Народно-сценический танец
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Народно-сценический танец

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Народно – сценический  танец».

                                             Педагог дополнительного образования

                                                         Бабенко Тамара Ефимовна

г. Кореновск 2017 г.

                                              Содержание:

  1. Вступление. Роль народного танца в жизни социального общества.
  2. Основная часть. Методика изучения  танцевальных элементов народного танца в разных возрастных категориях.
  3. Заключительная часть. Народно – сценический танец – основополагающая дисциплина в хореографии.
  4. Список литературы.

1.Вступление. Роль народного танца в жизни социального общества.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Танец всегда во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество – которое, вечно.

    Народная хореография – искусство, любимое детьми. Это танец, который таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

    Роль педагога – хореографа  заключается в обучении  не только правильно выполнять движения народно – сценического танца, но и выразить имеющееся в танце идейно – образное содержание, передать национальный характер танца. Педагог должен познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания данной национальной культуры, без интереса к народному творчеству учащийся не сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Также педагог должен рассказать учащимся о национальных костюмах, в которых исполняется танец, т. к. особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танца. Нужно развивать в учащихся понимание музыки каждого народа. Музыка – это основа, которая помогает исполнителю выявлять характер движения и раскрывать содержание танца. Не чувствуя музыки народного танца - движения будут формальными и механическими.

2.Основная часть. Методика изучения  танцевальных элементов народного танца в разных возрастных категориях.

                       Младшая возрастная категория (1-4 классы).

Педагог - хореограф должен помнить, что психологии младшего школьника свойственны такие познавательные процессы как эмоциональное восприятие, наглядно-образное мышление, зрительная и словесная память. При этом очень ярко (именно в этом возрасте) проявляются группы темперамента: девочки более спокойны и уравновешенны, мальчикам свойственна нетерпеливость и торопливость.

     На первых практических занятиях по народно – сценическому танцу педагог должен правильно показать  позиции  ног,  объяснить, в каком положении должны быть корпус и голова, позиции рук.

                                   Позиции ног.

В народном танце существуют те же позиции ног, что и в классическом танце. Но, они выполняются менее выворотно, чем в классике. В народном танце применяются прямые позиции ног, одна из характерных – шестая, когда обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. А также существуют две закрытые (обратные), когда носки повернуты внутрь, и две параллельные (вторая и четвертая позиции ног).

                                Позиции и положения рук.

Существуют три основные позиции рук, которые аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца, а положений рук – множество, в зависимости от характера народного танца. Позиции рук исходят из четырех направлений:

- подготовительное положение рук – руки опущены вниз;

- 1-я позиция – руки направлены вперед;

- 2-я позиция – руки направлены в стороны;

-3-я позиция – руки направлены вверх.

Но, следует выделить еще исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бедер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса  (не прижаты к корпусу).

Положения рук в противоположность позициям рук разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру положения рук могут быть разделены на следующие виды:

- простые положения, где руки расположены симметрично, т. е. одна так же, как другая;
- сложные положения, где расположение одной и другой руки различно;
- комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых положений.

 Движения рук имеют большое значение: они украшают танец, придают ему легкость, пластичность и выразительность.

                                   

                              Движения кисти.

Кисти сгибаются в запястье, принимая следующие положения:

 -кисть отогнута (разогнута),

- кисть приподнята,

- кисть прямая,

- кисть опущена (несколько согнута),

- кисть сброшена (сильно согнута).

Урок народно – сценического танца состоит из 3-х частей:

  1. Занятия у станка,
  2. Занятия на середине зала,
  3. Работа над этюдами, построенными на материале народов России и народов других стран.

                  Упражнения у станка.

Упражнения у станка развивают у учащихся силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, выворотность. Они способствуют отработке технической стороны танца, подготавливают учащихся к выполнению упражнений, комбинаций на середине зала.

        Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу контрастного чередования движений, что позволяет равномерно распределять нагрузку на все мышцы тела обучающихся и избежать в работе перегрузки какой-либо одной группы мышц. Все упражнения у станка выполняются в определенном стиле и характере, присущем тому или иному народному танцу.

            Перечень упражнений у станка для занятия по народному танцу в              младшей возрастной категории.

  1. Деми  плие, гранд плие.
  2. Батман тандю (обратить внимание не только на вытягивание ноги, как  типично для классического танца, но и на выбрасывание  и сгибание ноги).
  3. Батман тандю жете.
  4. Ронде жамб партер (при движении ноги вперед стопа переходит не с ребра на носок, поднимая пятку, а стопа переходит на пятку, подняв носок вверх).
  5. Батман фондю.
  6. Пор де бра (координировать движения рук с поворотами и движениями головы).
  7. Растяжка на станке.
  8. Гранд батман жете.

В отличие от классического экзерсиса, движения народного танца исполняются  на каблуках, руки и голова имеют большую свободу.

Все эти упражнения разучиваются в медленном темпе с четкой и детальной раскладкой, затем упражнения усложняются и комбинируются с различными элементами народных танцев и исполняются уже в более  подвижном темпе.

В начале разучиваются движения для ног, потом для корпуса и головы (повороты и наклоны) и только затем движения для рук.

Наиболее характерный  элемент народной хореографии – танцевальные шаги.

Разновидности танцевальных шагов:

- простой сценический шаг;

- переменный (тройной) шаг;

- шаги с ударом;

- переменный ход с ударом;

- шаг с каблука;

- шаг «гармошка»;

- шаг «елочка»;

- припадание.

Шаги играют большую роль в соединении отдельных движений между собой. При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быстром темпе шаг переходит в бег.

Бег и его разновидности:

- бег со сгибанием ног в колене назад;

- бег со сгибанием ног в колене вперед;

- бег с соскоком на обе ноги;

- в различных ритмических сочетаниях (например, 2 медленных бега, 3быстрых, или 3 быстрых -  пауза. 3 быстрых – пауза и т.д.).

Подскоки, перескоки, притопы.

Подскоки изучаются в кругу по линии танца, против линии танца, на месте и в продвижении вперед, назад, в сторону, по полукругу, по кругу «вокруг себя», по диагонали, по прямым линиям, в паре. 

Перескоки  изучаются на месте, как бы перескакивая с одной ноги на другую, в продвижении по кругу, в паре. Сочетаются с одним, двумя, тремя притопами. Исполняются как на месте, так и в продвижении из стороны в сторону с вынесением ноги на носок, на каблук, на всю стопу; вперед и назад, в повороте на месте и в продвижении;

Притопы  изучаются в линиях, лицом к зрителю, в кругу;

- на месте одиночные, двойные, тройные;

- на месте в небольшом прыжке на согнутых в коленях ногах;

- всей стопой;

- каблуком;

- в продвижении из стороны в сторону, вперед и назад;

-  в повороте вокруг себя, в продвижении, в сочетании с бегом, галопом, перескоком и т. д.

Галоп изучается лицом в круг, лицом из круга, по диагонали, в линиях, в продвижении в сторону, вперед и назад, а также  в повороте требуемое количество раз, в паре.

Сочетается:

- с одним притопом;

- с двойным притопом;

- с тройным притопом;

- с прыжком на вытянутых ногах;

- с прыжком  с поджатыми ногами;

- с перескоками.

«Маятник»  - поочередное вынесение ног в сторону носком в пол и на высоту 45% . Разновидности включают в себя:

- вынесение ноги в сторону носком в пол и двойным прыжком на опорной ноге;

- вынесение ноги в сторону на высоту 45% и двойным прыжком на опорной ноге;

-  в сочетании с притопами;

-  в сочетании с перескоками;

-  в сочетании с наклоном корпуса;

-  в сочетании с наклонами головы.

Прыжковые движения.

- на двух ногах по 6-й позиции;

- на двух ногах по 6-й позиии из стороны в сторону;

- на двух ногах по 6-й позиии вперед и назад;

- - на двух ногах по 6-й позиии в повороте на ¼ и ½ круга;

-  в различных ритмических сочетаниях;

- на одной ноге;

-  на одной ноге разное количество раз;

-  поочередно меняя ноги;

- в сочетании с ударами в ладоши;

- прыжки типа «ножницы»;

- прыжки в продвижении по кругу.                       

                        Средняя возрастная категория (5-9 классы).

Обычно группы детей этого возраста представляют собой дружный коллектив, обладающий некоторой танцевальной подготовкой. В связи с особенностями психического и физического развития детей этого возраста (мальчики и девочки развиваются неравномерно: девочки заметно опережают мальчиков) педагог должен учитывать  особую чувствительность и повышенную возбудимость подростков.  Детей уже не удовлетворяют простые и доступные движения, поэтому им дается более сложный материал. Учащиеся способны к скорому усвоению  сложных танцевальных движений, улучшилась и координация движений.

Для учащихся этого возраста большой интерес представляют те народные танцы, которые требуют особой яркости и четкости выполнения, те танцы, в которых отражается народный характер и особенно выразительны образы.

            Перечень упражнений у станка для занятия по народному танцу в              средней возрастной категории.

  1. Деми  плие, гранд плие.
  2. Батман тандю (обратить внимание не только на вытягивание ноги, как  типично для классического танца, но и на выбрасывание  и сгибание ноги).
  3. Батман тандю жете.
  4. Ронде жамб партер (при движении ноги вперед стопа переходит не с ребра на носок, поднимая пятку, а стопа переходит на пятку, подняв носок вверх).
  5. Батман фондю.
  6. Подготовка к веревочке.
  7. Пор де бра (координировать движения рук с поворотами и движениями головы).
  8. Релеве.
  9. Растяжка на станке.
  10. Гранд батман жете.

Очень важно, чтобы подбор движений и характер их исполнения были различны для девочек и для мальчиков.

В русском танце для мальчиков гораздо больше разнообразных движений, чем в танце для девочек. Девичий хоровод может быть поставлен на одном переменном ходе – различные перестроения. Перемены положения рук, движения головы – все это придает разнообразие, при условии выразительного и отчетливого исполнения. Танец мальчиков более энергичен. Он отражает их ловкость и силу, в него входят большое количество разнообразных движений, носящих иногда виртуозный характер. Одним из таких движений, или «трюков», являются присядки.

Разновидности присядок:

 - присядка с вынесением ноги в сторону;

 - присядка с выбрасыванием ноги вперед;

 -  «волчок», или «мельница»;

 - «мячик»;

 - «подсечка».

 «Трюки» надо выполнять, пройдя хорошую физическую подготовку, предварительно хорошо разогрев мышцы. Для исполнения некоторых «трюков» используются руки. Чтобы укрепить мышцы рук, мальчикам можно сделать отжимания на руках и подтягивания. Для исполнения некоторых присядок и прыжков в воздухе нужна хорошая растяжка, поэтому мальчикам необходимо уделять этому тоже много времени.  

 Но, как и у девочек, самым важным является передача содержания и настроения танца, а не выполнение технически трудных движений. От простого к сложному -

  этот принцип проучивания упражнений характерен  и методически верен  и приемлем также на середине зала, где изучаются характерные особенности движений и элементов русского танца, белорусского и украинского танцев и танцев других народов.

       Основные положения рук в парных и групповых танцах, комбинированные положения рук, такие как положение « под руки», «крест-накрест». «цепочка», «звездочка», «карусель» и другие дают возможность учащимся познакомиться с различными рисунками рук как  в статичной форме, так и в движении. Традиционная группа танцевальной лексики, которая включает в себя «ковырялочку», «гармошку», «елочку», «припадание», «моталочку», «веревочку», «хлопки», «присядки» и другие названия движений, в каждой народности имеет свою окраску, свой национальный оттенок.

      Все танцы, исполняемые детьми, различные по содержанию и рисунку, в то же время объединяются чертами, присущими художественному творчеству других народов: радостным ощущением жизни, светлым оптимизмом, задушевностью, искренностью чувств и обаятельной простотой.

     Как и все народные танцы, танцы кубанцев имеют свои канонические особенности – положения корпуса, головы, движения рук, ног, своеобразие ходов. Но здесь необходимо подчеркнуть, что кубанский танец появился и приобрел свою окраску благодаря влиянию элементов русской, украинской танцевальной пластики, а также элементов танцевальной лексики Северного Кавказа.

3. Заключительная часть. Народно – сценический танец – основополагающая дисциплина в хореографии.

Методическая разработка  имеет систематизированный, построенный по возрастающей степени сложности  материал.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно – сценический танец. Изучение народно – сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала, но с отличием.

Даны рекомендации по выработке у учащихся умения различать приемы исполнения классического экзерсиса от экзерсиса по народному танцу.  Методический материал помогает формировать у детей  умения и навыки танцевальных движений, активизирует их мыслительную деятельность, способствует применению полученных знаний, умений и навыков на практике.

                                           

    4.Список  литературы:

  1. «Азбука хореографии» Т. Барышникова. 2000 г.
  2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №1, 2012 г.
  3. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №11, 2009 г.
  4. «Народный танец» Т. Ткаченко. 1976 г.
  5. «Система регионального непрерывного художественно – эстетического образования». И. С. Овечкина,  Г. Г. Князьков, В. Н. Священко.1997 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Народно-сценический танец"

План - конспект урока Народно-сценического танца...

Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"

Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с...

Рабочая программа "Народно – сценический танец"

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только к...

Народно-сценический танец

Материал о сохранении народных традиций через народно-сценический танец....

Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.

Становление народно-сценического танца в России....