Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Анохина Марина Олеговна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_moi_sposobnosti.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.

Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».

Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на итоговое  тестирование. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        В результате изучения курса учащиеся должны:

        знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 5 класс (35 часов)

Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.  Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Человек и его интеллект.

1

2

Диагностическое тестирование.

1

3-6

Обобщение и ограничение понятий.

4

7-8

Выделение существенных признаков.

2

9

Обобщение понятий при построении определений.

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое.

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

1

14-15

Установление причинно-следственных связей.

2

16-17

Логические задачи.

2

18-20

Классификация понятий.

3

21-22

Сравнение понятий. Аналогия.

2

23-27

Поиск закономерностей.

5

28

Выделение существенных признаков предметов.

1

29

Поиск закономерностей.

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

2

32-33

Логические задачи.

2

34-35

Итоговое тестирование.

2

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

план

факт

1

Человек и его интеллект.

1

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры.

2

Диагностическое тестирование.

1

3-4

Обобщение и ограничение понятий.

2

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры.

5-6

Обобщение и ограничение понятий.

2

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры.

7-8

Выделение существенных признаков.

2

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры.

9

Обобщение понятий при построении определений.

1

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры.

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое.

1

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

2

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

1

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры.

14-15

Установление причинно-следственных связей.

2

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей.  Практические задания, развивающие игры.

16-17

Логические задачи.

2

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры.

18-19

Классификация понятий.

2

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры.

20

Классификация понятий.

1

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания,  развивающие игры.

21-22

Сравнение понятий. Аналогия.

2

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры.

23-25

Поиск закономерностей.

3

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры.

26-27

Поиск закономерностей.

2

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

28

Выделение существенных признаков предметов.

1

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры.

29

Поиск закономерностей.

1

Практические задания, развивающие игры.

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

2

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры.

32-33

Логические задачи.

2

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры.

34-35

Итоговое тестирование.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...