Особенности образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Микаилова Ирина Евгеньевна

Особенности образовательной программы школы

в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obrazovatelnoy_programmy_shkoly.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности образовательной программы школы

в условиях реализации ФГОС

В условиях радикальных перемен в современном экономическом и информационном пространстве человеку приходиться учиться в одном мире, а самостоятельно действовать в другом. Поэтому возникает необходимость формирования и развития у школьников новых способов понимания, мышления и деятельности, которые уже сегодня должны быть обращены к будущему, к тем ещё неизвестным учащимся ситуациям и действиям, которые никогда не бывают такими стандартно-унифицированными, как учебные задания. По моему мнению и мнению моих коллег, современная учебная среда должна ориентироваться на разумное сочетание информационного и деятельностного подходов, развитие продуктивного и репродуктивного мышления, направленность учебного материала на решение актуальных жизненных проблем.

Как же определить, каким сегодня должно быть образовательное пространство, содержание деятельности всех участников образовательных отношений при движении от цели к результату.

Основным документом, регламентирующим деятельность школы по достижению планируемых образовательных результатов, является основная образовательная программа. Она определяет содержание работы всех участников образовательных отношений при движении от цели к результату, пути и условия достижения цели. Другими словами образовательная программа становится моделью школьного образовательного пространства и объектом стандартизации начального, основного и среднего общего образования.

Составлению образовательной программы школы предшествует изучение образовательных запросов и предпочтений учащихся и их родителей (законных представителей) посредством анкетирования, собеседования. Вопросы образовательных предпочтений касаются:

  • режима обучения (пяти-, шестидневная учебная неделя);
  • части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
  • плана внеурочной деятельности;
  • профиля обучения на уровне среднего общего образования и предпрофиля – на уровне основного общего образования.

Вторым этапом работы над образовательной программой является анализ кадровых, материально-технических, учебно-методических, финансовых и иных возможностей  школы.

Проведя подробный анализ вышеперечисленных критериев, педагогический коллектив приступает к составлению части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Я хочу представить опыт работы нашей школы по формированию  ИКТ-компетентности учащихся посредством основной образовательной программы.

Более 10 лет в школе реализуется информационно-технологический профиль обучения на уровне среднего общего образования, предпрофильная подготовка в этом направлении на уровне основного общего образования и ранняя профилизация, начиная с начальной школы. На основании представления Координационного совета Международной исследовательской программы «Будущее за ИКТ!» в 2011 году школе присвоен статус «Базовая школа по формированию ИКТ-компетентности школьников».

Почему мы предлагаем этот профиль?

Во-первых,  это образовательные запросы учащихся и их родителей (законных представителей).

 Во-вторых, в школе созданы все условия для реализации данного профиля: кадровые, материально-технические, учебно-методические, финансовые, осуществляется сетевое взаимодействие с ВУЗом  и т.д.

И, наконец, профессии, связанные с информационными технологиями, сегодня являются одними из самых востребованных на рынке труда. Трудно представить современную жизнь без информационных технологий.

Информационная компетентность является базовой, ключевой компетентностью для всех компонентов образовательного процесса. В этом состоит её уникальность в школьном образовании, что ориентирует педагогов не на выработку у школьников умения работать на компьютере, а на формирование новых способов мышления, понимания, рефлексии и деятельности, т.е. формирование ИКТ-компетенции школьников посредством современных образовательных ресурсов и технологий.  Ведущую роль в этом процессе педагоги нашей школы видят в практико-ориентированном характере обучения.

В соответствии с приоритетами образовательной программы Школы предусматривается непрерывное  преподавание предмета «Информатика» («Информатика и ИКТ») с 5 по 11 класс с целью формирования ИКТ-компетентности  у учащихся и ранней профилизации информационно-технологического профиля обучения.  Это обуславливает введение в компонент учебного плана, формируемый участниками образовательных отношений,  с 5 по 7 классы предмета «Информатика» и с 7 по 11 классы -  развивающих курсов и элективных учебных предметов по информатике, разработанных негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодёжный университет» (структурное подразделение Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники - ТУСУР). Данные курсы  направлены на практическое овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности, формирование навыка работы с программными средствами: информационно-поисковыми системами, текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

Опыт работы с данным образовательным учреждением в нашей школе составляет более 10 лет. Сотрудничество с ТУСУР позволяет использовать в образовательном процессе школы комплексную образовательную программу «Школьный университет», состоящую из набора курсов, ориентированных на определённый возраст учащихся и удовлетворение их интересов в области современных информационных технологий.

Изучив набор и содержание курсов данной программы, мы выделили три направления их использования для формирования ИКТ-компетентности школьников с учётом требований ФГОС, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей образовательного учреждения.

В 5-7 классах курсы направлены на раннюю профилизацию обучения, в 8-9 классах – на предпрофильную подготовку, в 10-11 классах – на расширение и углубление знаний учащихся в профильном обучении информационно-технологической направленности.

С пятого по седьмой класс курсы носят развивающий, общеинтеллектуальный, креативный характер, формируют необходимые для каждого современного человека навыки работы на компьютере:

  • 5-й класс – курс «Юный дизайнер», цель – изучить общие понятия компьютерной графики и особенности работы с растровой графикой с использованием программ Microsoft Paint и Adobe Photoshop CS2, сформировать умение создавать собственное информационное пространство на компьютере;
  • 6-й класс – курс «Занимательное ЛОГОзнание», цель – развитие навыков программирования, логического, операционного, пространственного мышления, формирование абстрактного мышления, умения прогнозировать;
  • 7-й класс – курс «В мире Flash», цель – формирование навыков работы с векторными изображениями, знакомство с принципами традиционной и компьютерной анимации, овладение приёмами создания анимации в программе Adobe Flash.

В 8-9 классе курсы направлены на реализацию предпрофильной подготовки учащихся по информационно-технологическому направлению и позволяют проводить с учащимися профессиональные пробы, используя современные офисные программы, с применением знаний из смежных дисциплин:

  • 8-й класс – курс «Современные офисные технологии», цель – формировать навыки структурирования, преобразования и сохранения информации в текстовом формате, мультимедийной информации;
  • 9-й класс – курс «Электронные таблицы и основы баз данных», цель – формирование знаний, умений и навыков создания, обработки, хранения, поиска и сортировки информации в электронных таблицах и базах данных; применение инструментальных возможностей электронных таблиц для решения вычислительных, логических задач, визуализации числовой информации, и использование их для работы с базами данных.

В 10-11 классе курсы выполняют роль «надстройки» профильного предмета «Информатика и ИКТ», расширяют и углубляют знания учащихся в области информационных технологий, адаптируют старшеклассников к последующему обучению в ВУЗе, способствуют их личностному развитию и профессиональному самоопределению:

  • 10-й класс – курс «Черчение и моделирование в САПР», цель – формирование у школьников предметной компетентности в области технического проектирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, знакомство с основными понятиями систем автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков-дизайнеров; изучение возможности использования программ DraftSight и FreeCAD для создания и обработки чертежей и трёхмерных моделей;
  • 11-й класс – курс «Офисные технологии: автоматизация в Microsoft Office 2010», цель – использование пакета офисных программ, изучение принципов автоматизации информационных процессов; овладение общими подходами к автоматизации электронного документооборота, эффективного использования аппаратного и программного обеспечения компьютера в делопроизводстве; приобретение практических навыков работы с инструментальными средствами автоматизации в приложениях MS Word, MS Excel, MS Publisher и MS Outlook; курс «IT-инструменты в бизнесе: управление проектами в MS Project», цель – знакомство с основами технологии управления проектами, изучение принципов планирования проекта в Project, управления проектами на примере, максимально приближенном к реальному проекту.

На каждом из направлений курсы имеют определённую цель, но характерная их особенность – деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности; создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели в самостоятельной индивидуальной и групповой работе.

В ходе реализации данных развивающих курсов по информатике педагоги школы организуют процесс познавательно-исследовательской учебной деятельности для учащихся, используя современные педагогические технологии:

  • технологии формирующего обучения (алгоритмическая, модульная) позволяют качественно освоить базовые знания и приобрести ключевые компетенции;
  • технологии развивающего обучения (проблемно-исследовательская, технология моделирующего обучения) обеспечивают развитие познавательных, творческих способностей учащихся, способности видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях;
  • технологии личностно-ориентированного обучения (обучение в сотрудничестве, проектная, разноуровневого обучения) развивают субъективность учащегося, способность принимать собственное решение, брать ответственность на себя.

Каждый курс обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из интерактивного электронного учебника и печатного пособия в виде рабочей тетради и учебного пособия, что позволяет организовать учебный процесс на современном уровне и индивидуализировать обучение с учётом индивидуального темпа работы учащегося, его особенностями и образовательными потребностями. Кроме того, использование данной программы даёт возможность ученикам адаптироваться к современным технологиям дистанционного обучения. Дистанционные технологии ребята осваивают за счет использования в учебном процессе электронных практикумов и общения на образовательном портале ITdrom.com, где они получают индивидуальные консультации, обмениваются мнениями, общаются с единомышленниками.

В процессе обучения педагогами  широко используется система рефлексивных заданий, направленных на осознание учащимися того, что, наряду с разрабатываемыми ими продуктами, рождается основополагающий образовательный продукт — освоенный инструментарий.

Каждый курс заканчивается защитой учащимися собственного проекта. Это способствует формированию у них регулятивных универсальных учебных действий, навыков самооценки. С этой целью педагоги  выделяют и поясняют критерии оценки, учат формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. Формируют умение различать внешний и внутренний образовательные продукты, давать им оценку. Созданными проектами учащиеся пополняют собственное портфолио и размещают их в соответствующей галерее образовательных порталов ITdrom или dviger.com, созданных Образовательным центром «Школьный университет». На этих порталах ребята получают независимую оценку своим работам и оценивают работы других учащихся, принимают участие в сообществах по интересам, тематических форумах, творческих конкурсах, on-line и off-line мероприятиях, занимаются самообучением на «Универ-сити», где получают не только теоретические знания, но и учатся пользоваться любыми доступными образовательными ресурсами. 

Неотъемлемой частью основной образовательной программы школы является план внеурочной деятельности, который формируется, исходя из запросов и потребностей участников образовательных отношений,  ресурсов и возможностей школы. Развитие IT - компетентности учащихся в нашей школе прослеживается и в плане внеурочной деятельности. Между частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и планом внеурочной деятельности прослеживается тематическая связь. Курсы внеурочной деятельности дополняют и расширяют возможности школы в данном направлении по реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

В рамках общеинтеллектуального направления плана внеурочной деятельности реализуются развивающие курсы:

- 4-5 классы – курс «Волшебный компьютер», цель – знакомство с начальными понятиями информатики, устройством персонального компьютера, формирование навыков ориентации в глобальной сети Интернет, нахождения нужной информации с помощью поисковых систем, знакомство с сервисами Google.  

- 6-7 классы – курс «Через 3D  к реальным проектам», цель – развитие креативности и творческих способностей учащихся, образного мышления, пространственного воображения,  навыков практического моделирования, конструирования из объёмных фигур, посредством создания моделей с использованием современного программного обеспечения.

- 8 класс – курс «Лаборатория компьютерных игр», цель – развитие логического мышления и общей эрудиции школьников, знакомство с необходимыми основами алгоритмизации и программирования. Учащиеся научатся создавать компьютерные игры в жанре квест, основные элементы которой – общение, поиск, история о расследовании. В занимательной форме учащиеся освоят все  этапы создания игры: оформление и предметы игрового мира, анимацию движения и мимики героев, диалоги с персонажами, головоломки и музыкальное оформление игры.

В рамках общекультурного направления плана внеурочной деятельности реализуются развивающие курсы, ориентированные на развитие творческой личности школьника, повышение мотивации к познавательной деятельности, способности к самопознанию и творчеству:

- в 1-2 классах – мастерская «Легоконструирование»;

- в 3-4 классах – мастерская «Робототехника»;

- в 5-7 классах – курс легоконструирования «Роботы и люди».

С целью создания индивидуальной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются на базе школьного Центра дистанционного обучения, реализуется курс «Конструирование и робототехника». Данный курс предусматривает обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Освоение учащимися образовательных программ внеурочной деятельности завершается представлением и защитой проекта. Учащиеся презентуют как индивидуальные, так и коллективные проекты.

Ежегодно наши ученики результативно участвуют в конкурсах и олимпиадах информационной направленности различных уровней:

- Международный конкурс по информатике «Инфознайка» - от 26% в 2014 г. до 38% в 2016 г. от общего количества учащихся школы. Результативность составляет от  22% до 36%.

- Международная онлайн олимпиада «Фоксфорда», 2015г., 2016 г. – дипломы II и  III степени.

- Международный проект videouroki. net «Дистанционная олимпиада по информатике», 2015 г., 2016 г., дипломы I, II, III степени.

- Финальный этап X Международной олимпиады по основам наук, высшая лига, 2015 г., диплом III степени.

- IV Международная ЕГЭ –олимпиада. Информатика, 2015 г., II место.

- Всероссийский дистанционный конкурс «УnikУМ», 2014 г.,  I место.

- Сетевой интеллектуальный марафон по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, 2014 г., 3 призёра; 2015 г., 4 победителя.

- Интерактивная выставка «Траектория успеха» в рамках II окружной Ассамблеи юных изобретателей, 2015 г. Представление опыта работы по программе внеурочной деятельности «Конструирование и робототехника».

Всё это позволяет не только сформировать ИКТ-компетентности, но и сориентировать учащихся в плане профессионального самоопределения. Ежегодно 45-65% выпускников 9-х классов продолжают обучение в 10 классе информационно-технологического профиля в нашей школе. После 11-го класса продолжают обучение в ВУЗах по направлению обучения в школе от 50% до 85% выпускников. Ежегодно в школе возрастает количество учащихся, желающих изучать курсы по информатике в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (2014г. – 35% от учащихся 5-11 классов, 2015 г. – 43%, 2016 г. – 58%).

Микаилова Ирина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Ямало-Ненецкого автономного округа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...