Курсовая работа "Оркестровая музыка как средство развития музыкального восприятия школьника"
материал на тему

Кабатина Надежда Сергеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_nik.docx52.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кабатина Надежда Сергеевна

ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Реферат защищен с оценкой:

Специальность 53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 3 группа 30

Руководитель:Муталиева Л.С.

Челябинск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Восприятие: понятие, виды, особенности

1.2.Проблема развития музыкального восприятия в психологии и педагогике

1.3.Пути развития музыкального восприятия школьников

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ОРКЕСТРОВОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1. История возникновения оркестра

2.2. Оркестровая музыка в программах музыкального образования школьников

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы исследования. Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом, угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому в деле воспитания подрастающего поколения необходим поворот к жизненно важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного восприятия, противостояние бездуховности и потребительства.

Решающую роль в целенаправленном  формировании личности не только профессионала, но и просто человека играет музыка, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни в общем.

Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. В результате обследования группы профессиональных музыкантов, а также людей, которые слушали классическую музыку в детстве, было выяснено, что они имеют отличную память и способность к языкам. Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия и исполнения.

Изучение такого сложного вопроса, как восприятие музыки связано с целым рядом социальных, общекультурных, индивидуально-психологических и других факторов. Исследованиями данного вопроса занимались  Б.М.Теплов, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский , Г.С.Тарасов, В.К.Белобородова, Д.Б.Кабалевский, Ю.Б.Алиев, Г.С.Ригина, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Л.В.Школяр, М.С.Красильникова. Они рассматривают музыку как живое искусство, ставят во главу угла процесс её художественного восприятия. В основе любой формы приобщения учащихся к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою познавательную, эстетическую и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся слушать её и размышлять о ней. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

В связи с актуальностью проблемы, тема исследования : «Оркестровая музыка как средство развития музыкального восприятия школьников»

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть роль оркестровой музыки как средства развития музыкального восприятия школьников.

Задачи исследования: 

1.Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть особенности музыкального восприятия в педагогике и психологии;

3.Проанализировать программы музыкального образования школьников;

4.Наметить перспективы дальнейшего исследования.

Методы исследования:

Теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация)

Глава 1. Теоретические основы восприятия музыки у школьников

1.1. Восприятие: понятие, виды, особенности

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие.

Восприятие - это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. [2]

Американский психолог Дж.Брунер определил восприятие как « процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический выход, отнеся сигналы к определенной категории» [1]

Российский психолог А.Маклаков  видит восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. [9]

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали. [12]

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений. [6]

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом. [5]

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида. [6]

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. [6]

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.

В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятия относятся, например , восприятие пространства и восприятие времени. 

Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. [2]

Восприятие времени -это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие времени характеризуется высоко степенью субъективности. Восприятие длительных отрезков времени зависимости от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживаниями человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицательно окрашенными эмоциональными моментами воспринимаются как более длинные. Время, заполненное интересной работой протекает горазд быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинтересная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразительно, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее короткими нам кажется время, в течении которого надо успеть сделать многое.

Восприятие движений- это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Воспринимает окружающую деятельность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами , направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия. Поэтому восприятие зависит от психических особенностей личности.

Избирательностью восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное -фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. [2]

Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции.

Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний , интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно , что восприятие картины, мелодии, книги, у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то ,что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конкретным , живым человеком. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним. [2]

Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию , а следовательно, к познанию предметов и явлении.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т.д.).К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном). [2]

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: « не верь глазам своим», « обмен зрения».

Иллюзии наблюдаются не только при зрительном, но и при других видах восприятия. Порой нас обманывают и другие органы чувств. К примеру, если поддержать руку в очень холодной воде, а потом опустить ее в теплую, будет казаться, что рука попала чуть ли не кипяток. [2]

Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоции  (например, в страхе человек может принять одну веешь за другую ). Такие иллюзии случайные и имеют индивидуальных характер.

Истинность восприятия проявляют практикой.

Восприятие тесно связанно с прошлым опытом человека, его прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать что он нам напоминает. Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся знаний. [2]

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей.

Подробнее остановимся на этих особенностях. Во-первых, люди различаются по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный ( синтетический) тип восприятия, когда не придаются значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл обобщения, а не на детали и частности. Детализирующие (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали подробности. Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами». [2]

Объяснительный тип не удовлетворяется тем что не посредственно дано в самом восприятия. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего- золотая середина, но не всегда это достигается. Чтобы создать гармония этих типов восприятия, необходимо знать их особенности, и иметь представление об их механизмах, уметь их диагностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих,- по характеру особенностей самой личности, здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость, и субъективный тип когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается пристрастной его оценке, сложившемся ранее предвзятым мыслям о нем. [2]

Отдельно стоит сказать о восприятии учебного материала школьниками.

Воспринять учебный материал – это значит как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Учитель стоит перед классом и объясняет, учащиеся внимательно слушают и воспринимают то что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведения кроется сугубо индивидуально мыслительная деятельность. Каждый школьник выделяет, вычленяет в заданиях самое существенное со своей точки зрения, расставляет свои смысловые акценты в зависимости от того что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание. Таким образом, в учебном процессе можно увидеть яркие индивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении одного и того же материала. По характеру запоминания и воспроизведения материала можно в какой то степени судить об интересе учащихся к тому или иному учебному предмету, области знания. Так же в избирательном отношении к учебному материалу проявляется определенная направленность умственной деятельности учащихся. Определение такой направленности имеет важное значение в выявлении индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся.  Чтобы учитель был уверен, что дети воспримут в учебном материале именно то, что он считает главным, наиболее существенным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно этой стороны материала. [2]

1.2.Проблема развития музыкального восприятия в психологии и педагогике

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где- просто шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. [2]

 Развить музыкальное восприятие-это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процессе активного сотворчества и сопереживания идеями образом, выраженным на языке невербальной коммуникаций; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант-композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более ёмкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроках - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения.

Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников - восприятие музыки и собственно творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. [3]

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. [7]

Слышать музыку - значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму звуков. [4]

Педагогической науке известны три основных типа слушательской реакции:

а) полное непонимание (когда восприятие музыки ощущается как звуковой хаос, лишённый организующего начала);

б) обобщённое, малодифференцированное восприятие музыки без глубокого проникновения во внутреннюю структуру произведения с непосредственной эмоциональной реакцией;

в) истинное понимания музыки с осознанием связей, составляющих её элементов, её внутренней структуры; его конечный результат - восприятия музыкального образа как явления осмысленного .

Просто слушание музыки мало что даёт, пониманию музыки нужно учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирование эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны музыкального искусства на эмоциональную.

Для того, чтобы слушание становилось слушанием, необходимо: музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, то есть художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Уже в младших классах следует обращать внимание на то, что колыбельная должна быть спокойной, ласковой, мелодия её негромкая и плавная, а пляска обычно весёлая, мелодия её быстрая и громкая. В начальной школе дети узнают на слух доступные двух- и трехчастные формы, знакомятся с приёмами развития музыки: повторностью, контрастностью, вариативностью. [7]

Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

На проблему истолкования музыки существуют различные точки зрения. В основе их действия две крайности: академическая (в музыкальных кругах считается, что музыка должна быть «чисто музыкой» и никаких истолкований, программных трактовок, внемузыкальных ассоциаций не должно быть) и вульгарная (чаще в образовательных учреждениях, где считают, что вся музыка программная, некоторые учителя не могут «преподнести музыку без этикеток», как говорил Б.В. Асафьев, - «придумывают листики, журчание ручейка и так далее»)

Д.Б. Кабалевский не возражал против разумного окружения музыкальных произведений общехудожественными, историко-социальными и бытовыми темами для бесед: «Истолкования представляют собой не что иное, как глубокое и точное вникание в жизненное содержание музыки» Это, на наш взгляд, наиболее правильная точка зрения на рассматриваемую проблему истолкования музыки. [4]

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, её надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания; аккомпанируя на ритмических инструментах, двигаясь под музыку, необходимо следить за её изменением, развитием и передавать в движении своё отношение к произведению. [4]

Вместе с тем, восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание - восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия или музыкальных произведений, развивать у них музыкальные творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приёмы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. [4]

Вид музыкальной деятельности - слушание музыки - даёт возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, её выразительных средствах и музыкантах. В процессе восприятия музыки, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроение человека.

В начале школы преподаватель учит детей:

- внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку;

- проникаться её эмоциональным содержанием;

- делать посильный разбор произведения: эмоционально – образное содержание, средство музыкальной выразительности, структура, исполнение;

- узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.

Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются:

- систематическое педагогическое руководство;

- эмоциональная открытость педагога и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой);

- интересная форма подачи музыкальных знаний;

- небольшие объёмы музыкальных произведений .

Музыку для слушания в начальной школе лучше давать в исполнении педагога, в аудио или видео записи. Так, например, музыкальную интерпретацию учителя на фортепиано можно сравнить с оркестровой или хоровой аудиозаписью. [3]

Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации слушание музыки должна быть, направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений ребёнка.

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушание музыки:

  1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слово учителя (необходимо направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе). [3]
  2. Исполнение произведения учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).
  3. Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа - в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.
  4. Повторное прослушивание произведение, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.
  5. Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнение его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов).

Конечно, приведённая схема не применяется формально. В каждом конкретном случае многое зависит от своеобразия произведения, а также от музыкального опыта учащихся. В конечном счете, важно, чтобы дети поняли и полюбили музыку. [3]

В организации процесса слушание музыки школьниками, исследователи музыкальной педагогики выделяют ряд методических приёмов, способствующих активации музыкального восприятия произведения:

- вокализацию доступных мелодий инструментальных произведений;

- ритмопластику (промаршировать, пластически выразить музыку движением

кистей или корпуса);

- сравнение или контрастное сопоставление музыки;

- графическое изображение мелодии;

- составление музыкальной коллекции;

- использование содружества различных видов искусства;

- музыкально-познавательные задания;

- воспроизведения слушаемой музыки на детских музыкальных инструментах;

- использование определённого цвета для передачи настроения музыки [4].

Также следует выделить приёмы активизации внимания учащихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:

 - приём новизны (учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации);

- приём персонификации (учитель использует предрасположённость детей сопереживанию);

- приём соучастия (учитель моделирует определённую знакомую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);

- приём игры голосом (выразительная речь учителя). [4]

1.3 Пути развития музыкального восприятия у школьников

Музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание и слышание музыки. Музыка – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и её первоисточник (природа, жизненные образы) неразрывно связаны. [10]

Музыкальное произведение изначально должно быть насыщено смыслом - неким духовным содержанием, передаваемым слушателю. 

И совершенно неважно, каким образом будет происходить передача: прозвучит это произведение или оно будет только мысленно представлено, например, при просмотре нотной записи. Главное, что заложенные в музыке смыслы будут транслироваться, передаваться посредством музыкальной речи в невербальной (несловесной) форме. [11]

Как известно, функции левого и правого полушария мозга не совпадают. Левое (логическое) - управляет речью. А правое (образное) - отвечает за восприятие конкретных образов и сигналов внешнего мира, и, в частности, за музыкальную деятельность.

 Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим.

Для того, чтобы передать что-то с помощью музыки, нужно знать ее язык. Композитор, овладевая мастерством, знакомится с музыкальными традициями разных эпох. [8]

Под термином «музыкальный язык» в традиционном музыковедении понимается совокупность всех средств музыкальной выразительности.

Музыкальный язык характерен как для определенной эпохи, направления, стиля, творчества композитора, так и для определенного музыкального произведения.

В процессе изучения "другого музыкального языка" не надо зубрить иностранные слова. Знакомство с ним происходит через вхождение человека в иной звуковой мир, приобщение его к новой культуре, иному мироощущению. [8]

Для этого нужно как можно больше слушать разной музыки хорошего качества и обязательно в хорошем исполнении; слушать и учиться слышать - распознавать ее особенности.

Восприятие музыкального произведения может быть различным. Музыку по-своему "слышит" каждая эпоха, ее по-разному воспринимает один и тот же человек в зависимости от психологического состояния.

Примечательно, что новое произведение слушатели всегда сравнивают с тем, что они слышали раньше, а затем осознанно или чаще неосознанно включают его в знакомый им контекст. Если новая музыка обладает яркими признаками (например, известного жанра), то она вызывает в воображении слушателя знакомые образы (присущие этому жанру). [8]

Если же произведение настолько незнакомо, необычно, неожиданно, что не в состоянии вызвать в слушательском воображении соответствующий контекст, то оно не будет воспринято как художественно содержательная музыка. Как ни печально, но это в равной степени относится как и к шедевру, так и к самой заурядной композиции.

Однако не существует фатальной зависимости между музыкальными предпочтениями, намертво связанными с динамическими характеристиками темперамента. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента.

Было выявлено, что чем обширнее музыкальный опыт молодого слушателя, тем труднее ему выбрать понравившееся произведение из ряда прослушанных. Они все могут оцениваться высоко, несмотря на самое разное настроение, выражаемое в этих произведениях. [8]

Психотерапевтический эффект от прослушиваемой музыки во внешнем плане проявляется в разрядке внутреннего переживания во внешнем движении, спектр которых может быть от легких покачиваний тела и рук до неудержимого плача. Во внутреннем плане интенсивное переживание музыки влечет за собой оживление далеких, но, тем не менее, продолжающихся оставаться аффективно значимыми, переживаний. [8]

Один образ по ассоциативной связи вытягивает за собой другой и перед человеком разворачивается его собственная жизнь, окрашиваемая в различные настроения воспринимаемой музыкой. Изживание некогда подавленных и забытых событий жизни, попадающих в сознание в результате свободных ассоциаций, является основным принципом лечения в школе ортодоксального психоанализа. В этом случае можно упомянуть и концепцию психодинамического резонанса основателя шведской школы музыкальной психотерапии Понтвика. Как под воздействием звуковой волны могут рушиться мосты и стены домов, так под воздействием музыкальных вибраций разрушается патогенный психодинамический комплекс, находящийся в сознании пациента и обусловливающий невротическое заболевание.

Для того, чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок.

По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. свободной от какого-то навязывания извне. Здесь помогает упоминание о том, что в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпуская ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души - как своей, так и композитора, который эту музыку создал. [8]

Если музыка воспринимается в живом исполнении, то бывает небесполезно войти в образ исполнителя и представить себе, что это ты играешь на скрипке или фортепиано, это твои пальцы бегают по клавишам или грифу, это ты - дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.

Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объекте может быть охарактеризовано как медитативный процесс, потому что, наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ним и начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности. Смысл музыкальной медитации, заключается в соединении звучащей музыки со зрительными образами и специальными формулами внушения. Можно говорить о недирективной и директивной медитации во время слушания музыки. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Директивная медитация представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживания, что осуществляется с помощи показа специально подобранных слайдов и произнесения формул внушения. [8]

Если принять во внимание имеющиеся данные о локализации переработки вербальной информации в левом полушарии головного мозга, а невербальной - в правом, то соединение зрительных и музыкальных образов, с одной стороны, и формул вербального внушения, с другой - дает возможность синтезировать работу головного мозга, т. е. активно воздействовать на сознание личности человека и систему его отношений к жизни. Таким образом мы получаем возможность влиять на мировоззрение человека, дефекты которого нередко приводят его к тому или иному заболеванию. 

Вывод по 1 главе

ГЛАВА 2. ОРКЕСТРОВОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1. История возникновения оркестра

Согласно общепринятому определению, оркестр (от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древне-греческом театре), большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. 

Оркестр в толковом словаре – это группа музыкантов ,совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах.

Оркестр- от греческого orehestra – место перед сценой, где помещался хор при исполнении трагедии. Впоследствии –коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих какое-либо произведение.

Существует несколько видов оркестра: симфонический,камерный,струнный, духовой, эстрадный, джазовый, оркестр народных инструментов, военный оркестр.

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные ( скрипки, альты, виолончели,контрабасы),духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов.

В зависимости от колличества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых – деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра ( флейта, гобой и т.д.), и спецефические инструенты ( барититон, эйфониум, флюгельгорн и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные, духовые оркестры,которые значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения.

Джазовый оркестр( бенд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, трамбонов и саксафонов, группы струнных, представленной скипками и контобосом, а так же джазовый ритм секции.

Оркестр русских народных инструментов состоит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века.

Современная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во все эпохи. Со времен глубокой древности литература и изобразительные искусства, исторических хроники и мемуары сохранили для нас не мало интереснейших сведений о музыкальных ансамблях страны. Музыкальные ансамбли древности порой достигли колоссальных размеров, порой были миниатюрны.

Однако эти музыкальные коллективы нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Исполнение ими музыкальной музыки, как правило, насило прикладной характер: под нее танцевали, шествовали, хоронили, пировали, воевали, веселились.Такие ансамбли не отличались ни устойчевым составом инструментов, ни четким разделением на группы.

Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала быть только непременным участнико религиозных церемоний и веселых перов, когда копозиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения перед публикой. Это связанно с зарождение свецкой инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец 16 века.

История оркестра складывалась из многих элементов. История оркестра – это прежде всего развитие самой музыкальной мысли, музыкального языка.

Большую роль в развитии оркестра сыграла искусство отдельных исполнителей – виртуозов. Техника игры оркестровых музыкантов в 18 веке была значительно ниже, чем сейчас, и это не могло не ограничивать творческую фантазию композиторов.

Наконец развитие оркестра неотделимо от общественной жизни людей. Оркестр зазвучал на улицах, площадях, в больших концертных залах, способных вместить не избранное общество придворных, а колоссальные массы людей. Это потребовало небывалого до того увеличения состава оркестра. В новых условиях нужно было, чтобы каждый инструмент и весь оркестр в целом зазвучали сильно, ярко и эспрессивно. Требование это каснулось всех групп оркестра.

Огромную роль в развитии камерно-инструментальной культуры сыграло творчество компазитора Джованни Габриели (ок. 1557 – 1612 – 1613) и Андреа Габриели ( 1510 - 1520 - 1586).

Одно из нововведений Джованни Габриели состояло в том что он начал выписывать в своих произведениях самостоятельные партии для различных инструментов. Это был путь к форированию партитуры, к началу оркестрового письма, к созданию оркестра.

Первые оркестры сформировались в начале 17 века в итальянской опере. Таким образом, родина оркестра – Италия. Одним из создателей оркестра явилс первый классик оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клакдио Монтеверди (1567 – 1643). Заслуга его состояла в том, что он раньше других композиторов оценил художественные достоинства отдельных инструментов и их объединений в оркестре.

Реформа оркестра поизведена была композитором в опере « Орфей» (1607 год.) Оркестр, введенный в оперу, по тому временни был огромным ( около 40 инструментов) и весьма разнообразным по составу.

Оркестр Монтеверди явился своего рода первым шагом к «освобождению» инструментов от веками навязываемой им, чужой по специфике вокальной манеры исполнения, к созданию собственного инструментального стиля.

В 70-е годы создателем французской национальной оперы и балета выступил Жан Батист Люлли ( 1632 – 1687) – веднейший представитель, выдающийся композитор скрипач клавесинист.

Ж.Люлли оказал огроное влияние на развитие французского инструментального исполнительского искусства. В области руководства оркестра он не знал себе равных.

Ж. Люлли наметил разделение оркестра на три типовые группы: струнные, деревянные духовые и медные духовые инструменты. Группы наметились,но до конца еще не оформились.

Наиболее яркой и значительной фигурой в музкальной культуре Англии был Генри Перселл (1659- 1695).

Трактовка оркестра Г.Перселлом была своеобразной: к четырем голосам струнных, поддерживаемых клавесином, могли присоединитьс флейты, гобои, фаготы и трубы. У Г.Перселла, как и у К.Монтеверди, выявляется важный принцип – обогащения оркестровой фактуры сочетанием различных тембров.

Таким образом, 17 век явился в странах Западной Европы периодом формирования оркестра. Творчество великих представителей трех наций – К.Монтеверди, Ж.Люлли и Г. Перселла – сконцентрировала в себе новые тенденции этого процесса, подготовило и раскрыло перспективы дальнейшего развития оркестра.

18 век стал веком переломов и революций. Надвигался перелом и в истории оркестра.

Переход к современному пониманию оркестра был обусловлен медленными и постепенными изменениями в самом стиле музыки, музыкальном мышлении композиторов. На смену многоголосию (полифонии) шел новый стиль- гомофольный, с господствующей мелодией и подчиненым ей сопровождением. Этот процесс в середине 18 века привел к появлению новых музыкальных жанров – симфонии и сольного концерта. Оркестр стал освобождаться от цифрованного баса с обязательным клавичембало. Струнная и духовая группы сами образовали аккордовую основу, и клавесин бывший центром оркестра, оказался ненужным.

В России предворный оркестр был официально утвержден в 1729 году, а Екатерина II, не желая отстать от Запада, создала еще два : для бальной и для камерной музыки. Техника оркестров заметно обогатилось.

К концу 18 столения, сложился тот состав концертного оркестра, который мы называем классически, или малым : струнная группа, парный состав деревянных духовых (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета,2 фагота), две валторны, две трубы, две литавры. Группа медных духовых инструментов оставалось неполной – без трамбонов и трубы. В истории оркестров насттупило время, которое можно определить как период рождения современного оркестра. Таковы были достижения с которыми симфонический оркестр вступал в 19 век.

В XIX столетии оркестр стал неузнаваемым. Его новый облик вылепили властные руки величайших композиторов; они смело ставили перед собой все более сложные художественные задачи. XIX век в истории оркестра начинается именами Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, Д.Россини, К.Вебера. Л.Бетховен прошел большой путь развития от приемов инструментовки в духе Й. Гайдна и В.Моцарта к собственному пониманию оркестра.

М.И.Глинка (1804-1857) - основоположник русской классической музыки, а вместе с ней и классического периода русской оркестровой культуры. Основой оркестровой звучности М.Глинка считал струнную группу.

Заложив основы русского симфонизма, М.Глинка во многом определил  и оркестровый стиль русских композиторов.

Дальше всех композиторов первой половины века пошел в использовании новых возможностей симфонического оркестра Гектор Берлиоз.

        50-е - 70-е годы прошли под знаком оркестрового мастерства Р.Вагнера. Влияние его оркестра было громадным.

        Оркестр был призван выражать чувства героев, их страсти и страдания.
Возложенные на оркестр новые задачи потребовали новых приемов письма. Вагнер увеличил оркестр количественно.

        Оркестр Вагнера по грандиозности и блеску звучания превзошел все, что было до него. Огромные технические трудности в его операх потребовали от дирижеров и артистов оркестра дополнительной работы. Так оркестр Вагнера воспитал целое поколение музыкантов.

        Оркестровые традиции М.Глинки были продолжены и Н.Римским-Корсаковым. В его лице симфонический оркестр обрел выдающегося мастера и неутомимого искателя.

        В Москве долгое время не было специального концертного оркестра. Симфоническую музыку исполнял оркестр Большого театра в свободные от спектаклей дни и Первый симфонический ансамбль без дирижера (Персимфанс). В 1936 году был организован Государственный симфонический оркестр СССР.
Великие изобретения XX века - радио и телевидение создали новые возможности для распространения музыкального искусства. На их основе один за другим вырастают оркестры: оркестр Французского радио и телевидения в Париже, оркестр радиовещательной корпорации Би-би-си в Англии (1930), оркестр Всесоюзного радио и телевидения в Москве (1930), оркестры радио в Ленинграде, Варшаве, Берлине и других городах.
Мастерство лучших современных оркестров неизмеримо возросло. Нет таких технических трудностей, которые они не могли бы преодолеть. В оркестрах работают первоклассные музыканты. Многие из них — выдающиеся исполнители на своих инструментах.
Современный оркестр достиг полной зрелости. Трудно предсказать, как пойдет его развитие дальше. Но можно с уверенностью утверждать, что огромные выразительные возможности оркестра, благодаря которым он так быстро возмужал и смог занять центральное место в музыкальной жизни современности, еще далеко не исчерпаны.

Вывод по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы:

  1. Петрушин В.И. музыкальная психология: Учеб. Пособие дл студентов и преподователей.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1997.-384 с.-ISBN 5-87065-103-4
  2. Дубровина И.В. психология: Учебник дл студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.-2-е изд., стреотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 464 с. ISBN 5-7695-0735-7
  3. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание.– М.: Владос, 2001.
  4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984
  5. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=57
  6. http://psyera.ru/vospriyatie-172.htm
  7. http://www.scienceforum.ru/2013/120/2536
  8. http://www.altmedic.ru/modules/music/index.php?nvar=42007
  9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/08.php
  10. http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=154
  11. http://festival.1september.ru/articles/414116/
  12. http://azps.ru/articles/proc/proc3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"

О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообра...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

"Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"

Статья "Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе – учить основам слухового восприятия музыки.Во...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему: «МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ»

В истории педагогики есть проблемы, которые всегда являются актуальными. Такова и проблема соотношения развития мышления и приобретения знаний в процессе обучения, привлекавшая внимание прогрессивных ...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....