.

Гномы шли ,- шли – шли.

Белый гриб нашли.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положили в кузовок.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

 В уголочке кто сидит?

 Тихо что – то говорит?

Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить и прочитать слоги. Поможем ему?

- Чтение слогов слияний:

 га – аг             гы – ыг

 го – ог             ги – иг

гу – уг               гя – яг.

- Чтение слов в столбиках. Определить тв., мяг. согл. звук.

Чтение текста про грибы, стр. 119.

а) чтение текста учителем.

б) беседа по содержанию:

Что собирали Галя и Гена?

 Как их можно назвать?

Какие грибы нашла Галя?

А Гена? Как можно назвать Гену?

Словарная работа:

Грибники – те, кто собирает грибы.

Грибные места – там, где много грибов.

Горе – грибник – грибник – неудачник.

Поганки – несъедобные грибы.

Гриб боровик – белый гриб.

в) чтение текста «цепочкой».

г) озаглавить текст.

д) * пересказ текста.

*Ах, как долго мы читали,

 Глазки у ребят устали.

 Глазки крепко закрываем,

 Дружно до пяти считаем,

              1,2,3,4,5.

Открываем, поморгаем

И, трудиться продолжаем.

Сколько грибов у гномиков на полянке! Но почему одни грибы в корзинке, а другие лежат в сторонке. Назовите съедобные грибы, назовите несъедобные грибы.

«Яркие и бледные, съедобные и вредные.

Грибы – ребята дружные,

Природе очень нужные ».

Почему природе нужны все грибы?

«А вот он гриб – боровик!

И красив он, и велик!»

И, действительно, это самый большой, красивый и очень вкусный гриб.

 

Выполняют игровые действия по правилам игры.

Услышав звуки [г], [г‘],хлопают в ладони.

Придумывают слова;

Работа на листочках.

Выполняют упражнение.

Читают слоги – слияния (индивидуально и хором).

Читают слова в столбиках.

Работают с текстом:

- отвечают на вопросы.

- читают текст «цепочкой»

- озаглавливают текст.

- * пересказывают текст.

Выполняют гимнастику для глаз.

Ответы учащихся.

Коррекция тактильного и зрительного восприятия;

Развитие эмоционально – волевой сферы;

Воспитывать интерес к учебе.

Способствовать  развитию фонематического слуха;

Развивать внимание.

 

Обогащать и расширять словарный запас учащихся.

Развивать логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; следить за правильной осанкой учащихся.

Чередование статических и динамических заданий.

Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого  чтения; умения работать с текстом; совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение);

Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки);

Воспитывать нравственные качества (трудолюбие, умение сопереживать).

Соблюдать режим охраны глаз.

Расширять кругозор учащихся.

5.Обобщение изученного.

Игра «Доскажи словечко».

А сейчас мы у гномика Повторялки. Что же он приготовил для нас?

  Есть одна игра у нас,

  Я прочту стихи сейчас.

  Я начну, а вы кончайте,

Дружно, хором отвечайте.

Все слова будут начинаться с буквы, которую мы сегодня выучили. 

«Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а …(гусь).

Лодки по морю плывут.

Люди вёслами …(гребут).

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков …(горох).

Договаривают слова в стихотворных строках.

Формировать умение дополнять стихотворную строку по опорным словам; развивать творческое мышление.

6.Итог урока.

На полянке посидели.

Всё вокруг мы поглядели.

А теперь давай с тобой

Мы отправимся домой.

Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но, чтобы вернуться, надо ответить на вопросы:

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Какая это буква?

Буква Г – в числе согласных

И, конечно, не напрасно!

Думаю не ошибусь-

Г – как голубь, г – как гусь,

Г – грибы, горох, галеты,

Город, газ, графин, газеты.

Нет без г –гимнастов, гениев.

Букве Г – наше почтение!

Я вас всех благодарю. Мне и гномикам очень понравилось как вы работали.

Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы; воспитывать интерес к учебе, предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение на уроках обучения грамоты в 1 классе.

У народа, который не помнит своего прошлого - нет будущего.Через познание малой родины, человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.Поэтому с недавнего времени в общ...

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звонкие звуки [в, в\']"

Тема урока: Согласные звонкие звуки [ в, в\'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в. Цель урока: познакомить учащихся со звонкими звуками [ в, в\' ] , упражнять в чтении слогов, слого...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....