Публикация "Способы мотивации учебной деятельности школьников на уроках физики
статья по физике (10 класс) на тему

Мартасова Электра Георгиевна

Физика, как и все предметы в школе, дает необходимые возможности и ресурсы для развития творческих способностей учащихся.

 В решении этой проблемы сложились определенное представление о ее теоретических аспектах, а также практический опыт.

 В условиях резкого ускорения получения знаний в сферах науки, производства необходимо учить детей добывать знания, используя возможности различных источников информации, а также возможности своего интеллекта, своего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sposoby_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА

по теме «СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    ШКОЛЬНИКОВ   НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

                                                                           

                                                             

     Выполнила: учитель физики МБОУ Школы №65 г.о. Самара

                                                                                            Мартасова Электра Георгиевна.

                                                   

                                                                                                                         

                       


             

            СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ   НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

 

 Физика, как и все предметы в школе, дает необходимые возможности и ресурсы для развития творческих способностей учащихся.

 В решении этой проблемы сложились определенное представление о ее теоретических аспектах, а также практический опыт.

 В условиях резкого ускорения получения знаний в сферах науки, производства необходимо учить детей добывать знания, используя возможности различных источников информации, а также возможности своего интеллекта, своего творчества.

Для развития творческих способностей в учебном процессе ориентируюсь на следующие необходимые, по мнению А.Н. Колмогорова, условия:

  • Деятельность должна вызывать у ребенка чувство радостного удовлетворения (тогда у него возникает стремление заниматься ею по собственной инициативе, без принуждения).
  •  Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.
  • Желательно, чтобы ребенок ставил задачи немного превосходящее его личные возможности.

На  уроках   преследуется еще одна цель – вызвать детей на сотворчество, организовать это сотворчество. Педагогическое сотворчество учителя и учеников  благоприятно влияет практически на все мотивы учения (социальные, коммуникативные, познавательные). Для осуществления этого в распоряжении учителя есть различные формы, методы, средства обучения. Активно использую проектную деятельность. Примером коллективной проектной деятельности является составление сценариев и защита презентаций. Данные формы работы сопряжены с активным поиском информации. Одним из средств решения этой задачи является использование информационных технологий. Дети работают с дополнительной литературой, в сети Интернет, владеют программами MS Word, Excel, PowerPoint, PhotoShop, CorelDraw.Взаимосвязь данных ресурсов обеспечения взаимодействий представлена в схеме.

Структура системы мотивации деятельности учителя, влияющей

         на успешность в обучении физики      

Рождение любого урока и внеклассного мероприятия начинается с осознания его целей (образовательные, воспитательные, развивающие). Опыт показывает, что наиболее полно решить проблему развития творческих способностей школьников по физике, можно только органически сочетая урочную и внеурочную деятельность. Наряду с обычными  используются нетрадиционные формы работы, такие как урок-викторина, урок театрализованных постановок, «Звездный час», КВН и другие. В формах урочной и внеурочной работы за последние годы появились и такие как урок проектирование, урок чтения, олимпиады, научно-практические конференции, физические праздники.

      Классический подход, как правило, может дать прочные знания, умения, навыки. Но он не позволяет в полной мере реализовать личностные особенности детей, не дает право ошибаться. С использованием нетрадиционных форм работы  приоритетным становится формирование интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, т.е. развитие детей.  Основанием построения таких форм работы служит личностно-ориентированный подход к обучению. Лишь, раскрыв личность ребенка , в полной мере  создаются оптимальные условия для овладения программными знаниями, умениями, навыками за короткое время урока.  

Хорошо спланированная деятельность на уроке позволяет формировать личностные качества и ключевые компетентности (готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность). Это в свою очередь находит отражение в потребности  самоутверждения, общения, познания, самовыражения.

Использование нетрадиционных форм  уроков и мероприятий дает широкие возможности для повышения мотивации изучения физики, уровня

 подготовки учащихся, эмоционального настроя,  удовлетворения своей деятельностью,  мобилизует творческий потенциал детей.

Это подтверждают тестирование и образовательные результаты, которые регулярно отслеживаются.

Исследование мотивации и комфортности учащихся  

по экспресс методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

 на уроках физики

Класс

Ком-

фортность

7 «А»

7 «Б»

7 «В»

эмоциональный

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

когнитивный

Средний

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

поведенческий

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Мотивация

Благоприятное общение

Дружелюбная атмосфера

Дружелюбная атмосфера

                                                                                     

  Данные исследования мотивации и комфортности говорят о благоприятном климате на уроках физики, что в сочетании с систематическим проведением физкультминуток, применением подвижных форм работы, эпиграфов, лирических вставок свидетельствует также о сохранении здоровья обучающихся на уроках физики, о влиянии их на образовательные результаты.

Текущие образовательные результаты

тема

класс

Кол-во

учащихся

Коэффициент

обученности, %

Качество

знаний, %

Виды теплопередачи

      8 «А»

26

92,3

50

 

8 «Б»

28

100

64,3

Электромагнитные явления

8 «А»

26

96,2

57,7

 

8 «Б»

28

100

71,4

     

     Текущие образовательные результаты представлены на примере изучения тем «Виды теплопередачи» и «Электромагнитные явления» в 8-х классах. В 8 «А» классе уроки были традиционными, а в        8 «Б»   - нетрадиционными. Таблица убедительно  доказывает влияние комфортности на уроке на коэффициент обученности  и  качество знаний.

Итоговые образовательные результаты

  • Ученики  участвуют в научно-практических конференциях школьников, Ломоносовских чтениях, во Всероссийской олимпиаде «Леонардо», выбирают сдачу экзамена в форме ЕГЭ.                            
  • Выпускники поступают  в Самарские вузы: на электромеханический факультет, радиотехнический факультет, физико-математический факультет, физический факультет, где необходимы хорошие знания по физике.  
  • Среди учеников есть призеры Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады, проводимой  ВШМФ «АВАНГАРД», призеры районной олимпиады по физике.
  • Ученики активно участвуют и побеждают в  городских физических праздниках в ЛАП и  в техническом лицее.
  • Учитель представил свой  педагогический опыт на Всероссийском фестивале « Открытый урок » на Всероссийских научно-практических конференциях.

             

Традиционные формы обучения формируют у учащихся дисциплинированность, организованность, сдержанность, навыки самоконтроля,  навыки критического мышления (умение выявлять недостатки), практические навыки (умение работать с приборами), умения организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации и т.д. А нетрадиционные формы дают простор для формирования следующих компетентностей: развитие активности, самостоятельности, самодиагностики, самооценки учебных достижений; развитие ролевых качеств (защитник, критик, ведущий); развитие корпоративного мышления, способности работать в группе; развитие навыков проектирования; развитие навыков практического применения полученных знаний и т.д.

Таким образом, существует множество способов мотивации учебной деятельности школьников в обучении физике в рамках общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"

Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии...

Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.

В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы....

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы

Статья "Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы" поможет в работе учителям русского языка и литературы. Знакомит с некоторыми фрагментами урок с применением новых техн...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...