Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
методическая разработка на тему

Половко Ольга Владимировна

Мастер-класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zdorove.ppt2.38 МБ
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Слайд 2

Образовательный компонет: уроки, используя системно деятельностный подход; валеологические уроки; элективные курсы здоровьесберегающего содержания. Воспитательный компонент: кружки; секции; традиционные массовые мероприятия по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

Слайд 3

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни .

Слайд 4

- дозировка учебной нагрузки; - построение урока с учетом работоспособности учащихся; - соблюдение гигиенических требований к учебному кабинету; - благоприятный эмоциональный настрой; - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Слайд 5

технология личностно-ориентированного обучения; технология проектной деятельности; технология дифференцированного обучения; технологию критического мышления; игровые технологии; технология проблемного обучения 18.09.17

Слайд 6

«Здоровье – дороже золота» « Чтоб больными лежать, надо спорт уважать» «Со спортом дружить – сильным не быть» «Здоровыми быть – горе забыть» «Чистота- залог здоровья» « Здоровье разум дарит» « Кто долго жуёт, тот без зубов живёт» 18.09.17

Слайд 7

- Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) - Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) - Проассоциируй это... (Что это напоминает?) Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) - Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Слайд 8

Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Слайд 9

«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

Слайд 10

Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Слайд 11

Раз - мы песенку запели. Два – уселись на качели. Три – на лошади скакали. На четыре – поболтали. Пять - по зубкам постучали Шесть – мы в «часики» играли. Семь – лакали словно кошка. Восемь – спела нам гармошка. Девять – сделали «грибок». Десять – ротик на замок. 18.09.17

Слайд 12

С облюдайте режим дня! Обращайте больше внимание на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на всё проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра! 18.09.17

Слайд 13

Я никогда не курю. Я всегда завтракаю. Я ем не спеша. Я не переедаю. Я никогда не злоупотребляю алкоголем. Я сплю не менее 8 часов в сутки. Я поддерживаю нормальную массу тела. Я знаю показатели своего здоровья. Я ежедневно хожу пешком. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя 18.09.17

Слайд 14

З- Д- О- Р- О- В- Ь Е - 18.09.17

Слайд 15

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Мастер класс: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.

На протяжении нескольких лет наша школа работает над проблемой формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников. Главными составляющими КБЖ является здоровье и ЗОЖ, нравственность и гражданственность, а также знания, умения, навыки  безопасного взаимодействия с окружающей средой. Вот почему главными приоритетами для нас в работе с детьми является здоровье и безопасность учащихся. Работа в этом направлении для нас традиционна и ведется систематически. Основными компонентами этой работы являются

Образовательный компонент, включающий в себя валеологические уроки во всех классах с 1 по 11 класс и элективные курсы здоровьесберегающего содержания.

Воспитательный компонент, который реализуется через работу кружков и секций здоровьесберегающего содержания и систему традиционных массовых мероприятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

.   Цель   нашей   встречи:   сегодня   мы проведем с вами мастер класс по   обмену   опытом  использования  здоровьесберегающих  технологий   в школе, используя системно -  деятельностный подход.

Упражнение "Воздушный шар" (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. На своих уроках наши учителя используют здоровьесберегающие образовательные технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одна из важнейших задач – это сохранение здоровья детей:

в физическом плане (умение справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость)

в социальном плане (коммуникабельность, общительность)

в эмоциональном плане (уравновешенность, способность удивляться, восхищаться);

в интеллектуальном плане (умение проявлять хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость );

в нравственном плане ( признание общечеловеческих ценностей).

Для этого важна правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований к учебному кабинету;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Рассмотрим некоторые способы сбережения здоровья детей на уроках

 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, технологию критического мышления, игровые технологии, проблемные Я назвала те, что используют наши учителя  в своей работе.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Критическое мышление - это:

-открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт;

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Приемы обучения

Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.

«Здоровье – дороже золота»

« Чтоб больными лежать, надо спорт уважать»

«Со спортом дружить – сильным не быть»

«Здоровыми быть – горе забыть»

«Чистота- залог здоровья»

« Здоровье разум дарит»

« Кто долго жуёт, тот без зубов живёт»

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

С позиции безопасной жизни деятельности  и здоровье сбережения

« Колобок».Почему колобок попал в беду  (без просу вышел со двора, нельзя уходить из дому не предупреждая родителей)(

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми

людьми лучше не общаться. 

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим. —

  1. Где находятся запасные выходы в нашем здании? –
  2. Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения

В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения ,поэтому в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью мы увеличили объём двигательной активности школьников. Так, например, физкультурные

паузы представляют собой комплекс упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока Время проведения 2-3 минуты Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Физкультминутки лучше проводить стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения должны быть комплексными: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений.

С большим удовольствием дети выполняют физминутки в стихотворной форме, а также,

когда их проводят сами дети.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением

здоровья учащихся. Мы тоже с вами проведем маленькую физкультминутку

Цель: обрести спокойствие и уверенность.

a) Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).

b) Остановить бег мыслей в голове

c) Сказать добрые слова друг другу.

Считалки: (придумать движения руками, ногами, головой и т.д. на каждую строку считалки )

Раз - мы песенку запели.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять - по зубкам постучали

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лакали словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали «грибок».

Десять – ротик на замок.

Поскольку глаза ребенка в школе находятся в постоянном напряжении, полезно на каждом уроке проводить гимнастику для глаз.

Форма организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций;

Элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов

одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:

1) Строгое соблюдение режима урока.

2) Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).

3) Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим.)

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

10 правил здоровьесбережения!

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимание на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на всё проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером.»

Давайте оценим свое здоровье

Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.

Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

  1. Я никогда не курю.
  2. Я всегда завтракаю.
  3. Я ем не спеша.
  4. Я не переедаю.
  5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
  6. Я сплю не менее 8 часов в сутки.
  7. Я поддерживаю нормальную массу тела.
  8. Я знаю показатели своего здоровья.
  9. Я ежедневно хожу пешком.
  10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.

Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:

Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. И в заключении На каждую букву этого слова подберем слова,
относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

Ведущий: Вот и подошел к концу наш мастер класс.И в конце я вас попрошу встать в круг.

Проводит игру "Клубочек".

Запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему. Следующий пропивает строчку другой песни, то, что приходит на ум и передает следующему. Когда участники заканчиваются - все воспитатели соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к ведущему, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на пол.

Ведущий обращает внимание на то, что ниточка не порвалась и она надеется, что все всегда будут так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба - это тоже здоровье.

И в конце я бы хотела услышать ваше мнение о мастер-классе. Возьмите листочки и напишите несколько слов. Благодарю Вас за вашу вежливость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе по музыке

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей...

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесс...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...