МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся
методическая разработка на тему

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gep_metodicheskie_rekomendatsii.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 612

Центрального района

Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

                                      Авторы: Ворохобова Н.Е

                                                  Трошнева Е.Н.

                                               Фомина А.А.

Санкт-Петербург

2016

             

Аннотация

Данные методические рекомендации содержат информацию об организации сопровождения деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

Предназначены учителям, педагогам дополнительного образования, психологам, социальным педагогам, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, родителям.

Методические рекомендации составлены на основе практического опыта работы педагогического коллектива ГБОУ школы №612 Центрального района Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации могут быть использованы в образовательном учреждении   для:  

- создания условий для развития учебной самостоятельности и формирования адекватной самооценки учащихся основной школы на занятиях основного и дополнительного образования;

-  расширения возможностей взаимодействия учащихся, родителей и педагогов на основе информации о состоянии и динамике показателей самооценки на основе познавательной самостоятельности.

- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной активности.

Авторы:

  1. Ворохобова Н.Е., заместитель директора по УВР ГБОУ школа №612 Центрального района Санкт-Петербурга
  2. Трошнева Е.Н., директор ГБОУ школа №612 Центрального района Санкт-Петербурга, кандидат технических наук
  3. Фомина А.А., зам директора ГБОУ ДОУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук

                                                Пояснительная записка

                                                            Введение

Актуальность данной работы определяется тем, что мониторинг самооценочной деятельности, являясь частью внутришкольной системы оценки  качества образования, способствует:

-повышению эффективности сбора информации и использованию информации о результатах самооценок учащихся;

-проведению анализа и прогнозирования тенденций развития самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной активности;

-созданию условий для развития учебной самостоятельности формирования адекватной самооценки учащихся.

Существующий опыт исследования самооценок учащихся относится преимущественно либо к младшей возрастной группе, либо имеет эпизодический, несистемный характер.

Специфика и новизна данной работы состоит в описании  организации систематического исследования самооценок учащихся основной школы и их использования в учебно-воспитательном процессе на основе Дневника самооценок ученика (ДСУ).

Практическая значимость предлагаемой работы заключается в возможности использования представленных материалов в  организации системы сбора и использования информации о самооценочной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

Целью  составления рекомендаций  является оказание методической помощи педагогам-практикам, родителям  и администрации в организации подготовки и проведения работы по исследованию самооценочной деятельности учащихся.

Использование данных методических рекомендаций будет способствовать расширению  возможностей взаимодействия учащихся, родителей и педагогов на основе информации о состоянии и динамике показателей самооценки на основе познавательной самостоятельности.

Организация деятельности

по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

1 Организационной основой осуществления деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся (в дальнейшем - мониторинг самооценочной деятельности учащихся) является Модель самооценочной деятельности учащихся  на основе познавательной самостоятельности. (Приложение 1)

2  Мониторинг представляет собой многоуровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень ОУ, уровень МО и уровень педагогического совета ОУ.

3 Проведение мониторинга требует координации действий всех участников  со стороны администрации ОУ. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, могут включаться заместители директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники, а также педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.

4 Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

5 Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

 -  определение и обоснование объекта мониторинга;

-   сбор данных, используемых для мониторинга;

-   структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;

-   обработка полученных данных в ходе мониторинга;

  • анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
  • подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
  • распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

6 Фиксирование и оформление полученных результатов может осуществляться с использованием Дневника самооценок ученика (ДСУ). Оценочного листа ученика и Оценочного листа класса (Приложения 2,3,4,5)

7 По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы, учредителя, родителей (иных законных представителей).

                                                Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013.

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.-М.: Просвещение, 2013.        

3. Даутова О.Б. Возрастосообразные технологии: методическое сопро-вождение в реализации школы развивающего обучения // Инновационнаядеятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования / под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. СПб., 2015. 386 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000. 384 с.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Т. 2.:Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

6.Носкова Т.А.Технология самооценочной деятельности как средство развития метакогнитивных умений учащихся основной школы. Краснодар, 2016

7.Носкова Т.А. Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в самостоятельной работе.Сборник ИМЦ Кронштадского района СПб, 2015

8. Цейтлина Е.Ю. Многокритериальная оценка результатов учебной де-ятельности учащихся: методическое пособие для педагогов и администраторов школ. СПб., 2011. 216 с.

                                                                                          Приложение 1

Модель самооценочной деятельности учащихся  на основе

познавательной самостоятельности

Система самооценочной деятельности учащихся представляет собой единство деятельности учителя и учащихся.

Единство деятельности учителя и учащихся

1. Алгоритм деятельности учителя

2. Алгоритм деятельности ученика


     

1. Алгоритм деятельности учителя по организации самооценочной деятельности ученика можно представить в виде следующих последовательных действий:

- разработка учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания (критериев);

- создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ и оценку  собственных результатов;                              

- обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

  - проверка работ в соответствии с заявленными критериями.

Разработка  критериев

Создание психологического настроя на анализ результатов

Обеспечение ситуации сопоставления      результатов с критериями

Проверка работ в соответствии с критериями

2. Алгоритм деятельности ученика по реализации самооценочной деятельности может быть представлен в виде последовательности действий.

  1. Проанализировать критерии оценки и варианты самостоятельной работы
  2. Выбрать вариант самостоятельной работы и сделать прогноз оценки
  3. Выполнить самостоятельную работу
  4.  Применить  к выполненной работе соответствующие критерии и

определить степень соответствия им  работы

 5. Зафиксировать полученный результат в ДСУ (Дневнике самооценок ученика).

Анализ критериев оценки работы

Выбор самостоятельной работы

Прогноз оценки по критериям

Выполнение работы

Применение критериев к работе

Фиксирование оценки в ДСУ

3.Оформление ученической самооценки

              Главная роль оценки учителя, осуществляемой после самооценки учащегося, заключается, во-первых, в уравновешивании высказанных учащимся суждений о плюсах и минусах своей работы, чтобы не дать школьнику себя захваливать или чувствовать  неудачником, а во-вторых, в развитии на основе самооценки способности к самостоятельному проектированию своей деятельности на очередной этап работы. Кроме того, оценка учителя, которая должна соответствовать общепринятым эталонам, важна в плане диагностики саморазвития школьника.

Основным диагностическим средством является «Дневник самооценок ученика» (ДСУ).

«Дневник самооценок ученика» является средством накопления информации о процессе и результатах самостоятельных работ и самооценочной деятельности.


                                                                                   

Образец                                                                                                        Приложение 2

ДНЕВНИК САМООЦЕНОК

Дата ______________________________ Предмет____________________________

Тема______________________________________________________________________________

№ варианта_________Отметка (прогноз)______________

Цель работы

___________________________________________________________________________________

План выполнения задания ___________________________________________________________________________________Контроль за выполнением (сравнение с критериями, эталоном)_________________________________________________________________________

Твоя отметка (результат)______________________

Отметка учителя _____________________________

Ответь на вопросы

Что  было труднее всего?_____________________________________________________________________________

Что было  интереснее всего?_____________________________________________________________________________

Обращался ли ты  за помощью?       

  Да  _____     Нет_______

Если да, то в чем она состояла?

1. Объяснить смысл задания

2. Объяснить формулировку задания (термин, знак)

3. Объяснить, как оформить работу

4.Другое___________________________________________________________________________

        Сравнение результата с прогнозом

В случае несовпадения отметок подумай и укажи, что тебе помешало достичь намеченного уровня?

1. Не понял задание

2. Допустил ошибки по невнимательности

3. Не хватило времени

4. Помешала обстановка в классе

5.Другое______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы-помощники

(для формулировки цели и плана выполнения задания)

1.Ознакомиться, выбрать, назвать, перечислить, написать…………...........................................2. Понять, объяснить, дать определение, назвать примеры…………...

3. Применить, проиллюстрировать, сравнить, обосновать……………

4. Проанализировать, систематизировать, раскрыть особенности, составить перечень……………………………………………………

5. Сделать вывод, обобщить, изложить свое мнение, предложить свой вариант……………………………………………………

6. Оценить значимость, оценить возможности, высказать критические суждения……………………………………………………

   Пример заполнения                                                                 Приложение 3

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ  УЧЕНИКА                         __________________________________________________________

Класс ______________                                                                  201__-201__ учебный год                                                                                

Предмет

Дата

№ варианта 

Прогноз

ученика 

Результат ученика

Отметка учителя

Обращался ли за помощью

В чем она состояла

1

 Математика

30.09.2016

2

4

4

3

Нет

-

2

 Русский язык

28.09.2016

3

4

3

4

Да

Разъяснить формулировку задания

3

 И т.д.

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

Образец

                                                                                                        Приложение 4

                                                                               ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КЛАССА       

Дата __________________ Предмет____________________________                   201__-201__ учебный год                                                                                                

ФИ

№ варианта 

Прогноз

ученика

Результат ученика

Отметка учителя

Обращался за помощью (да/нет)

Если да, то в чем она состояла

Причина несовпадения результата и прогноза (ученик)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

Пример заполнения

                                                                                                         Приложение 5

6а класс           09.11.2016    Русский язык              Тема   Имя прилагательное

№ варианта

Прогноз

ученика

Результат

ученика

Отметка

учителя

Обращался за помощью (да+/нет)

Если да, то в чем она состояла

Причина несовпадения результата и прогноза (ученик)

1

4

4

4

4

-

2

3

3

4 ( +1)

5 ( + 1)

+

объяснить формулировку задания

допустил ошибки по невнимательности

3

4

3

4( +1)

4

-

допустил ошибки по невнимательности

4

4

3

3

3

+

объяснить, как оформить работу

5

4

4

5( +1)

5

+

объяснить формулировку задания

допустил ошибки по невнимательности

6

2

5

4(-1)

4

-

неправильно распределила на группы

7

8

4

5

4(-1)

4

+

спрашивала значения слов

не хватило времени

9

4

5

4 ( -1)

5 (+1)

-

допустил ошибки по невнимательности

10

4

5

5

5

-

11

3

4

4

4

-

12

1

4

4

4

-

13

4

4

4

5(+1)

-

помешала обстановка в классе

14

4

5

4 (-1)

5 (+1)

-

я думаю, что есть ошибки в орфографии

15

1

4

4

4

-

16

1

4

4

4

-

17

4

3

3

3

-

18

4

5

5

5

+

объяснить формулировку задания

объяснить, как оформить работу

19

20

2

5

4 (-1)

5 (+1)

-

допустила ошибки в относительных именах прилагательных

21

2

5

4 ( -1)

3 (-1)

-

допустил ошибки по невнимательности

22

23

3

5

5

3 (-2)

+

Объяснить, как оформить работу

уточнил про выполнение задания

4,25

4,0

4,2

Всего – 20 работ.   № варианта:   «1» - 3 работы -15%, «2» - 3 работы - 15, «3» - 4 работы-20%,

«4» -  11 работ – 55%.

7 работ  (35 %)– несовпадение результата ученика с отметкой учителя.  

 9 работ ( 45 %) – несовпадение прогноза ученика  с его результатом.    

14 учеников из 20  (70%) -  за помощью не обращались


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации по сопровождению модуля дошкольного образования АИС "Е-услуги.Образование"

Рекомендации подробно описывают АИС "Е-услугу.Образование", содержат пошаговые инструкции по регистрации заявления на постановку в очередь в детский сад или первые классы. Ориентированы на сотрудников...

Методические рекомендации по проведению пятидневных учебных сборов в Шелеховском районе

Основная  цель «Организация подготовки и проведения пятидневных сборов по основам военной службы» для  обучающихся 2,3-х курсов филиала   государственного бюджетного пр...

Методические рекомендации по сопровождению учащихся при организации исследовательской работы

Методические рекомендации по  сопровождению учащихся при организации исследовательской работы...

Методические рекомендации проектно - исследовательской деятельности с учащимися

Методические рекомендации по подготовке с учащимися проектно-исследовательских работ. Типы ученических проектов и их особенности....

Методические рекомендации по сопровождению воспитанниц в Проекте «Стратегия достижения целей»

При планировании важно видеть долгосрочные цели. В любом деле, занимаясь только текущими проблемами, мы можем легко упустить из виду цельную картину. Прежде чем приступить к краткосрочному планировани...