Жизнь дана на добрые дела
методическая разработка на тему

Кононова Светлана Сергеевна

Цели: раскрывать перед детьми сущность понятия «ДОБРО»; воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим, применять в речи волшебные слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_chas_zhizn_dana_na_dobrye_dela.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь дана на добрые дела

Цели: раскрывать перед детьми сущность понятия «ДОБРО»; воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим, применять в речи волшебные слова.

Ход урока.

 Знакомство  с темой урока

Учащиеся высказывают свои предположения, о чем сегодня будут говорить на занятии.

Вопрос: Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

(любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным)

Слайд 2 

Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может быть, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда.

Вопрос: Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?  

(помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством)

Слайд 3

- Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка»

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

- А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Во - сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки - платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Ответить на вопросы:

  • Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?
  • Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

Слайд 4

 Работа с пословицами и поговорками о добрых делах, о доброте

Давайте вспомним  знакомые  пословицы

Доброе дело и в воде не тонет.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Злой человек не проживет в добре век.

Ласково слово - что весенний день.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

На свете не без добрых людей.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Беседа «Волшебные слова»

Однажды, я была свидетелем одного случая. По улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову к верху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика, но вот мальчик что-то сказал старику, и тот сразу подобрел, перестал сердиться. Что же мальчик такое сказал?

Слайд 5

Давайте ещё раз повторим вежливые слова

  • Если ты обращаешься с просьбой к  взрослому или товарищу, не забудь сказать "ПОЖАЛУЙСТА".
  • Если кто-нибудь что-нибудь для тебя сделал (одолжил ручку, карандаш, поднял твою упавшую вещь и т. п.) поблагодари его словами: "СПАСИБО", "БОЛЬШОЕ СПАСИБО".
  • Если тебе говорят "СПАСИБО" отвечай "ПОЖАЛУЙСТА".
  • Если ты уступаешь кому-то место, передаешь книгу, одалживаешь карандаш и т. п. Скажи так: "САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА.. ВОЗЬМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА..."
  • Если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или задел, извинись: " ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА... ИЗВИНИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА..." Извиниться надо и тогда, когда ты обидел человека неудачным словом.
  • Если взрослый, к которому ты собираешься обратиться, занят разговором, подожди, когда он закончит разговаривать. Если тебе надо обратиться по срочному делу, скажи: "ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, Мария Ивановна, мне надо вам сказать..." - и, после разрешения взрослого, расскажешь, что тебе нужно.

Слайд 6

Беседа по теме

Что же такое добро? Это – заботливое, внимательное отношение к людям. Добрые дела – это поступки, которые полезны для всех нас и совершаются в интересах детей.

Вопрос: Ребята, а вот когда у вас в классе все хорошо, никто не дерется, не ссорится, какое у вас настроение? (Веселое, радостное.)

На ваших лицах улыбки, вы как будто светитесь. Вам становится теплее. С чем бы вы сравнили такое настроение? (С солнышком.) Есть даже такая пословица: «Доброта – что солнце». Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добры – еще лучше. Есть такие слова: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность – и еще много, много. Добро заложено в человеческом характере. И многих людей называют добрыми.

Вопрос: А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война, …..

Итак:   Добрый человек – это тот, кто  любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

любит природу и бережет ее. Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим. Любит животных.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Вопрос: Каких добрых сказочных героев вы знаете? (Красная Шапочка, Крокодил Гена, Добрый молодец, Айболит.)

Вопрос: Почему, например, Айболита называют «добрым»? (Он вежливый, всем помогает, по-доброму разговаривает, делает добрые дела.)

Вопрос: А какие дела можно назвать добрыми? (Те дела, которые делают во благо, на пользу другим, они поднимают настроение, утешают в трудную минуту.)

Доброе дело может быть и большим, и маленьким. Например, посадить лес – большое доброе дело, помочь в чем-то товарищу – маленькое. Но даже самое маленькое доброе дело ценится так же высоко, как и большое. Добрые дела делают незаметно, не привлекая внимания. Вот как солнышко: оно для всех светит и не требует ничего взамен.

Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей не простой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, вдали от близких, без самых дорогих им людей.

Хотелось бы, чтобы дом, в котором живут  эти дети, был уютным, светлым. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.

Слайд 7

Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. При этом дети проговаривают, какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома. Теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье.  Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. Для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет. Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:

зеленый цвет – принесет в дом настойчивость

красный цвет – принесет в дом лидерство

синий цвет – принесет в дом спокойствие

желтый цвет – принесет в дом тепло

Вопрос: А какие добрые дела вы сами делали? А может, кто-то из вас принимал участие в большом добром деле?

Слайд 8

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну  ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»

Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Слайд 9

А вы знаете, что до революции в русском языке была даже такая буква – «добро»? Буквы тогда назывались по-другому:

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь

Д – добро

Правда, интересная азбука?

– А теперь поиграем в игру «И я». Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.

«Я каждый день поливаю цветы» – и я.

«Я убираю за собой игрушки» – и я.

«Я разбрасываю свои вещи» – ...

«Я помогаю маме» – и я.

«Я играю с младшей сестренкой» – и я.

«Я держу кошку за хвост» – ...

«Я не здороваюсь с соседкой» – ...

«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.

Ребята, давайте представим себя в роли добрых волшебников, что бы вы сделали.

Работа со сказкой

        В некотором царстве, в некотором государстве жили-были люди. Они жили очень дружно. Это было очень маленькое царство. Они всегда улыбались друг другу, знали, когда у кого день рождения, и дарили друг другу подарки. Представляете, вам дарят подарки все-все жители вашей страны! Наверное, полгода вы будете только разбирать подарки, и радоваться им, а там, глядишь, и следующий день рождения не за горами. И в это царство любили ездить туристы. Знаете, кто такие туристы? Туристы – это люди, которые приехали в вашу страну, чтобы увидеть все её красоты.

        И вот однажды в страну приехал турист. Самый обычный с виду турист. Но он приехал из очень далёкой страны. Из Трумбуляндии, Вы, наверное, о такой и не слышали? Как всегда, жители выбежали встречать новых туристов. Туристы уже расположились на главной площади города. Гид (это так называют человека, который показывает страну туристам) начал было рассказывать, но вдруг неожиданно замолчал. Все посмотрели на Трумбика (это турист из страны Трумбуляндии). Трумбик, как ни в чём не бывало, рвал цветы на городских клумбах. Жителям это не понравилось, Они отобрали цветы к Трумбика. Экскурсия отправилась дальше. Все туристы были увлечены рассказом гида. Но тут случилась ещё одна неприятность: Трумбик захотел, есть, развернул конфету, съел её, а фантик бросил на землю, Гид очень удивился такому поступку. Он поднял фантик и засунул его в карман Трумбику.

- Дальше нас ждёт красивейший памятник старины! – сказал гид. Трумбик недовольно откликнулся:

- Опять лазить по руинам? Сколько можно?

Гид сделал замечание Трумбику:

- Зачем ты вообще приехал в нашу страну, если так неуважительно относишься к нам? Потом гид добавил:

- Сейчас мы зайдём в магазин, где вы сможете купить себе разных вкусных кушаний, чтобы подкрепиться.

Трумбик радостно замах руками.

Когда все туристы пришли в магазин, Трумбик начал хватать всё самое вкусное и есть это прямо на месте.

- Ну всё, я наелся! – сказал он и направился к выходу.

Все-все жители и туристы удивленно посмотрели на него.

- Как тебе не стыдно, ты так себя ужасно ведёшь! – сказал ему гид.

- Да ладно, не жадничайте! – ответил Трумбик и начал смеяться над гидом. Гид взял его за руку и отвёл к кассе, чтобы Трумбик заплатил за съеденное.

Вдруг Трумбик увидел, как местные ребята играют в мяч. Трумбик побежал, выхватил мяч из рук малыша и изо всей силы стал кидать его в ребят.

- Ты что делаешь, мы играем в другую игру… Отдай мяч! А если хочешь играть с нами, давай мы расскажем тебе о правилах игры! – закричали ему дети.

- Да зачем же мне нужны ваши правила, давайте лучше в мою игру играть, она весёлая и интересная» - сказал Трумбик. Дети согласились. Но тут оказалось, что Трумбик просто бегает по полю и изо всех сил стучит ногами по мячу, иногда подбрасывая его вверх руками.

- Постой, постой, объясни нам, как играть в эту игру? – кричали дети. Но Трумбик ни на кого не обращал внимания и продолжал заниматься своим делом.

        Вскоре детям надоело просто  так бегать за Трумбиком, и они решили пойти играть в другую игру. Трумбик уже устал, бросил мяч и пошёл вслед за экскурсией дальше. Пройдя совсем чуть-чуть, он увидел детей, которые стояли вокруг какой-то женщины. Эта женщина что-то объясняла им.

Трумбик подошёл поближе и стал спрашивать у ребятишек:

- А что это вы тут делаете? А кто эта тётя? – Он остановился послушать, что говорит женщина. Оказывается, она ругала мальчика Листика, который рвал цветы и кидался ими в других детей.

- Так и надо делать, - закричал Трумбик, - это же так весело! Это такая Весёлая игра!

Но женщина очень строго посмотрела на него и сказала:

- Не мешай нам, у нас идёт урок, мы изучаем наш город, а ты и Листик нам мешаете!

Трумбик очень удивился:

- А что такое урок? А кто ты такая?

Женщина строго-строго посмотрела на Трумбика и сказала:

- Я - учительница, а это мои ученики. Мы учимся в школе. И в школе есть свои правила, которые нужно соблюдать, чтобы научиться читать, писать, рисовать. Подумай сам: если каждый ученик в школе будет делать что захочет, что получится? Сможет ли он тогда чему-нибудь научиться?

Трумбик серьёзно задумался.

Обсуждение

  • О чём была эта сказка? С кем вы познакомились?
  • Что такое правила и где нужно их соблюдать?
  • Зачем нужны правила?
  • Какие правила нарушил Трумбик?
  • Зачем в игре нужны правила?
  • Какие правила в играх вы знаете?
  • Что будет, если в игре не будет правил?

Итог занятия

Ребята, мы сегодня говорили о правилах, об их значении в жизни людей.  Правила помогают жить, одни разрешают что-то, а другие, наоборот, запрещают, ограничивают. Но, тем не менее, правила очень нужны: они помогают человеку жить. С чем или с кем вы могли бы сравнить правило? Может быть, с каким-то предметом или человеком? Может быть, правило похоже на забор, который куда-то не пускает, или на милиционера, который говорит, куда можно идти, а куда нет. Всем ли понятно, что нужно сделать?

Правила поведения в школе

  • Ребята, как вы думаете, какие правила необходимы в школе?
  • Какие правила есть для учителя и для учеников?
  • Как вы думаете, нужны ли правила?

Вывод: правила нужны в школе, они дают возможность учиться, дружить, играть. Соблюдать правила должны все, не только ученики. Правила подсказывают нам, как вести себя по отношению к каждому человеку.

Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко»

Каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с занятия с радостным чувством, Итак, я начну первой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"

Урок нравственности предназначен для младших школьников....

Жизнь дана на добрые дела.

Занятие в форме классного часа о понятиях добро и зло для учащихся младшего звена. Ситуативные игры, на логическое мышление. загадки, пословицы. Рекомендую, интересное и приемлемое для детей ....

презентация "Нам жизнь дана на добрые дела"

Давайте делать добрые дела!...

Диспут "Жизнь дана на добрые дела!"

Формировать культ здорового человека, активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора. ...

Сценарий общешкольного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

Сценарий общешкольного мероприятия о правах ребенка....

"Жизнь дана на добрые дела"

Разработка внеклассного мероприятия о доброте....

Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".

            При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...