План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».
методическая разработка по технологии (6, 7 класс)

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

Цель урока:

  • уметь оформить схему вышивки и правильно читать ее
  • выполнять технику вышивки крестом

Задачи:

  • ознакомиться с историческим значением вышивки
  • расширить знания о видах швов, используемых для вышивки крестом
  • отработать навыки закрепления ткани в пяльцы
  • развивать умения в подготовке материалов и инструментов к выполнению работы по вышивке изделия
  • развивать умения работать в коллективе и индивидуально
  • развивать мелкую моторику
  • соблюдать правила охраны труда
  • организовать трудовую деятельность

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • расширить знания учащихся о швах, используемых в вышивке крестом
  • развивать умения в подготовке материалов и инструментов к выполнению работы по вышивке изделия
  • уметь оформлять схему вышивки
  • уметь читать схему, находить соответствие между схемой и моделью

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: научить развивать образность, внимание, речь

Познавательные УУД: уметь находить и фильтровать информацию из предлагаемых источников

Коммуникативные УУД: развить навык работы в группах при выполнении практических работ; находить способы творческого и продуктивного труда внутри группового общения; научиться уважать и понимать мнение других людей; находить компромиссы; уметь обобщать и делать выводы

Личностные результаты:

  • уметь выражать свои эмоции в творческой работе, помогать своим товарищам по коллективу
  • развить в себе познавательную и деловую активность
  • развивать в себе такие качества, как самостоятельность, организованность, трудолюбие, инициативность, активность, уважение к товарищам и их труду

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Инструменты и материалы: бумага, карандаш, ластик, канва, ножницы, пяльцы, нитки мулине, игла, напёрсток.

Дидактический материалы:

  • презентация на тему: «Виды счётных швов»
  • готовые образцы вышивки
  • технологические карты «Виды счётных швов»
  • Викторина на темы «Виды вышивки»

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность 
обучающихся

Организационный момент

5 мин.

Приветствие

Проверка явки обучающихся

Проверка готовности обучающихся к уроку

Настрой обучающихся на работу

Доведение до обучающихся темы и плана урока

Обучающиеся приветствуют учителя

Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Отвечают на заданные вопросы

Повторение пройденного материала

5 мин.

Учитель задает вопросы на повторение

  • Какую ткань используют для вышивки?
  • Зачем ткань натягивают в пяльцах?
  • Назовите основные стежки и швы на их основе.
  • Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса вышивания?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на пройденный материал

Изложение нового материала

15 мин.

+ физкульт минутка 5 мин.

Викторина 15 мин.

Учитель показывает презентацию и комментирует ее.

Все виды декоративно-прикладного искусства по-своему хороши.

Вышивка является одним из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание - увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, прививает такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.

Это занятие для рук и для души.
Вышивание требует особого терпения, навыков и способов его овладения, такие как:

  • Организация рабочего места
  • Составление схемы вышивки и умение перенести ее на изделие
  • Эстетический подбор ниток
  • Создание гармонии в изделии

Итак, приступим к обучению искусству вышивания

1. Словесно-иллюстративный рассказ

История вышивки крестиком.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана с традициями, обрядами, передавалась из поколения в поколение. А городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой.

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

Материалы:

  • Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;
  • Нитки мулине
  • Инструменты:
  • Игла
  • Пяльцы
  • Ножницы
  • Наперсток

Безопасные приемы работы.

ИГЛЫ

1. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом.

2. Иглы с позолоченным ушком быстро "истираются", позолота "уходит", оставляя шершавость, что мешает легкому скольжению по материалу.

3. При вышивке больших работ надо чаще менять иглы или применять несколько игл, так как при длительном пользовании они окисляются от контакта с пальцами.

4. Не оставляйте иглы длительное время в канве, так как могут оставаться ржавые следы.

5. Не бросайте иглы, где попало, храните с ниточкой, так как это делает их более заметными и легко искать при потере.

6. Каждый раз пересчитывайте количество рабочих игл. Если не досчитаетесь хотя бы одной иголки, ищите незамедлительно, пока не забыли про ее потерю.

7. Хорошо иметь магнит, упавшую иглу вы быстрее найдете, даже если она без ниточки.

8. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить.

9. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

НОЖНИЦЫ

1. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

2. Используйте пару ножниц - одни для разрезания нитей мулине, другие для резки канвы или другого материала. Это послужит их длительному применению.

3. Никогда не используйте ваши ножницы для других целей, так как даже резка бумаги их затупляет.

Проведение физкультминутки

Проведение викторины на тему «Виды вышивки».

Учитель делит класс на 3 группы.

Обучающиеся внимательно слушают учителя, просматривая презентацию, задают вопросы. Записывают необходимую информацию в рабочую тетрадь.

Повторяют движения за проводящим физкультминутку.

Делятся на 3 группы по 6 человек, распределяют роли внутри группы, дают название. Активно отвечают на поставленные им задачи и вопросы. Соревнуются с другими группами.

Практическая работа

38 мин.

Вводный инструктаж.  

Название практической работы: «Выполнение образца вышивки швом крест».

Цель: Научить учащихся выполнять шов крест.  

Раздаёт схемы вышивки (на выбор обучающихся), инструкционные карты и инструкции по охране труда для вклеивания в рабочую тетрадь.

Инструктаж по охране труда при вышивании:  

  • Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.  
  • Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после ее окончания.
  • Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоями ткани.  
  • Вколотые в изделие булавки должны быть направлены острием в одну сторону.
  • Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.  
  • При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать наперсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.  
  • Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее должна быть не более 50 см, если она шерстяная - не более 40 см.  Санитарно-гигиенические условия для вышивания:  
  • Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.  
  • Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30 минут. Еще лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.  
  • Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.  
  • Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.

Текущий инструктаж по ходу выполнения обучающимися практической работы.

Проводит целевой обход, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся.

Заключительный инструктаж

Следит за завершением работы обучающихся, даёт советы, помогает отстающим ученикам.

Самостоятельная работа обучающихся.

Организация рабочих мест (рабочий стол, инструменты, приспособления); вклеивают раздаточный материал в рабочую тетрадь, работают с соблюдением правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении задания

По ходу выполнения задают вопросы по выполнению практической работы.

Обучающиеся подготавливают изделие к просмотру. Убирают рабочие места.

Рефлексия пройденного урока

5 мин.

Способствует формирование и развитие умения анализировать собственную деятельность.

Задает вопросы, побуждая обучающихся к анализу проделанной работы на уроке:

- Чему вы научились на уроке?

- Зачем вам нужен этот урок?

- Понравилось ли вам работать в группах?

Вместе с учащимися выставляет оценки, указывая на типичные ошибки.

Отвечают на заданные вопросы

Проводят само-анализ проделанной ими работы, оценивают работы своих сверстников.

Домашнее задание

2 мин.

Даёт задание на дом, оговаривая требования и отвечая на вопросы обучающихся

Найдите информацию об истории счётной вышивки в России и о народных промыслах, связанных с ней.

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по заданной работе.

Критерии оценивания

Отметка

Критерии

«5»

Если ученик правильно смог прочесть и перенести изображение со схемы на канву, соблюдая технологическую последовательность, закончил работу в указанное время. Ученик внимательно слушал теоретический материал, отвечал на вопросы.

Швы ровные, аккуратные, между ними нет пробелов, вышиты в одном направлении, отсутствуют узелки и затяжки

Ученик в течение урока задавал вопросы, если сталкивался с трудностями, и выполнил аккуратно всю работу.

Если ученик допускал ошибки, но исправил их, и успел выполнить всю запланированную на урок работу.

«4»

Ученик внимательно слушал теоретический материал, отвечал на вопросы.

Ученик перенес изображение со схемы, с возможными погрешностями, но распознал где допустил ошибку.

Ученик внимательно слушал теоретический материал, отвечал на вопросы.

Работа выполнена с небольшими ошибками (неправильно закреплена нить, швы недостаточно ровные, выполнены в хаотичном направлении), но ученик соблюдал технологическую последовательность и закончил работу в заданное время. Если ученик путает, как выполняется та или иная операция.

Если работа ученика соответствует схеме, но он не успел доделать её.

«3»

Невнимательно слушал теоретический материал, не участвовал в работе класса. Имеются серьезные нарушения в схеме и/или имеются сложности с ее прочтением.

Ученик нарушил технологическую последовательность, работа выполнена небрежно, не закончена в срок.

Если ученик только принялся за работу, при этом вышивает неаккуратно, также не задавал вопросов, не проявлял желания понять, как делать работу.

«2»

ученик был отстранен от работы в связи с несоблюдением правил охраны труда:

Нельзя делать во время работы резких движений иглой – можно поранить рядом сидящего или самому уколоться ей.

«1»

ученик отказался выполнять работу без уважительной причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...

План конспект занятия производственного обучения (швейное дело) 10 класс "Выполнение образца отделочных швов (мелкие складки)".

План конспект производственного обучения 10 класс в разделе "Машинные отделочные работы при пошиве швейных изделий" по теме "Выполнение образца отделочных швов "мелкие складки"...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...

Конспект урока по теме "Классификация машинных швов. Выполнение соединительных машинных швов необходимых при изготовлении фартука."

Конспект  разработан для проведения уроков в 5-ом классе по ФГОС второго поколения.  На данных уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выполнению машинных швов необходимых при и...