Программа внеурочной деятельности "Этика учения в кадетском классе "
рабочая программа (5 класс) на тему

Корниенко Елена Сергеевна

Цель данной программы : формировать благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов общества, создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dlya_5_kadetskogo_klassa.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Этика учения в кадетском классе»

Пояснительная записка

        Этикет (франц.) – «церемониал» — манера поведения. Это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Изучение этикета в традициях кадетских корпусов практически с самого их основания.

Данная программа рассчитана на подростков, воспитанников кадетских классов. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность, ведь они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о нашей школе в целом и о кадетстве вообще.

Программа внеурочной деятельности «Этика учения в кадетском классе»

ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

 Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся  сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется  внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

Цель программы: Формировать благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов общества, создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «Этикет», с историей этикета, с этикетными правилами и навыками культурного поведения.
  • Способствовать нравственно-этической  ориентации обучающихся;
  • Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;
  • Развивать коммуникативные способности школьников;
  • Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;
  • Закреплять навыки бесконфликтного общения;
  • Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.

Формы проведения занятий: каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.

В основе программы лежат принципы:

  • Этическое отношение к личности;
  • Конструктивное общение;
  • Эмпатическое понимание мира подростка;
  • Интерес к личному миру подростка и его актуализация;
  • Диалогичность;
  • Добровольность

Формы организации обучения: групповые, индивидуальные

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:

1. Познавательная деятельность

2. Проблемно-ценностное общение

3. Игровая деятельность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика учения в кадетском классе» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня:

Ученик научиться: (приобретение  обучающимися социально-нравственных знаний)

  • освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;
  • Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;
  • Правилам поведения и безопасного межличностного общения;

Ученик получит возможность:

  • Осознания своего «я» как гражданина
  • Формирования своей внутренней позиции,  положительного отношения к окружающим

Воспитательные результаты второго уровня:

Ученик научиться: (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)

  • Позитивно относиться  к базовым ценностям общества;
  • Помогать товарищу в учебе, труде,
  • Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;
  • Пользоваться простыми нормами нравственности.

Ученик получит возможность научиться:

  • Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,
  • вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми

Воспитательные результаты третьего уровня: (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)

Ученик научиться:

  • Самостоятельно действовать в общественной жизни.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.

Ученик получит возможность:

  • Формирования активной жизненной позиции
  • Формирования ответственности за свои поступки

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Ученик научится

  • Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,
  • Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,
  • Сопереживанию к чувствам других людей,
  • Способности ценить дружбу, доброту,
  • Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

- внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

- внимательно относится к красоте окружающего мира.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;
  • Знать  и применять допустимые и недопустимые формы поведения;
  • Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

Ученик получит возможность научиться:

- умению управлять своими эмоциями;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;

- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.

- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;

 Познавательные УУД

Ученик научится:

  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить логическое рассуждение.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Ученик получит возможность научиться:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;
  • Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;
  • Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Ученик получит возможность научиться:

  • сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

Режим занятий:     1 год —   1 час в неделю (34-35 часов в год);

2 год – 1 час в неделю (34 -35 часов в год);

3 год – 1 час в неделю (34 – 35 часов в год).

 

По форме реализации программы занятия групповые, лекции, беседы, ролевые игры, творческие задания.

 

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

1.

Введение.

1

2.

Этикет. Культура.

6

3.

Основные правила этикета.

7

4.

Человек в обществе.

13

5.

Светский этикет.

3

6.

Деловой этикет.

10

7.

Речевой этикет.

7

8.

Этикет российского офицера.

3

9.

Этикет  тинэйджера.

15

10.

Национальный этикет

6

11.

Культура поведения. Личность.

5

12.

Правила поведения на все случаи жизни

22

13.

Контроль знаний.

       7

 

                                                Итого:

      105

п/п

Наименование раздела, темы урока

Краткое описание деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата

План.

Фактич.

1 год обучения

 

Введение

 

 

 

1.

Введение. Презентация программы.

Что такое этика? Что такое этикет?

Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка.

1

 

Этикет. Культура.

6

2.

История этикета

Знакомство с историей создания этикета

2

3.

Слово доброе, слово вечное.

Приветствие и его значение для человека

Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.

2

5.

Человек  и его имя. Личность.

Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»

2

 

Основные правила этикета

7

6.

Вежливость – основное правило этикета.

1

7.

Внешний вид и привычки

Что говорит о человеке его внешний вид?

Что влияет на внешний вид человека?

Что значит хорошо выглядеть?

1

8.

Женский этикет и мода

Дискуссия по теме

1

9.

Мужской этикет и мода

Дискуссия по теме,  учиться завязывать галстук

1

10.

Вредные привычки

Вредные привычки. Можно ли от них отказаться?

1

11.

Мини- проект

Создание плаката «Отказ от курения»

1

12.

Викторина «Знаешь ли ты этикет?»

Обобщение, закрепление полученных знаний

1

 

Человек в обществе

13

13.

Правила поведения на улице

Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах.

1

 

14.

Правила поведения в транспорте

Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом.

1

15.

Этикет покупателя и продавца

Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры.

1

16.

Этикет телефонных разговоров

Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила

1

17.

Знакомства. Представления.

Как правильно знакомить, представлять людей

1

18.

Моя семья

Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи»

1

19.

Семейные праздники

Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках

1

20.

День рожденья – лучший праздник.  Подарки

Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей. Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки?

1

21.

Этикет за столом

Сервировка стола, уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов.

2

22.

Салфетки. Скатерти.

Виды салфеток, скатертей, способы оформления праздничного стола

1

24.

Столовые приборы.

Основные правила использования столовых приборов, сервировка стола

1

 

Светский этикет

3

25.

История светского этикета

Знакомство с историей создания светского этикета

1

26.

 Светский этикет

Основные понятия светского этикета

2

 

Деловой этикет

2

27.

Деловой этикет

Основные понятия делового этикета

1

28.

Деловое письмо.  Деловая документация

Правила оформления деловой документации

1

29.

Проект «Как стать интересным человеком?».

Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта.

3

30.

Контроль знаний. Тест « Знаешь ли ты этикет»

Обобщение полученных знаний.

1

                                                 

    2 год обучения.

31.

Контроль знаний. Нелишне вспомнить…

Повторение

1

 

Деловой этикет

7

32.

Телефонный разговор

1

33.

Телефонный разговор

1

34.

Приветствия. Приемы.

1

35.

Воинское приветствие.

1

36.

Визиты

1

37.

Визитная карточка

2

 

Речевой этикет

7

38.

Речевой этикет

1

39.

Роль и значение речевого этикета для реализации бизнес-общения

1

40.

Русский речевой этикет

2

41.

Культура речи

1

42.

Культура речи для классной стенгазеты

1

43.

Написание статьи для классной стенгазеты

1

 

                               Этикет российского офицера

3

44.

Этикет российского офицера

1

45.

Правила поведения российского офицера в различных жизненных ситуациях

2

 

Этикет тинэйджера

15

46.

Танцевальный вечер

1

47.

Вечерний гардероб

1

48.

В театре

1

49.

Этикет путешествующего

1

50.

Этикет водителя и пассажира

1

51.

Правила этикета в молодёжной моде

1

52.

Правила ухода за одеждой

1

53.

Правила ухода за форменной одеждой

1

54.

Домашняя одежда

1

55.

Рабочая одежда

1

56.

На выставке, в музее, в библиотеке

1

57.

В кафе (в ресторане)

1

58.

Правила для говорящего.  Правила для слушающего

1

59.

В кинотеатре

1

60.

Поездка за границу.  Гостиница.

1

61.

Контроль знаний. Брейн — ринг  «Этикет и мы»

2

                                              3 год обучения

 

Национальный этикет

6

62.

Этикет. Этика. Эстетика.

1

63.

 Европейский этикет

1

64.

Восточный этикет

1

65.

Западный этикет

1

66.

«Царский этикет»

1

67.

Этикет после 17 года.

1

 

Культура поведения. Личность.

5

68.

Правила поведения

1

69.

Черты характера

1

70.

Чувство такта

1

71.

Положительные черты характера. Отрицательные черты характера

1

72.

Самовоспитание. Эстетическое воспитание

1

 

Правила поведения на все случаи жизни

22

73.

Школьный этикет

1

74.

Церковный этикет

1

75.

Свадебный этикет

1

76.

Крестины и именины

1

77.

Как праздновать Рождество

1

78.

Великая, славная, светлая, красная, радостная Пасха.

1

79.

Масленица

1

80.

Семейные отношения.

1

81.

Дружеские отношения.

1

82.

Советы отдыхающим.

1

83.

Как добиться успеха  будущим дамам и джентльменам.

1

84.

Как вести себя в стрессовых ситуациях

1

85.

Походка говорит о многом

1

86.

Внешний вид, как залог успеха в жизни.

1

87.

Сервировка

1

88.

Ещё раз о правилах сервировки.

1

89.

Правила хорошего застолья.

1

90.

Карточки, украшение стола.

1

91.

Кофейный стол.

1

92.

Чайный стол.

1

93.

Шведский стол.

1

94.

Беседа за столом.

1

95.

Контроль знаний. Конкурсное мероприятие  «Вы поедите на бал? »

2

96.

Откровенный разговор.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для учителя

1. Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г

С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.

2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г

3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.

 6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г

7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников.  Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

Список литературы для ученика

1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г

2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г

3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г

4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов "Исток" : срок реализации- 2015-2018 уч.год.Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Программа курса внеурочной деятельности для 5 кадетского класса «Мой край».

Данный курс призван помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны  посредством школьного музея и музейной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса...

Программа деятельности классного руководителя с кадетскими классами "Новое поколение России!"

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном   государственном о...