конспект урока ПК "Христос и его Крест"
методическая разработка (7 класс) на тему

Дерипаска  Анна Сергеевна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 7 КЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.36 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Распятие и смерть Иисуса Христа. Христос и Его Крест».

Цель урока:

Формирование моральных качеств личности учащихся через раскрытие образа Христа как Спасителя и человека, знакомство учащихся с главным символом христианства, с христианским представлением о Богочеловеке и Боговоплощении, с православным пониманием Креста. Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».

Задачи урока:

Обучающая: формировать представления о христианской символике, образе Христа как Спасителя.

Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку; развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; развивать логическое мышление, развивать умение соотносить известные факты с новым материалом, расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности;

Воспитывающая: воспитать уважительное отношение к православию, к главному символу христианства – кресту; понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть

Виды деятельности:

Беседа, комментированный просмотр видеоматериала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, раздаточный материал

Основные термины и понятия:

Крест, Голгофа, нижняя перекладина

Основные вопросы урока:

Почему Бог стал человеком?

Почему Христос не уклонился от казни?

Какова символика креста?

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

-Что Вам известно из жизни Иисуса Христа? Откуда мы узнаем об этом? (Из Евангелия.)

-Вспомните, с какими заповедями пришел Иисус Христос.

  • Прощайте, и прощены будете
  • любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас
  • Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться
  • Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное
  • Не делайте другим того, чего себе не желаете
  • Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы
  • чтобы милостыня твоя была втайне

- Как вы думаете, трудно жить по заповедям Христовым?

Заповеди просты, но трудно следовать им. Это сравнимо с указанием прямой дороги до царствия небесного. Всего и надо, что достойно пройти, как сказано Иисусом Христом. Но прямой путь оказался не самым легким. Одновременно он и самый трудный, потому что требует честности, сострадания ближнему, порядочности и еще много других качеств, требующих тяжелой душевной работы. Понимая слабость  человека, и что ему мало только указания, Христос  сам показываем своим примером как надо жить, правда - ценой своей жизни. В России есть красивая по своей трагичности пословица «На миру и смерть красна». Это значит, что погибнуть ради благого не страшно. Так ради чего и ради кого?

-Почему Христа распяли?

-Почему Христос не уклонился от казни? Давайте попробуем сформулировать тему урока. (ответы)

- Тема нашего урока «Христос и Его крест».

-Что значит последовать Христу? — Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своём всё противное Богу. Мы все ищем свой путь ко спасению, но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути — Крест Христов.

III. Ознакомление с новым материалом.

1. Крестная смерть  Иисуса.

- Предлагаю посмотреть ответ Патриарха Кирилла на вопрос о значении креста   в православной истории  (просмотр видео)

Выделите основные положения, высказанные Патриархом:

  • Крест-это страшное орудие казни
  • Крест-это символ позора и уничижения
  • Спаситель превращает крест в символ спасения

- Конечно же, искупительная жертва крестной смерти Господа Иисуса Христа в корне изменила христианский взгляд на крест, который после Воскресения Христова стал символом победы над смертью, знамением человеческого спасения и знаком торжества и славы Христианской Церкви.

2.Что значит взять крест свой? 

- Послушайте песню-притчу Светланы Копыловой «Хитрец».

- Как вы поняли выражение «нести крест свой»?

  • каждый из нас имеет крест.
  • это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой.
  • Крест — даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он даёт каждому по силам его — сколько кто сможет снести.

Кресты человеческие — это болезни, трудности, беды и испытания. Очень важно не уходить от проблем, а решать их постепенно. Таким образом, преодолевая трудности, вы приобретаете бесценный социальный опыт.

 Если христианин продолжает грешить, то он увеличивает тяжесть креста Христова. Побеждая грех, человек облегчает крест Христов, становится соучастником великой миссии искупления, соучастником Христова крестоношения. Именно поэтому распятое на Кресте тело Спасителя воспринимается как победный символ торжества безграничной Божией благодати.

3. Релаксация.

Упражнение «Путешествие по лесу».

4. Исследователь (Сообщение ученика)

 Путь на Голгофу

- Иисуса, преданного Иудой, схватили стражники Синедриона - высшего органа управления иудейской религиозной общины. Его привели в дом первосвященника и на скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Успокаивая совесть собравшихся, первосвященник говорит: "... лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб". Сегодня, основываясь на данных Туринской плащаницы, мы можем сказать, что такое бичевание - это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой.  Впрочем, закон уже был нарушен. Христа подвергли наказанию дважды, в то время как любое право, в том числе и римское, запрещает наказывать человека дважды за одно и то же деяние. Бичевание - первое, и само по себе тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый. И все же за первой карой следует вторая - распятие.

Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, Он несколько раз падал по дороге, и в конце стража заставляет стоявшего рядом крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы.

Вывод: есть пути-дороги на земле, которых нельзя избежать, которыми приходится идти по принуждению. Но путь на Голгофу не был обязательным для Христа. Он был обязательным для нас, грешников. Но Христос, любя нас безграничной любовью, решил освободить нас от этого ужасного пути и пошел им Сам добровольно.

    Его, всемогущего Сына Божья, никакая сила не могла бы заставить пойти на Голгофу и занять место на позорном кресте. Только любовь к нам, грешникам, привела Его туда.

- Как вы понимаете выражение «Путь на Голгофу»?

5. Работа учащихся в тетрадях – запись определения слова «Голгофа»

( Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было (деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.

6. Распятие Христа

- За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.

Задание для учащихся:

1) прочитать Приложение  3 раздаточных материалов и ответить на вопросы:

- что означает нижняя перекладина

(Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад.) 

2) работа учащихся в тетрадях:

Перед вами одно из изображений креста. Подумайте, что означают сокращения на перекладине.

Аккуратно скопируйте и расшифруйте их. Объясните значения этих букв.

I.  Иисус

Н. Назарянин

Ц.  Царь  

 I.   Иудейский

IV.  Домашнее задание:

Прочитать притчу о Воскресении Христовом и его Явлении после Воскресения.

VIII. Итог урока

Что для вас значит  ваш нательный крест?

Заполните таблицу « Приложение 4»

Зачем христиане носят

нательные крестики?

Крест напоминает христианам о…
казни Христа и его жертве

Что означает выражение: «нести свой крест?»

каждый должен выполнять свои обязанности, даже если это трудно, почти невозможно

Оценки за урок.

VI. Рефлексия

-Перед вами бланки срочная телеграмма, ответьте на вопросы, расположенные на экране или напишите пожелание адресату. Опустите телеграмму в почтовый ящик.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Определение №1

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было (деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.

Определение №2

Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...

конспект урока по технологии. Вышивка крестом

Конспект урока. Вышивка крестом...

Конспект урока по теме "Вышивка крестом"

Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала,...

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия: «Счётные швы. Шов крест простой по горизонтали»

Цели и задачи:1. Рассказать о применении и выполнении шва крест простой.2. Учить детей вышивать швом крест простой по горизонтали.3. Воспитывать у учащихся аккуратное и бережное отношение к инструмент...

План-конспект урока на тему «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»

Тема урока: «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»Тип урока: урок нового материала.Цель: выяснить, какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владими...

План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест»....