Самообразование учителя
статья на тему

Петрова Татьяна Емельяновна

Основные вопросы, на которые следует обратить внимание при раскрытии темы "Что такое самообразование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_uchitelya.docx28.15 КБ
Файл samoobrazovanie_uchitelya.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Основы самообразования учителя технологии в современной школе

                                 «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как  только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с горем пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

  Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

   Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.  Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

   Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

   Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя.

  Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

   Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-компьютерные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

  Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

  В чем заключается суть процесса самообразования?

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя.

  Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Она организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя.

   Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

 - посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

 - периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

 - систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

 - повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

  Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

 - систематический просмотр определенных телепередач;

 - чтение конкретных педагогических периодических изданий;

 - чтение методической, педагогической и предметной литературы;

 - обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

 - решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

 - посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

 - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

 - изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

 - проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

 - организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

 - изучение информационно-компьютерных технологий;

 - посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

 - общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

 - ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

   На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Организация процесса самообразования.

  Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, руководители методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты Комитета по образованию, педагогический коллектив школы и, конечно, самое главное лицо – сам учитель.

  Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы.

   На основании гласного обсуждения работы учителя, будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

    В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают тему, над которой работает учитель, и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя.

     На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

     В плане указываются:

  - название темы

  - цели

  - задачи

  - предполагаемый результат

  - этапы работы

  - сроки выполнения каждого этапа

  - действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  - способ демонстрации результата проделанной работы

  - форма отчета по проделанной работе

  По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Результат самообразования.

    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.    Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

 - повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

 - разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

 - разработка новых форм, методов и приемов обучения;

 - доклады, выступления;

 - разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

 - выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

 - разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

 - создание комплектов педагогических разработок;

 - проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

  Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель технологии МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» Петрова Т.Е. Основы самообразования учителя технологии в современной школе

Слайд 2

«Учитель живёт до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"

Слайд 3

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека.

Слайд 4

Что побуждает учителя к самообразованию? ежедневная работа с информацией; желание творчества; стремительный рост современной науки; изменения , происходящие в жизни общества; к онкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес .

Слайд 5

Направления самообразования учителя. Направления профессиональное п сихолого-педагогическое психологическое методическое правовое эстетическое историческое иностранные языки политическое информационно-компьютерные технологии охрана здоровья интересы и хобби

Слайд 6

Источники самообразования. курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы , мероприятия по обмену опытом , телевидение, литература, Интернет , видео, аудио информация, экскурсии , театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.

Слайд 7

Формы самообразования учителя . индивидуальная групповая

Слайд 8

Составляющие процесса самообразования учителя. читать, изучать, апробировать, анализировать , н аблюдать, писать .

Слайд 9

Личный план самообразования учителя. название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

Слайд 10

Результат самообразования. повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады , выступления; разработка дидактических материалов, тестов; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Слайд 11

Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование учителя

План по самообразованию учителя чебановой Л.А. по теме «Формирование правовой культуры учащихся посредством обществоведческих дисциплин»....

Образец плана самообразования учителя

План  самообразования. Начат в 2007 году.Ф.И.О.: Мухамадиева Альбина Талгатовна , учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №6.Образование: высшее, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 199...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2016 – 2017 учебный год)

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2016 – 2017 учебный год)...

Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год. Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год.

Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год.Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год....