Программа художественной направленности «Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»
материал на тему

Суфиянова Алиса Рафаелевна

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая

программа художественной  направленности

«Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»

 

Возраст обучающихся: 6-13 лет  

Срок реализации: 1 год  

 

 

 

 

 

 

 

             Автор-составитель:

                                                                                      Суфиянова Алиса Рафаелевна, педагог

  дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sufiyanova_izo_i_dpi.docx74.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дворец  творчества детей и молодежи городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                       Директор МАУДО Дворец творчества                                                                                                                                 _____________ Г.Ш. Зайруллина                                                                                                              

                                                                                                 «___»________________2016 г.                                                                                                                              

 

                      Принята на заседании

                      методического   совета  

                      от  «___»____________2016 г.                                        

                                                                               Протокол №_________

                                                                         

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая

программа художественной  направленности 

«Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»

Возраст обучающихся: 6-13 лет  

Срок реализации: 1 год  

 

 

             Автор-составитель:

                                                                                      Суфиянова Алиса Рафаелевна, педагог

  дополнительного образования

                                                                     

г. Нефтекамск, 2016 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает воображение, творческий потенциал ребенка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития способностей обучающихся. Обучающиеся, впервые пришедшие на занятия, не владеют перспективными способностями передачи пространства и формы, не знают светотени. Рисунок их кажется плоским. Задача педагога - развивать наблюдательность обучающихся, способность живо откликаться  на события жизни и первичное освоение художественных материалов. Также важно развивать осознанное отношение обучающихся к окружающему миру и умение выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами, умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых и обыденных явлений.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» способствует освоению  первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров,   овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность  обучающимся реально открывать для себя волшебный мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа имеет художественную направленность, модифицированная.   За основу программы взята дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» Филипповой О.Н.- педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории,  МАУДО Дворец творчества. Также использованы  программы  Булдаковой И.А. г. Москва «Изобразительное искусство», «Основы изобразительного искусства» Волобуевой И.И. Программа способствует формированию художественного кругозора и приобретению опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, совершенствованию эстетического вкуса, умению работать разными художественными материалами.

Новизной  программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, так как  жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Существует большое количество образовательных программ в системе дополнительного образования.

       Педагогическая целесообразность программы    заключается в приобретении необходимого набора знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся впоследствии применять их  для практической прикладной деятельности в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно, осознанно подойти к выбору будущей профессии.

      Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности. 

Задачи программы:

Обучающие:

- подготовка к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению на практике;

- приобретение умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;

- формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;

Воспитательные:

- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

- гражданских и духовно-нравственных качеств.

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и
   уродливое;

Развивающие:

- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

- познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, творческой
фантазии;

- развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

- коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в   группе, сотрудничество, общение.

Режим занятий.

Данная  программа предполагает обучение детей 6-13 лет (дошкольный, младший, средний школьный возраст), рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч.), и 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч.).
         Обучение по программе представляет сочетание    коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Основное внимание в программе уделяется  декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира.

Формы занятий: экскурсия, выставка, практикум, виртуальное путешествие, конкурс, сказка.

Методы: словесный (беседы),  наглядный (демонстрация наглядных пособий),

практический метод (практикум, самостоятельная работа), игра.

В основе методики преподавания курса лежит информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, гуманно-личностную, технологию коллективной творческой деятельности, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. Применяются  игровые технологии на занятиях в комплексе с другими методами и приёмами организации занятий, которые помогают увидеть индивидуальность детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции,  то есть создать  благоприятный эмоциональный настрой занятия.

Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности для развития склонностей и дарований детей, помогает раскрыться и утвердиться замкнутому, неуверенному в себе ребенку.

Основные принципы творческой деятельности:

  • творчества (воспитание и развитие художественных способностей детей);
  • научности (знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • поэтапный (последовательность обучения);
  • динамичности (от простого к сложному);
  • сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, материала);
  • выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • сотрудничества (совместная работа в группах, с родителями);

Организация контроля.

Освоение программы предусматривает проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  1. Вводный контроль проводится с обучающимися 1-го года обучения с целью установления исходного уровня знаний, умений, навыков перед началом образовательного процесса.
  2. Текущий контроль освоения программного материала проводится с целью выявления педагогом качества освоения содержания программного материала в процессе обучения (по темам, разделам, блока) дополнительной общеобразовательной программы.
  3. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеразвивающей программы учебного полугодия, учебного года в целях определения соответствия знаний и умений прогнозируемым результатам. Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2 раза в год (декабрь, апрель-май). Результаты промежуточной аттестации заносятся в индивидуальную карту контроля уровня обученности обучающихся.
  4. Итоговая аттестация проводится по завершению освоения дополнительной общеразвивающей программы.
  5. Уровень воспитанности детей определяется в начале и в конце учебного года при помощи тестирования, наблюдений по следующим показателям: отношение к познавательной деятельности, отношение к обществу, отношение к ЗОЖ, отношение к себе. Результаты уровня воспитанности фиксируется в карте контроля воспитанности.

Методы контроля: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ, зачет.

В конце учебного года проводятся выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства и авторские выставки наиболее способных и одоренных обучающихся.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программы необходим просторный кабинет, с естественным и искусственным освещением, с соответствующей мебелью.

Техническая оснащенность: наглядные пособия; работы декоративно-прикладного творчества; стенды - постоянные, сменные; карточки с образцами росписи;  книги, журналы, листы – пособия по изобразительному искусству; кисти различной величины; карандаши, фломастеры, пастель, уголь, цветные мелки  картон, цветная бумага, бумага для акварели, пастели, гофробумага,  природный  материал и т.д.

Прогнозируемые результаты.

В конце первого года обучения обучающийся  должен знать:

  •  основы цветоведения (знать основные цвета, получить знания о цветовом круге (деление цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов),
  •   что такое  рисунок, живопись, скульптура, архитектура, а так же: натюрморт, портрет, пейзаж, иллюстрация, декоративно-прикладное искусство.
  • Знание  работы с природным материалом, картоном и цветной бумагой, тканью,
  •  Иметь знания в области росписи.

 Обучающийся должны уметь:

  • стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке форму, пропорции, общее строение и цвет предметов; использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом; использовать навыки компоновки; применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов; передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов, владеть основами декоративно-прикладного искусства.
  • лепить фигурки животных, рельефные композиции; составлять аппликационные композиции из разных материалов.

 Программа ежегодно обновляется с учетом  развития  науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В соответствии с Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 29.08.2013 года №1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в  2016-2017 учебном году в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую  программу «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» внесены следующие изменения:

  1. Добавлен раздел «Графический материал».
  2.  В раздел «Нетрадиционные методы рисования» добавлены темы: штампинг, пуантилизм, пластилинография и смешанная техника.
  3. В раздел «Декоративно-прикладное творчество» добавлена тема: декупаж и шитье (для детей среднего школьного возраста).
  4. Увеличено количество часов  разделов: «Декоративно прикладное творчество» и «Нетрадиционные методы рисования».

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения, дошкольный возраст - 144ч.)

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Основы флористики

2.

Аппликация из природных материалов

10

2

8

Цветоведение и композиция

3.

Основы цветоведения и композиции

18

8

10

Графический материал

4.

Работа с графическими материалами

6

2

4

Нетрадиционные методы рисования

5.

Монотипия

2

1

1

6.

Штампинг

4

1

3

7.

Пуантилизм

10

4

6

8.

Граттаж

4

1

3

9.

Пластилинография

10

3

7

10.

Смешанная техника

4

1

3

Лепка

11.

 Работа с соленым тестом

14

4

10

Декоративно-прикладное творчество

12.

Роспись

10

4

6

13.

Бумажная пластика

22

8

14

14.

Работа с тканью

20

8

12

15.

Смешанная техника

4

1

3

13.

Итоговое занятие

2

1

1

14.

Выставки, игры, конкурсы.

2

1

1

Итого

144 ч.

51

93

 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой: целями, задачами, разделами. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Правила поведения в объединении и Дворце творчества, техника безопасности на занятиях, режим работы, игры на знакомство. Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра «Рисуем вместе». Наблюдение за обучающимися, диагностика их способностей, умений и навыков.

Раздел «Основы флористики»

Теория: Инструменты, необходимые для работы, правила работы с природным материалом, техника ведения работы, подготовка необходимых материалов  к работе. История становления флористики. Пейзаж. История становления и виды пейзажа. Деревенский пейзаж.

Практика: Рисунок «Чудо-лес», аппликация «Птица», «Осенний букет». Композиция на тему: «Домик в деревне».

Раздел «Цветоведение и композиция»

Теория: Основы цветоведения и композиции. Три основных цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовой круг. Теплые и холодные цвета, передача состояния времени года с помощью цвета. Веселые и грустные цвета, передача настроения, состояния и чувств с помощью цвета, символика цвета. Понятие «композиция», законы построения, компоновка, центр композиции.

Практика: Работы на тему: «Фрукты и овощи», «Радуга», «Мое любимое время года», «Цирк», «Транспорт», «Человек», «Пейзаж», «Сказка».

Раздел «Графический материал»

Теория: Графические материалы, графические художественно-выразительные средства. Понятия «Линия», «Штрих», «Тон».

Практика: задания на тему: «Линия», «Штрих», «Тон».

Раздел «Нетрадиционные методы рисования»

Теория: Монотипия – один из  видов нетрадиционной живописи. История зарождения и становления техники монотипия, технология выполнения работы. Штампин. Техника выполнения и приготовления штампов. Пуантилизм. История. Изпользование дополнительных материалов при работе. Граттаж. Знакомство с техникой выполнения  работы. Разновидности граттажа. Способы и приемы работы. Цветной граттаж. Техника выполнения цветного граттажа. Пластилинография, техника выполнения работы. Акварельные рисунки с применением воска, смешанная техника.

Практика: Работа на тему «Насекомое». Открытка «Фантазия». Рисунок «Салют», «Попугай», «Парус», «Космос», «Ежи», «Чудо-рыбка», «Астры». Пластилинография «Новый год», «Снегирь», «Гриб».

Раздел «Лепка»

Теория: История возникновения техники. Состав соленого теста для лепки, способы замешивания. Знакомство с последовательностью работы. Способы окрашивания теста. Технология выполнения работ из соленого теста.  Правила хранения изделий из соленого теста. Использование материалов для придания определенной текстуры.

Практика: «Ежики», «Черепашка», «Гусеничка», «Котовасия».

Раздел «Декоративно-прикладное творчество».

Роспись.

Теория: Виды и особенности росписи. Основные мотивы и элементы письма. Правильное положение тела и рук во время письма. Золотая хохлома. Гжель. Городецкая роспись. История возникновения орнамента, орнамент – как средство выразительности. Виды орнаментов.

Практика: Выполняем упражнения. Открытка «Сердце». Работы: «Гжель», «Городец», «Хохлома».

Бумажная пластика.

Теория: Изучаем бумагу, как материал. Передача объема с помощью бумаги. Техника аппликации. Квилинг. История зарождения. Работы художников в технике квилинг. Торцевание – техника выполнения объемных аппликаций. Технология изготовления цветов из бумаги.

Практика: Делаем объемную открытку по технологии оригами. Работа: «Зоомир», «Звезда». Открытка в технике квилинг. Декоративное панно в технике торцевания: «Цветы». Аппликация: «Барашек», «Золотая рыбка». Изготовление цветов из бумаги. Бумажная кукла.

Работа с тканью.

Теория: Изучаем ткань, как материал. Фактура и свойства ткани. Изделия из ткани. Виды ткани и их характеристика. Технология выполнения работ из ткани. Технология обработки ткани. Цветовое решение при работе с тканью.

Практика: Аппликация «Город», «Дерево». Коллаж «Птица».

Работа с пряжей.

Теория: Техника работы с пряжей. Правила хранения работ. Техника изготовления помпонов из пряжи.

Практика: Аппликация «Уточка», «Море», «Зайка».

Работа с крупой.

Теория: технология выполнения аппликаций с применением крупы.

Практика: Аппликация «Небесные просторы».

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы, что было пройдено в течение учебного года. Что должны знать и уметь дети. Проверка знаний по контрольным вопросам.

Выставки

В течение года дети принимают участие в выставках организованных Дворцом творчества, городских выставках. Так же проводятся экскурсии, игры и конкурсы.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

или раздела

Форма работы

с детьми;

форма занятия

Приемы,

методы обучения, дидактические

материалы, техническое оснащение

Формы и

методы

подведения

итогов

1.

Вводное

Занятие

Фронтальная.

Беседа,

путешествие

Рассказ, показ, демонстрация, обсуждение. Работы детей, журналы, книги по ИЗО, стенды, кисти, краски, палитра

Наблюдение,

опрос

загадки

2.

Аппликация из природных материалов

Фронтальная.

Беседа,

индивидуальное

творчество,

игра

Рассказ, обсуждение, показ, освоение возможностей природ. материалов,

практическая работа. Кисти, бумага, клей.

Наблюдение,

опрос

3.

Основы цветоведения и композиции

Фронтальная.

Беседа, сказка, игра

Рассказ, диалог, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Детские работы, иллюстрации. Кисти, гуашь, палитра

Наблюдение,

опрос,

обсуждение

4.

Работа с графическими материалами

Фронтальная.

Беседа,

индивидуальное

творчество,

игра

Рассказ, диалог, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Детские работы, иллюстрации.

Наблюдение,

опрос,

обсуждение

5.

Монотипия

Фронтальная,

индивидуальная

Беседа, игра

Рассказ, показ, объяснение,

практическая работа. Кисти, гуашь, палитра, фломастеры, ручка.

Наблюдение,

выставка, обсуждение

6.

Граттаж

Фронтальная.

Беседа, сказка, путешествие, игра

Рассказ, показ, объяснение, практическая работа. Тушь, перья, фломастеры, восковые мелки, гуашь, палитра

Наблюдение,

выставка, обсуждение

7.

Пластилинография  

Фронтальная.

Беседа, игра

Рассказ, показ, объяснение, практическая работа. Иллюстрации, фигурки животных. Пластилин, стейки

Наблюдение,

выставка, обсуждение

8.

Работа соленым тестом

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Соль, мука, гуашь, кусочки ткани, клей, картон.

Наблюдение,

выставка

9.

Роспись

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Демонстрация, рассказ, показ, отработка техники росписи, практическая работа. Книги, пособия, карточки, доски, панно. Гуашь, кисти

Наблюдение,

выставка, опрос

10.

Бумажная пластика

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, маркеры, гофрированная бумага

Наблюдение, выставка

11.

Работа с тканью

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Ткани, нитки, ножницы, клей, бусины

Наблюдение, выставка

12.

Работа с пряжей

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Пряжа, ножницы, клей, картон.

Наблюдение,

выставка, опрос

13

Итоговое занятие

Фронтальная,

конкурс

Диалог, самостоятельная работа. Краски, кисточки, фломастеры, мелки,

Наблюдение, выставка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 –й год обучения, младший школьный возраст- 144ч)

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Основы флористики

2.

Аппликация из природных материалов

10

2

8

Цветоведение и композиция

3.

Основы цветоведения и композиции

18

8

10

Графический материал

4.

Работа с графическими материалами

6

2

4

Нетрадиционные методы рисования

5.

Монотипия

2

1

1

6.

Штампинг

4

1

3

7.

Пуантилизм

10

4

6

8.

Граттаж

4

1

3

9.

Пластилинография

10

3

7

10.

Смешанная техника

4

1

3

Лепка

11.

 Работа с соленым тестом

14

4

10

Декоративно-прикладное творчество

12.

Роспись

10

4

6

13.

Бумажная пластика

22

8

14

14.

Работа с тканью

20

8

12

15.

Смешанная техника

4

1

3

13.

Итоговое занятие

2

1

1

14.

Выставки, игры, конкурсы.

2

1

1

Итого

144 ч.

51

93

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой: целями, задачами, разделами. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Правила поведения в объединении и Дворце творчества, техника безопасности на занятиях, режим работы, игры на знакомство. Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра «Рисуем вместе». Наблюдение за обучающимися, диагностика их способностей, умений и навыков.

Раздел «Основы флористики»

Теория: Инструменты, необходимые для работы, правила работы с природным материалом, техника ведения работы, подготовка необходимых материалов  к работе. История становления флористики. Пейзаж. История становления и виды пейзажа. Деревенский пейзаж.

Практика: Рисунок «Чудо-лес», аппликация «Птица», «Осенний букет». Композиция на тему: «Домик в деревне».

Раздел «Цветоведение и композиция»

Теория: Основы цветоведения и композиции. Три основных цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовой круг. Теплые и холодные цвета, передача состояния времени года с помощью цвета. Веселые и грустные цвета, передача настроения, состояния и чувств с помощью цвета, символика цвета. Понятие «композиция», законы построения, компоновка, центр композиции.

Практика: Работы на тему: «Фрукты и овощи», «Радуга», «Мое любимое время года», «Цирк», «Транспорт», «Человек», «Пейзаж», «Сказка».

Раздел «Графический материал»

Теория: Графические материалы, графические художественно-выразительные средства. Понятия «Линия», «Штрих», «Тон».

Практика: задания на тему: «Линия», «Штрих», «Тон».

Раздел «Нетрадиционные методы рисования»

Теория: Монотипия – один из  видов нетрадиционной живописи. История зарождения и становления техники монотипия, технология выполнения работы. Штампин. Техника выполнения и приготовления штампов. Пуантилизм. История. Изпользование дополнительных материалов при работе. Граттаж. Знакомство с техникой выполнения  работы. Разновидности граттажа. Способы и приемы работы. Цветной граттаж. Техника выполнения цветного граттажа. Пластилинография, техника выполнения работы. Акварельные рисунки с применением воска, смешанная техника.

Практика: Работа на тему «Насекомое». Открытка «Фантазия». Рисунок «Салют», «Попугай», «Парус», «Космос», «Ежи», «Чудо-рыбка», «Астры». Пластилинография «Новый год», «Снегирь», «Гриб».

Раздел «Лепка»

Теория: История возникновения техники. Состав соленого теста для лепки, способы замешивания. Знакомство с последовательностью работы. Способы окрашивания теста. Технология выполнения работ из соленого теста.  Правила хранения изделий из соленого теста. Использование материалов для придания определенной текстуры.

Практика: «Ежики», «Черепашка», «Гусеничка», «Котовасия».

Раздел «Декоративно-прикладное творчество».

Роспись.

Теория: Виды и особенности росписи. Основные мотивы и элементы письма. Правильное положение тела и рук во время письма. Золотая хохлома. Гжель. Городецкая роспись. История возникновения орнамента, орнамент – как средство выразительности. Виды орнаментов.

Практика: Выполняем упражнения. Открытка «Сердце». Работы: «Гжель», «Городец», «Хохлома».

Бумажная пластика.

Теория: Изучаем бумагу, как материал. Передача объема с помощью бумаги. Техника аппликации. Квилинг. История зарождения. Работы художников в технике квилинг. Торцевание – техника выполнения объемных аппликаций. Технология изготовления цветов из бумаги.

Практика: Делаем объемную открытку по технологии оригами. Работа: «Зоомир», «Звезда». Открытка в технике квилинг. Декоративное панно в технике торцевания: «Цветы». Аппликация: «Барашек», «Золотая рыбка». Изготовление цветов из бумаги. Бумажная кукла.

Работа с тканью.

Теория: Изучаем ткань, как материал. Фактура и свойства ткани. Изделия из ткани. Виды ткани и их характеристика. Технология выполнения работ из ткани. Технология обработки ткани. Цветовое решение при работе с тканью.

Практика: Аппликация «Город», «Дерево». Коллаж «Птица».

Работа с пряжей.

Теория: Техника работы с пряжей. Правила хранения работ. Техника изготовления помпонов из пряжи.

Практика: Аппликация «Уточка», «Море», «Зайка».

Работа с крупой.

Теория: технология выполнения аппликаций с применением крупы.

Практика: Аппликация «Небесные просторы».

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы, что было пройдено в течение учебного года. Что должны знать и уметь дети. Проверка знаний по контрольным вопросам.

Выставки

В течение года дети принимают участие в выставках организованных Дворцом творчества, городских выставках. Так же проводятся экскурсии, игры и конкурсы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема занятия

или раздела

Форма работы

с детьми;

форма занятия

Приемы,

методы обучения, дидактические

материалы, техническое оснащение

Формы и

методы

подведения

итогов

1.

Вводное

Занятие

Фронтальная.

Беседа,

путешествие

Рассказ, показ, демонстрация, обсуждение. Работы детей, журналы, книги по ИЗО, стенды, кисти, краски, палитра

Наблюдение,

опрос

загадки

2.

Аппликация из природных материалов

Фронтальная.

Беседа,

индивидуальное

творчество,

игра

Рассказ, обсуждение, показ, освоение возможностей природ. материалов,

практическая работа. Кисти, бумага, клей.

Наблюдение,

опрос

3.

Основы цветоведения и композиции

Фронтальная.

Беседа, сказка, игра

Рассказ, диалог, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Детские работы, иллюстрации. Кисти, гуашь, палитра

Наблюдение,

опрос,

обсуждение

4.

Работа с графическими материалами

Фронтальная.

Беседа,

индивидуальное

творчество,

игра

Рассказ, диалог, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Детские работы, иллюстрации.

Наблюдение,

опрос,

обсуждение

5.

Монотипия

Фронтальная,

индивидуальная

Беседа, игра

Рассказ, показ, объяснение,

практическая работа. Кисти, гуашь, палитра, фломастеры, ручка.

Наблюдение,

выставка, обсуждение

6.

Граттаж

Фронтальная.

Беседа, сказка, путешествие, игра

Рассказ, показ, объяснение, практическая работа. Тушь, перья, фломастеры, восковые мелки, гуашь, палитра

Наблюдение,

выставка, обсуждение

7.

Пластилинография  

Фронтальная.

Беседа, игра

Рассказ, показ, объяснение, практическая работа. Иллюстрации, фигурки животных. Пластилин, стейки

Наблюдение,

выставка, обсуждение

8.

Работа соленым тестом

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Соль, мука, гуашь, кусочки ткани, клей, картон.

Наблюдение,

выставка

9.

Роспись

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Демонстрация, рассказ, показ, отработка техники росписи, практическая работа. Книги, пособия, карточки, доски, панно. Гуашь, кисти

Наблюдение,

выставка, опрос

10.

Бумажная пластика

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, маркеры, гофрированная бумага

Наблюдение, выставка

11.

Работа с тканью

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Ткани, нитки, ножницы, клей, бусины

Наблюдение, выставка

12.

Работа с пряжей

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Пряжа, ножницы, клей, картон.

Наблюдение,

выставка, опрос

13

Итоговое занятие

Фронтальная,

конкурс

Диалог, самостоятельная работа. Краски, кисточки, фломастеры, мелки,

Наблюдение, выставка

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения, средний школьный возраст - 216ч.)

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Основы флористики

2.

Аппликация из природных материалов

10

4

6

Нетрадиционные методы рисования

3.

Штампинг

4

1

3

4.

Пуантилизм

2

1

1

5.

Смешанная техника

4

2

2

Декоративно-прикладное творчество

6.

Роспись

12

6

6

7.

Бисероплетение

50

20

30

8.

Техника изонити

10

4

6

9.

Бумажная пластика

30

14

16

10.

Работа с тканью

18

8

10

11.

Работа с пряжей

12

4

8

12.

Декупаж

8

2

6

13.

Папье-маше

26

8

18

14.

Шитье

24

8

16

14.

Итоговое занятие

2

1

1

15.

Выставки, игры, конкурсы.

2

1

1

Итого

216 ч.

85

131

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Знакомство с программой: целями, задачами, разделами. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Правила поведения в объединении и ЦРТДиЮ, техника безопасности на занятиях, режим работы, игры на знакомство.

Теория: Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра «Рисуем вместе». Ведется наблюдение за детьми, диагностика способностей, умений и навыков.

Раздел «Флористика»

 Теория: Инструменты, необходимые для работы, правила работы с природным материалом, техника ведения работы, подготовка необходимых материалов  к работе. История становления флористики, как раздела декоративно-прикладного искусства. Пейзаж. История становления и виды пейзажа. Деревенский пейзаж. Природа Башкортостана. Передача пространства.

Практика: Аппликация «Цветочная фантазия», «Башкирские просторы». Коллаж на тему: «Букет».

Раздел «Нетрадиционные методы рисования»

Теория: Штампинг-создание картин с помощью штампов. Создание авторской бумаги и ее применение в дизайне. Пуантилизм. Зарождение техники рисования точками. Рисование брызгами. Техника рисования с применением трафарета. Смешанная техника. Акварельные рисунки с применением воска.

Практика: Создание открытки. Рисунок «Морские просторы», «Фантазия», «Астры».

Раздел «Декоративно-прикладное творчество».

Роспись.

Теория: Виды и особенности росписи. Основные мотивы и элементы письма. Правильное положение тела и рук во время письма. Золотая хохлома.  Изучение основных элементов хохломы. История становления росписи. Основные отличия от других видов росписи. Гжель.  Исторические истоки зарождения гжели. Основные элементы. Технология обжига изделий. Городецкая роспись. Виды городецкой росписи. Основные приемы и элементы письма. История становления.

Практика: Обучение правильно держать руку и кисть во время письма, письмо основных элементов.  Выполнение упражнений. Золотая хохлома. Гжель. Городецкая роспись.

Бисероплетение.

Теория: Появление бисера. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Ход работы. Схемы для плетения. Нанизание бисера «в две нити». Низание на нити. Плетение на проволоке, техника и схемы. Вышивка бисером. Технология ведения работы.

Практика: Выполнение  изделий из бисера: фенечка, цепочка, плетение на проволоке, брошь, ободок, ожерелье.

Техника изонити

Теория: История появления техники изонити. Просмотр работ выполненных в данной технике.  Схемы изонити. Применение дополнительных материалов в работе. Составление схем.

Практика: Упражнения. Открытка в технике изонити. Панно «Цветочный букет», «Птица».

Бумажная пластика.

Теория: Изучаем бумагу, как материал. Техника оригами. Передача объема с помощью бумаги. Техника аппликации. Квилинг. История зарождения. Работы художников в технике квилинг.  Плоскостные и объемные работы в технике квилинг. Техника торцевания. Топиарий – дерево своими руками. Виды и технология изготовления.

Практика: Делаем объемную открытку.  Цветы в технике оригами. Объемная аппликация «Луг». Открытка в технике квилинг. Работа: «Венок». Торцевание: «Фантазия». Топиарий из бумаги.

Работа с тканью и пряжей.

Теория: Изучаем ткань, как материал. Фактура и свойства ткани. Виды ткани и их характеристика Изделия из ткани. Аппликации из ткани. Передача объема с помощью ткани. Техника безопасности и правила работы с иглой. Шьем игрушки. Работы из пряжи. Применение пряжи в ДПИ. Правильный подбор материала для работы. Технология работы. Хранение изделий из пряжи. Изготовление декоративных элементов с использованием пряжи и  их применение в дизайне интерьера.

Практика: Аппликация «Город». Выполнение декоративного панно. Изготовление цветов из ткани. Топиарий из ткани, цветочный букет. Картина из пряжи: «Морские обитатели». Декорирование бутылки с помощью пряжи.

Декупаж.

Теория: Техника декорирования предметов. Обработка изделия. Техника переноса рисунка на изделие и детализация.

Практика: Декорирование изделия в технике декупаж.

Папье-маше.

Теория: Виды. Технология заготовки массы для работы. Изготовление изделий послойным наклеиванием кусочков бумаги на основу. Обработка изделия перед покраской. Технология покраски. Роспись и детализация.

Практика: Работа в технике папье-маше, изготовление шкатулки. Роспись изделий.

Шитье.

Теория: История появления первых игрушек. Виды игрушек. Крой. Заготовка шаблонов будущей игрушки. Соединение всех частей игрушки. Детализация изделия.

Практика: игрушка, игрушка с применением ароматизаторов, игольница.

Подведение итогов работы, что было пройдено в течение учебного года. Что должны знать и уметь дети. Проверка знаний по контрольным вопросам.

Выставки

В течение года дети принимают участие в выставках организованных Дворцом творчества, городских выставках. Так же проводятся экскурсии, игры и конкурсы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема занятия

или раздела

Форма работы

с детьми;

форма занятия

Приемы, методы обучения,

дидактические материалы,

техническое оснащение

Формы и методы подведения итогов

1.

Вводное

занятие

Фронтальная

Беседа

путешествие

Рассказ, показ, демонстрация, обсуждение. Работы детей, журналы, книги по ИЗО, стенды. Кисти, краски, палитра

Наблюдение,

опрос

2.

Аппликация из природных материалов

Фронтальная

Беседа, сказка

индивидуальное

творчество

Рассказ, обсуждение, показ, освоение возможностей худ. материалов, практическая работа.

Наблюдение,

опрос

3.

Штампинг

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Рассказ, обсуждение, показ, освоение штампования, практическая работа.

Наблюдение,

выставка

4.

Пуантилизм

Фронтальная

Беседа,

индивидуальное

творчество

Рассказ, показ, демонстрация, обсуждение. Работы художников. Кисти, краски, палитра

Наблюдение,

опрос

5.

Смешанная техника

Фронтальная

Беседа, сказка

индивидуальное

творчество

Рассказ, обсуждение, показ, освоение возможностей худ. материалов, практическая работа.

Наблюдение,

выставка

6.

Роспись

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Демонстрация, рассказ, показ, отработка техники росписи, практическая работа. Книги, пособия, карточки, доски, панно. Гуашь, кисти.

Наблюдение, опрос

7.

Бисероплетение

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Демонстрация, рассказ, объяснение,  практическая работа. украшения

Наблюдение,

выставка

8.

Техника изонити

Фронтальная.

Беседа, игра

Рассказ, показ, практическая работа. Карточки, наглядные пособия. Картон, нитки, иголка.

Наблюдение,

выставка

9.

Бумажная пластика

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Детские работы, журналы. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, маркеры.

Наблюдение, выставка

10.

Работа с тканью

Фронтальная, беседа

Наглядный материал, объяснение, практическая работа. Ткань, ножницы, нитки, клей, картон.

Наблюдение , выставка

11.

Работа с пряжей

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Пряжа, холст, клей, ножницы

Наблюдение, выставка

12.

Декупаж

Фронтальная

Беседа,

индивидуальное

творчество

Наглядный материал, объяснение, практическая работа. Клей, салфетки, кисти, изделие.

Наблюдение, выставка

13.

Папье-маше

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Готовые изделия

Наблюдение, опрос

14.

Шитье

Фронтальная.

Беседа, игра

Показ, диалог, объяснение, практическая работа. Готовые изделия

Наблюдение, выставка

15.

Итоговое занятие

Фронтальная,

конкурс

Диалог, самостоятельная работа. Краски, кисточки, фломастеры, мелки.

Конкурс, выставка

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативно – правовые документы:

1. Конституция РФ

2. Конвенция ООН о правах ребенка

3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
  Федерации».

4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»

5.  Концепция  развития дополнительного образования детей  (Утверждена
    распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04.09.2014 г. № 1726- р  
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
    дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
    образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих    
    программ (включая разноуровневые программы)

     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242

  1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  3.  Постановление Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года № 41  «Об утверждении  СанПиН2.4.4.3172-14 « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы образовательных  организаций дополнительного образования  детей».
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12. 2006 г.

 № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» .

  1.  Целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы».
  2.  Устав МАУДО Дворец творчества

2. Основной список:

  1. Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014.
  2. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- Москва: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Каменов В.С. Художественное наследие и современность.- Москва: Изобразительное искусство, 2012.
  5. Кукушкин В.С. Музыка, архитектура и изобразительное искусство.- Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2014.
  6. Михалева. С.В. Лепка глиняных игрушек.- Волгоград: Учитель, 2013.
  7.   Павлова. О.В. Изобразительная деятельность.- Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство.- Волгоград: Учитель, 2014.
  9. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 2014.
  10. Топалова Е.П. Художники с пеленок.- М.: Айрис пресс, 2014.
  11. Федотова И.В. Поурочные планы 1 и 2 классы. - Волгоград: Учитель, 2011.

  1. Дополнительный список:
  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные планы по изобразительному искусству.- М.: Вако,2010.
  2. В.Блейк. Как начать рисовать.- Минск: Попурри, 2010.
  3. Гущин Н. Хохломской художник.- Семино: АОЗТ ТПО, 2011.
  4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство.- Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Живопись Древней Руси.- Ленинград, 2010.
  6. Ивлева Г.А, Данильченко Л.А., Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи.- Ростов-на Дону: Феникс, 2012.
  7. «Коллекция идей».- Москва, 2011., 2015.
  8. К.Найс. Рисуем тушью и ручкой.- Минск: Попурри, 2010.
  9. К.Хайт. Анатомия для художника.- Минск: Попурри, 2010.
  10. Милотворская М.Б. История  русского искусства.- Москва: Изобразительное искусство, 2010.
  11. Сокольникова Н.М. Живопись.- Обнинск: Титул, 2010.
  12. Сокольникова Н.М. Рисунок.- Обнинск: Титул, 2010.
  13. Сокольникова Н.М. Композиция.- Обнинск: Титул, 2010.
  14. Филиппова С.Н. - Изделия из кожи. М.:АСТ Сталкер, 2014.
  15. «Хохломская роспись».- Семеново, 2010.
  16. Чекризова Е. Кожа. Техника, приемы, изделия.- Москва: АСТ - пресс, 2014.
  17. Чуянов C. Городецкие праздники.- Н.Новгород: Арника, 2010.
  18. Шахова Н.В., Дмитриева Н.А.- Кожаная пластика. - Москва: АСТ Сталкер, 2014.
  19. «Юный художник».- Москва, 2010.

  1. Интернет – ресурсы:
  1. Ларина В. История развития композиции / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shedevrs.ru/kompoziciya/321-istoriya-kompozicii.html.
  2. Лихачева О. Выразительные средства композиции / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://designinfoline.ru/?p=260.
  3. Платонова М. Воздействие цвета на человека и его психику / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photo-element.ru/analysis/color2/color2.html.

Рецензия

на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу

«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»

педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества детей и молодежи городского округа город Нефтекамск. Республики Башкортостан

Суфияновой Алисы Рафаелевны

Образовательная область: художественная

Вид детского объединения: арт-студия «Эксклюзив»

Возраст детей: 6-13 лет

Срок реализации: 1 год

Рецензируемая дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» представляет собой модифицированный вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении. Программа расширена по тематике, углублена по содержанию, обогащена современными  педагогическими технологиями. За основу взята общеобразовательная  программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» Филипповой О.Н.- педагога с высшей квалификационной категории, отличник образования Республики Башкортостан. Также просмотрены программы  Булдаковой И.А. г. Москва «Изобразительное искусство», «Основы изобразительного искусства» Волобуевой И.И.

Направленность дополнительной образовательной программы - художественная. Программа формирует творческое мышление, нравственное, эстетическое восприятие действительности. Рисование для детей – любимое занятие, важный путь освоения эстетического мира. Программа способствует развитию художественных способностей, усидчивости, трудолюбия, повышению  культурного уровня, формированию эстетического вкуса. В программе реализуются следующие принципы обучения: индивидуального подхода к обучающемуся, регулярности и последовательности обучения, наглядности, прочности усвоения знаний.

Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности. 

Содержание программы способствует обеспечению решению поставленных цели и задач. Рационально использовано учебное время, отведенное количество часов для изучения каждой темы совместно со способами достижения цели программы ведут к достижению максимально полного результата. Данная программа способствует  формированию  компетенций: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Разработчик дополнительной общеразвивающей программы для ее реализации использует основные принципы творческой деятельности: творчества (воспитание и развитие художественных способностей детей); научности (знания о форме, цвете, композиции и др.); доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); поэтапный (последовательность обучения); динамичности (от простого к сложному); сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, материала); выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); сотрудничества (совместная работа в группах, с родителями).

Ожидаемые результаты программы, тесно связаны с целями и задачами. Подведение итогов реализации программы проводится в форме выставки работ выполненных детьми. Обучающиеся участвуют в городских выставках. В конце года выполняются персональные выставки наиболее способных, одаренных обучающихся объединения. Для качественного проведения занятий программой предусмотрены методическое и дидактическое обеспечение.

Список литературы представлен в достаточно полном объеме, современен.

Программа носит целостный характер, может быть рекомендована педагогам дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Старший методист информационно-методического отдела

МАУДО Дворец творчества Маликова Ф.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Своими руками"

Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовлени...

Рабочая программа курсов по выбору "Декоративно-прикладное искусство" 9 класс

Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты, список литературы. Программа расчитана на 17 часов в год....

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «БАТИК» (для учащихся 11-13 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности.  Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим с...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

Дополнительная образовательная программа "Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства"

Рабочая программа художественно-эстетической направленности,срок реализации 5 лет. Программа является победителем различных конкурсов дополнительных образовательных программ, высокая результативность ...

Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»    Проект программа по учебному предме...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...