Психолого-педагогическое обоснование авторской технологии танцевальных схем-пазлов "КАЛЕЙДОСКОП"
статья по теме

Психолого-педагогическое обоснование авторской технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_obosnovanie_tehnologii.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 комбинированного вида» города Орла

Психолого-педагогическое обоснование технологии танцевальных схем – пазлов «КАЛЕЙДОСКОП»

Курасова Д.С., педагог дополнительного

образования «хореография»

В отечественной науке много внимания уделяется взаимосвязи психического и физического, в частности, взаимовлиянию психических процессов и движений, повышающему уровень их развития. (Н.А.Бернштейн, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Леонтьев и др).

В основу разработанной нами танцевальной технологии «Пазл-схемы (может-пиктограммы)» положена идея Л.С. Выготского о знаковой опосредованности высших психических функций, в соответствии с которой суть развития восприятия, памяти, мышления, воображения состоит в овладении средствами, которые качественно перестраивают и повышают уровень функционирования психических процессов, где основным средством является знак. Идея Л.С. Выготского нашла дальнейшее отражение в работе А.Н. Леонтьева, посвященной развитию опосредованного запоминания у дошкольников. Ее результаты показали, что использование детьми дошкольного возраста внешних средств способствует тому, что продуктивность их опосредованного запоминания становится значительно выше, чем непосредственное; постепенно внешние средства, используемые детьми в организации познавательной деятельности, вращиваются и превращаются во внутренние. В более поздних исследованиях, проведенных под руководством Л.А. Венгера, в качестве специфических средств человеческого восприятия рассматривались сенсорные эталоны, а образного мышления ребенка - наглядные модели. Многочисленные психолого-педагогические эксперименты, проведенные в русле этого направления, показали, что овладение действием наглядного моделирования на самом различном материале значительно повышает познавательные способности дошкольников.

Известно, что психика ребенка развивается в контексте различных видов деятельности. При этом наиболее характерные для дошкольника виды деятельности (культурные практики), в том числе и музыкально-ритмическая деятельность, носят моделирующий характер. Как любая деятельность, в структуру которой входят цель, мотив, действия, танец также состоит из совокупности танцевальных (завершенных) действий, особым образом структурированных, в свою очередь, действие выполняется посредством движений. Чтобы дети запомнили танцевальное действие, мы ассоциируем его с конкретной наглядной моделью – «пазлом», а входящие в него движения – с «пиктограммами», которые выступают в качестве опор позволяющих запомнить способ его выполнения (активизируя тем самым опосредованную память дошкольника). Исходя из этого «рисунок» танца можно представить в виде обобщенной модели, наглядно передающей структуру танца, как определенное соотношение «пазлов» и входящих в них «пиктограмм» (активизация наглядно-образного мышления). Наглядное моделирование позволяет детям структурировать «пазлы» в необычных сочетаниях и связях и создавать новые танцевальные композиции (активизация воображения), тем самым способствуя развитию творческого потенциала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое обоснование постановки спектакля, как одного из методов овладения иностранным языком.

Внеклассная работа по предмету органически входит в учебно-воспитательный процесс. Она дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся....

Психолого-педагогические условия при построении занятий в танцевальной аэробике

Данная презентация может быть использована в качестве пособия при составлении учебных программ...

Психолого-педагогическое обоснование развития связной устной речи учащихся адыгейской национальной школы

Обучение любому языку, в том числе и второму, неразрывно связано с возрастной и педагогической психологией....

Психолого-педагогическое обоснование развивающего обучения

Данное методическое пособие раскрывает некоторые аспекты применения дифференцированного обучения и эффективность использования УДЕ на уроках химии при решении задач...

Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.

Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Изменение парад...

Самоанализ и психолого-педагогическое обоснование урока истории «СССР в 1939-1941 гг. Советско-германские отношения» (9 класс)

В помещаемом материале приводится образец самоанализа и психолого-педагогического обоснование урока истории "«СССР в 1939-1941 гг. Советско-германские отношения» (9 класс)...

Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.

Описание направления психолого-педагогической работы с семьей....