Способы мотивации учебной деятельности обучающихся.
методическая разработка на тему

Беззубова Наталья Викторовна

Сегодня в образовании особое внимание уделяется проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности обучающегося. Так как, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи, искать альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности. Всему этому способствует высокий уровень мотивации учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы мотивации учебной деятельности обучающихся.

Беззубова Наталья Викторовна. преподаватель музыкально-инструментального класса, ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж» Россия, г.Самара,

Сегодня в образовании особое внимание уделяется проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности обучающегося. Так как, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи, искать альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности. Всему этому способствует высокий уровень мотивации учебной деятельности.

Мотивация является главной движущей силой в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии обучающимся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

На успешность обучения большое влияние оказывают различные социально- психологические факторы: мотивы, ценностные установки и потребности, интересы, социальное окружение, межличностные отношения.

Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою квалификацию и многое другое. Мотивы выбора профессии многочисленны и разнообразны. Они включают осознание важности данной профессии. Ряд побуждений связан с определенными особенностями профессии, с содержанием и характером труда, его условиями и особенностями.

Итак, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, направленную на достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки.

Развитие положительной учебной мотивации у обучающихся является одним из условий благоприятного личностного роста и эффективной профессиональной подготовки.

Так, педагогическими условиями развития положительной учебной мотивации могут быть:

1) формирование учебно-познавательной активности обучающихся посредством применения активного и интерактивного обучения. Чем активнее методы обучения, тем больше будет заинтересованным обучающийся;

2) введение коммуникативно-развивающего процесса познания через инициативность и умственную самостоятельность. Большую роль в формировании интереса к обучению играет нестандартное нетрадиционное обучение, столкновение обучающихся с проблемными ситуациями (трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний;

3) использование интерактивного обучения с применением электронных образовательных ресурсов и информационных технологий;

Также существенным условием является эмоциональная сторона учебного материала, слово преподавателя.

Преподаватели знают, что обучающегося нельзя учить успешно, если он относится к учению без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности. Считаю, для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

В психологии известно достаточно много конкретных способов, вызывающих интерес обучающихся к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:

1. Целеполагание. Огромную роль в формировании мотивации играют цели занятия. Цель должна указывать на ее достижения, у педагога должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель. Необходимо обеспечить понимание и принятие цели студентами как собственной, значимой для духовного и личностного становления.

2. Убеждение обучающихся в практической значимости изучаемого. Практические задания способствуют активизации мысли, убеждают обучающихся в необходимости получаемых знаний. Преподаватель должен акцентировать внимание на тех аспектах содержания учебного материала, которые будут необходимы обучающимся в дальнейшей практической деятельности.

3. Эмоциональное воздействие- воздействие на чувства: сомнения, интерес, и т.д. Конечно, для поддержания мотивации обучающихся необходимы в первую очередь положительные эмоции:

- связанные с учебным заведением в целом;

-обусловленные отношениями с преподавателями, другими обучающимися;

-связанные с осознанием обучающимся своих больших возможностей и способностей;

4. Стимулирование новых достижений. Стремление быстро и качественно закончить работу, чтобы получить более высокий уровень профессиональной квалификации. Способами такой стимуляции может служить порицание и похвала. Для того, чтобы стремиться к чему –то новому обучающийся должен быть доволен своим положением (положением в группе, оценкой, похвалой преподавателя.)

5. Объективность в оценке деятельности обучающихся. Оценка мотивирует, когда:

– может помогать понять обучающимся, что важно;

– может помогать обучающимся обнаруживать, что они не знают;

– может помогать студентам обнаруживать, что они не умеют делать;

– может помогать понять отслеживать им собственный процесс движения в содержании.

– показывает сильные стороны работы, фиксируя слабые моменты, предлагает или показывает способы их преодоления (развития)

Итак, высокая мотивация обучающихся в процессе учебной деятельности будет основой для их успешного обучения. Преподаватель должен предусматривать применение разных способов мотивации обучения. Разнообразие форм, неравнодушное отношение преподавателя, создание им в процессе обучения особой мотивационной среды способны изменить общую ситуацию и сформировать в обучающемся устойчивую мотивацию к целенаправленной и регулярной учебной работе.

Список используемой литературы

1.  Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова [Электронный ресурс] // Психология [Сайт]. - Режим доступа: URL: http://psymania.info/raznoe/307.php. - 27.02.2013. 6. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. М, 2003

3. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989.

4. Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988.

5. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся"

Презентация «Мотивация   учебной деятельности обучающихся    и обеспечение   условий для   её   развития»  была показана в рамках  Единого методического дня. Вк...

Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"

Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории....

Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков

В современном, постоянно меняющемся  мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля.  В деятельности человека проявляется с...

Публикация "Способы мотивации учебной деятельности школьников на уроках физики

Физика, как и все предметы в школе, дает необходимые возможности и ресурсы для развития творческих способностей учащихся. В решении этой проблемы сложились определенное представление о ее теорети...

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки...

Способы мотивации исследовательской деятельности обучающихся

Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем....