Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
рабочая программа по теме

Боякова Виктория Николаевна

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3_kl_2017-18.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 201__ г. №______

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса

«Логопедические занятия»

для обучающихся

с системным недоразвитием речи средней степени

3 класс

на 2017/2018 учебный год

Составитель: учитель - логопед Боякова В.Н.

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса

«Логопедические занятия»

для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени

3 класс

на 2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

Основания к написанию рабочей программы:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ от 30.08.2017 № 221 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года»;

- Приказ от 15.09.2017 № 306 «Об организации работы специалистов службы сопровождения»;

- Положение о рабочей программе коррекционно-развивающих курсов, реализуемой в условиях введения ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью КОУ РШО ОВЗ (Приложение  6 к приказу от 28.03.2016г. №087).

- Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 3 класс на 2017-2018 учебный год.

Актуальность программы обусловлена необходимостью оказания логопедической помощи учащимся первого класса, имеющим системное недоразвитие речи средней степени и испытывающим трудности в обучении чтению и письму для успешного освоения школьной программы.

Цель рабочей программы:

Рабочая программа направлена на построение системы коррекционной логопедической работы, способствующей преодолению недостатков в развитии устной речи и предупреждению нарушений в формировании письменной речи.

Задачи:

•        формирование произносительной стороны речи;

•        формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

•        обогащение словарного запаса;

•        формирование грамматического строя речи;

•        развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

•        развитие графомоторных навыков.

Методологическую основу программы составили учебно-методические пособия:

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

        Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой. - М.: Просвещение, 2009.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Изд-во Аркти, 1999.

Межпредметные связи. Программа разработана в соответствии с программой обучения русскому языку (3 класс) А.К. Аксеновой («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс», под ред. И.М. Бгажноковой, -М. «Просвещение», 2013). Усвоенные грамматические конструкции обеспечивает учащимся базу для подготовки речевой ситуации и организации высказывания на уроках развития устной речи. В свою очередь, правильные речевые навыки учащихся, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются в течение учебного года на всех уроках.

Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:

- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

- принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекци-онной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;

- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор-рекционных курсов с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

- принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;

- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Особенности речевого развития учащихся

У всех обучающихся отмечается позднее развитие речи и ее качественное своеобразие. Основной причиной нарушений речи является грубое недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в недоразвитии фонематического восприятия, приводит к трудностям усвоения семантической стороны речи, формирования всех языковых обобщений. Отмечается большая распространенность полиморфных нарушений произношения, сочетающихся с нарушениями слоговой структуры слова, недоразвитие фонематических процессов. К особенностям лексики обучающихся относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, многочисленные семантические замены, трудность актуализации словаря, несформированность структуры значения слова, выраженные нарушения процесса организации семантических полей. В устной речи наблюдаются аграмматизмы, проявляющиеся в формах словоизменения и словообразования. Связная речь сформирована недостаточно, в пересказах отмечаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

Недостаточно сформированы все этапы речевой деятельности. Отмечается нарушение программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля речи. У некоторых учащихся наблюдается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.

Таким образом,  у обучающихся третьего  класса с системным недоразвитием средней степени имеются определенные трудности, в развитии всех ее сторон: звуковой стороне речи, лексических средствах язык а, фонематических процессах, связной речи, грамматическом оформлении речи, что приводит к нарушениям чтения и письма, препятствует формированию полноценной учебной деятельности, затрудняет развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы

Программа реализуется в течение учебного года. Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам.

I этап – стартовая диагностика обучающихся (01.09.2017 – 15.09.2017)

II этап – логопедические занятия с обучающимися (18.09.2017 – 18.05.2018)

III этап – итоговая диагностика обучающихся (21.05.2018 – 31.05.2018)

Организационные формы: групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия. Продолжительность группового логопедического занятия составляет один урок (40 минут). Продолжительность индивидуального логопедического занятия – 20 минут. Продолжительность подгруппового логопедического занятия – 30 минут Логопедические занятия с обучающимися проводятся в соответствии с учебным планом, 2 раза в неделю.

Групповые логопедические занятия направлены на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, развитие графомоторных навыков.

В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с нарушением интеллекта имеют системный характер, на протяжении всей коррекционной работы логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи  (формирование фонематического восприятия проводится на материале, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования), коррекция связной речи и формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности. Таким образом, все разделы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Подгрупповые логопедические занятия направлены на автоматизацию звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.

  Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся.

  Индивидуальные логопедические занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и  восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии со структурой речевого дефекта у каждого учащегося, осуществляется по  индивидуальному перспективному плану работы. Материал для автоматизации правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, формированию формообразовательных, словообразовательных навыков и умения правильно строить предложения,  развитию связной речи.

Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.

Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),  и др.

Информационно-просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,

- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся,

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;

- анкетирование педагогов, родителей;

- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Информационно-просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется в соответствии с годовым планом учителя-логопеда.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Коррекционно-развивающей логопедической работы

для обучающихся с системным недоразвитием речи средней  степени

3 класс

на 2017-2018 учебный год

Количество часов

Вид занятия

неделя

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Логопедическое групповое

2

14

14

20

11

59

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и скорости усвоения материала обучающимися. Внесение изменений в план будет зависеть от степени тяжести речевых нарушений и уровня успешности детей. Темы могут повторяться или исключаться из плана на усмотрение учителя-логопеда по результатам логопедической работы. При необходимости курс коррекционно-развивающих занятий повторяется.


Календарно-тематический план работы с группой учащихся 3 класса, имеющих недостатки письменной речи,

обусловленное системным недоразвитием речи

Кол-во

часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема

Развитие неречевых процессов

Развитие мелкой моторики

Развитие фонематического  слуха, навыков    звукового анализа

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие связной речи

2

19.09

20.09

Ориентировка в пространстве, на листе бумаги. Последовательность предметов в ряду. Анализ предметного ряда.

Закрепление понятий: право-лево; верх-низ; спереди - сзади. Закрепление названий цветов и геометрических форм.

Речевые и неречевые звуки.  

Раздел I: Звуки

2

26.09

27.09

Неречевые звуки

Дифференциация неречевых звуков на слух

Имена

Осень

Вербализация неречевых звуков.

Образование глаголов от существительных Отгадывание загадок на тему «Природа-погода»

Д/и «Мяч по кругу»

Пальчиковая гимнастика

2

03.10

04.10

Звуки речи Образование звуков речи

Дифференциация гласных и согласных звуков

Употребление грамматической категории Д.п. «Признаки осени»

Отгадывание загадок на тему «осень»

Логические упражнения

Пальчиковая гимнастика

2

10.10

11.10

Твердость и мягкость согласных звуков

Дифференциация твердых  и мягких согласных звуков. Запись слов парами, сравнение по написанию, значению.

«Школа. Школьные принадлежности». Образование множественного числа существительных (тетрадь – тетради, карандаш - карандаши). Образование существительных в уменьшительной форме; относительных прилагательных.

Речь: текст – предложение – слово – слог – звук. Их различие.

Отгадывание загадок на тему «Школа. Школьные принадлежности».

Д/игра «Один – много»

Рисование прямых наклонных линий.

Раздел II: Дифференциация гласных I и II рядов

2

17.10

18.10

Дифференциация И - Ы

Выделение слов со звуком ( И - Ы) из ряда слов. Гласный звук в начале слова.

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: и-ы, ыи. Звукобуквенный анализ слов. Образование слов по первым буквам. Добавление пропущенной буквы в слова.

Осень» (Ранняя, золотая, поздняя).

Образование множественного числа существительных (дом-дома; глаз-глаза; холод-холода).                           Сложные слова (листопад). Подбор существительных к глаголам (идет, льет, капает – дождь)

Речь: текст – предложение – слово – слог – звук. Их различие. Составление рассказа об осени (по схеме).

Д/игра «Большой – маленький»

Пальчиковая гимнастика «Дождь».

Выкладывание и письмо буквы И-Ы. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

24.10

25.10

 

Дифференциация

А - Я

Выделение слов со звуком ( А-Я) из ряда слов. Гласный звук в начале слова.

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: ая,яа. Распределение слов по наличию заданного звука.

«Огород. Овощи».

Образование существительных в уменьшительной форме; относительных прилагательных. Подбор прилагат-х к существительным (форма, цвет, свойства: твердость, мягкость, вкус).

Составление предложений из двух слов.  

Кто это?   Что это?  Что делает?

Д/игра «Чего не стало» «Собери картинку»

Пальчиковая гимнастика «Две редиски».

Штриховка шаблонов овощей. Выкладывание и письмо буквы А-Я. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

31.10

01.11

Дифференциация

О -Ё

Выделение слов со звуком ( О-Е) из ряда слов. Гласный звук в конце, середине  слова.

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: оё,ёо. Распределение слов по наличию заданного звука Деление слов на слоги.

«Сад. Фрукты. Ягоды».

Образование множественного числа существительных родительного падежа.

Образование относительных прилагательных. Согласование прилаг-х с существительными (вишневое варенье).

Составление предложений с определениями, например: «Девочка ест грушу. Девочка ест вкусную грушу».

Д/игра «Чего не стало»,

«4-й лишний» «Собери картинку»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»..

Выкладывание и письмо буквы О- Е. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

14.11

15.11

Дифференциация

У - Ю 

Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( У-Ю) из ряда слов. Гласный звук в конце, середине  слова.

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: ую,юу. Распределение слов по наличию заданного звука

«Одежда. Обувь. Головные уборы».

Части предмета (детали).

Образование относительных прилагательных.                               Глаголы с приставками.        Антонимы (снять-надеть, одеть-раздеть, длинный-короткий).

Различие глаголов: шить, вязать, вышивать, штопать, одевать, надевать

Составление предложений с отработанными грамматическими категориями (с числительными, с прилагательными, с глаголами: лежит, висит, стоит).

Описание одежды (с использованием схемы).

Д/у «Добавь словечко» Д/игра «Магазин»,

«4-й лишний»

Пальчиковая гимнастика «Варежка». Выкладывание и письмо буквы У-Ю. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

21.11

22.11

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда

Определение характера звучания йотированных букв в зависимости от места их нахождения (в начале слова, после гласных, после согласной).Особые буквы «я», «е», «ё», «ю». Ударение.

«Перелетные птицы»

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными (одна ласточка, две ласточки и т. д.)

Составление рассказа-описания

Логические упражнения. Д/игра «Кого не стало»,

«4-й лишний»

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Выкладывание. Письмо.

Раздел III: Дифференциация фонем, имеющих акустическое сходство и соответствующих букв

2

28.11

29.11

Дифференциация

В - Ф

Выкладывание звуко-слоговых схем слов. Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( В-Ф) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука.

«Посуда.» Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в ед. и мн. числе (Большая кастрюля, большой стакан…).

Составление предложений с предлогами у, к, от из слов, данных в начальной форме..Образование родственных слов

Подбор однородных сказуемых

Кто играет с колокольчиком»

«Придумай слово» «Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний

Выкладывание. Письмо.

Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

05.12

06.12

Дифференциация

Б - П

Выкладывание звуко-слоговых схем слов. Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( Б-П) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука

«Продукты питания.»

Активизация словаря по теме. Образование  прилагательных от существительных.

Родственные слова (к словам: соль, сахар, молоко, хлеб).

Усвоение категории Р.п.

Составление предложений со словами в уменьшительно-ласкательной форме Составление коротких рассказов по демонстрируемым действиям.                      

«Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний .

Д/и «Где живут продукты»

 «Закончи предложение»

Пальчиковая гимнастика «Мы пришли в магазин».

Письмо буквы

П-Б. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

12.12

13.12

Дифференциация

Д-Т

Выкладывание звуко-слоговых схем слов.  Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( Д-Т) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука  

«Домашние животные и их детеныши».

Активизация глагольной лексики (мычит, жует, грызет, лакает).

Образование множественного числа существительных родительного падежа; притяжательных прилагательных; уменьшительной  формы существительных.    

Составление рассказа-описания

«Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний .

Д/и «Где живут ?»

 «Закончи предложение»

Пальчиковая гимнастика «Котик».

Выкладывание. Письмо. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово.

2

19.12

20.12

Дифференциация

Г - К

Выкладывание графических схем предложения. Выделение слов со звуком ( Г-К ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука  

«Дикие  животные и их детеныши».

Активизация глагольной лексики.

Образование притяжательных прилагательных; уменьшительной  формы существительных.  Составление описательного рассказа по картине.

Усвоение категории Т.п.

«Что изменилось?» Составление описательного рассказа о диких животных  (с использованием схемы). «Заяц и белка зимой» -Пересказ. Закончи и повтори предложения. Употребление конструкций с предлогами ЗА, С

Д/игра «Разложи по порядку»  ;                        «Что изменилось?» ; «4-й лишний»; Разгадывание загадок по теме.

Пальчиковая гимнастика «зайчик ». Составление рисунка из разрозненных деталей по заданной теме.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

2

26.12

27.12

Дифференциация С-З

Выкладывание графических схем предложения. Выделение слов со звуком ( С-З ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука  

«Зима». Подбор синонимов (вьюга – метель, буран; ветер воет, дует, свищет, завывает).

Образование прилагательных от сущ-х (зима – зимний).

Активизация глагольного словаря: СНЕГ- ложится, сверкает. Образование множественного числа имён сущ-х. (буран- бураны). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек).

Закончи и повтори предложения.

Сравнительно- описательные рассказы о двух временах года (зима- осень).Предлоги: над, под, на, в.

Д/игра «Разложи по порядку»  ;                        «Что изменилось?» ; «4-й лишний»; Разгадывание загадок по теме.

Выкладывание и письмо буквС-З.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Составление рисунка из разрозненных деталей по заданной теме.

2

16.01

17.01

Дифференциация

Ж-Ш

. Выделение слов со звуком ( Ш-Ж ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука. Дифференциация звонких и глухих, согласных.

«Зимние забавы.» Образование существительных в предложном падеже.

Родственные слова (снег – снежинка - снеговик).               Подбор прилагательных к существительным (снег, лед, сосулька).                                

Знакомство с предлогами:  С, НА.

Составление описательного рассказа о зимних забавах                           (с использованием схемы).

Логические упражнения:

«Закончи предложение»

«Подбери по смыслу»

Штриховка «Путаница». Закончи картинку

2

23.01

24.01

Оглушение звонких согласных

Выкладывание графических схем предложения.

«Новый год».

Уточнение временных отношений (год, месяц). Согласование прилагательных и числительных с существительными (пять красивых, блестящих, стеклянных шаров).

Знакомство с предлогами: около, (у, возле), вокруг. Активизация глагольного словаря: (наряжать, украшать, веселиться, петь, танцевать). Образование                                                                                                                                                                                                                                                                            множественного числа имён сущ-х. (конфета- конфеты).

Усвоение категории

Т.п. сущ-х

Составление  предложений с предлогами: в, из, на, под, у, около, возле, вокруг. Составление коллективного рассказа.

Логические упражнения:

«Закончи предложение Д/игра «Укрась елку»

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Раздел IV: Дифференциация фонем, имеющих артикуляционное сходство и соответствующих букв

2

30.01

31.01

Дифференциация С – Ш

Подбор слов к звуковым схемам

«Зимующие птицы.» Употребления простых предлогов. Согласование прилагательных с существительными в роде (Им. п.).

Коллективное составление описательных рассказов.

Логические упражнения:

«Сосчитай до пяти»

«Что могут птицы?»

«Почему так называется Д/игра «Что изменилось»?»

        Пальчиковая гимнастика «Птичья столовая».

Выкладывание и письмо буквы

2

06.02

07.02

Дифференциация З - Ж

Подбор слов к звуковым схемам. Деление слов на слоги

 Анализ и синтез слов. Дифференциация звонких и глухих, согласных.

«Наше тело. Семья».

Образование множественного числа существительных (рука-руки).                          

Антонимы.

Логические упражнения:

«Подбери слово»

«Назови одним словом»

Разгадывание загадок по теме. Закончи предложение и повтори.

Выкладывание «З-Ж» -«Ниткопись» Пальчиковая гимнастика «Семья». Штриховка букв «Путаница».

2

13.02

14.02

Дифференциация С - Ц

Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( С-Ц ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками.

«Мебель».

Активизация словарного запаса. Части предмета.

Обобщающие слова.

Образование относительных прилагательных.

Использование предлогов.

Составление распространенных предложений с предлогами.                      

Д/игра «Чего не стало» ,4-й лишний;

Игра «Много мебели в квартире» ;Лото «Подбери пару». Разгадывание загадок по теме

Самомассаж кистей рук. Штриховка «Путаница» «Найди нужный предмет».

Письмо букв С-Ц.

2

20.02

21.02

Дифференциация Ч - Щ

Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ч-Щ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками.

«Наша Армия».

Активизация словаря по теме. Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных с существительными. Подбор действий к предметам.

Составление описательных рассказов.

Д/игра «Сложи картинку»

Выкладывание «Ч- Щ» -«Ниткопись»

2

27.02

28.02

Дифференциация Ч - Ц

Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ч-Ц) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками.

«Профессии».

Активизация словаря по теме. Расширение глагольной лексики.            

Сложные слова (садовод).

Упражнение в употреблении падежных форм; в изменении глаголов по лицам (я стригу – ты стрижешь, он – стрижет).

 Составление описательного рассказа. Рассмотри картинку и составь пр Составление  рассказа по плану:                                                      Кто это?                                       Где работает?                                          Что делает?                                                  Что ему нужно для работы?                                                                                              

Д/игра «Все работы хороши»; Д/и «Назови профессию»«Исправь ошибку»,4-й лишний ; Разгадывание загадок по теме. Игра с мячом «Один- много» (лётчик- лётчики).

Пальчиковая гимнастика «Маляры».Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Штриховка «Путаница». Закончи картинку.

2

06.03

07.03

Дифференциация Ш - Щ

Определение твердых и мягких согласных звуков  в слоге. Понятие «согласный всегда мягкий».

Деление слов на слоги.Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ш-Щ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками.

«Ранняя весна». «Мамин день».

Активизация словаря по теме. Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных с существительными. Подбор действий к предметам. Подобрать как можно больше слов-признаков. (Добрая, заботливая, умная, красивая, хозяйственная)

Беседа по содержанию пейзажной картины «Ранняя весна».  Разгадывание ребуса. Заучивание   стихотворение «Мой подарок на 8 Марта».            

Д/игра «Что изменилось?»; «Скажи, какое слово здесь лишнее и почему». Д/и «шифровка», »картинка загадка».

игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: ж– зачеркиваем, ш– подчеркиваем

Раздел V: Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь

2

13.03

14.03

Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь

Слова-паронимы

«Животный мир зимой.» Образование притяжательных прилагательных.

Использование предлогов

Пересказ небольшого рассказа

Д/игра «Кому что нужно»

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Раздел VI: Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство

2

20.03

21.03

 

Дифференциация

О – У

Дифференциация приставки - предлоги

«Части суток. Дни недели».

Подбор существительных к глаголу (идет – дни, часы, человек и т.д.).

Закрепление наречий: светло, темно, поздно, рано.

Сравнительные прилагательные (раньше, позже).

Составление сложно-сочиненных предложений с союзом  - а – (ночью спим, а днем гуляем).

Составление рассказа по  серии картинок «Как я провел день».                    

Д/игра «Что сначала, что потом.» Д/и «шифровка», »картинка загадка».        Игра с мячом «Кто что делает?»,

«Ниткопись»(у-о),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: у – подчеркиваемо– зачеркиваем.

2

03.04

04.04

Дифференциация

И - У

Дифференциация приставки - предлоги Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов.

«Весна. Изменения в природе весной».

 Активизация и обогащение предметного, глагольного  словаря.

Образование прилагательных от сущ-х (весна– весенний).

Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже .Предлоги: над, под, на, в.

По картинкам-символам составь рассказ о весне. Разгадывание ребуса, загадок по заданной теме. Составление описательного рассказа.

Составление распространенных предложений с предлогами.  

Д/игра «Что сначала, что потом.» Д/игра «4-й лишний», игра с мячом «Семейка слов».

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Выкладывание и письмо букв И-У

2

10.04

11.04

Дифференциация

О - А

Дифференциация приставки - предлоги

«Семья»

Активизация словаря по теме. Расширение глагольной лексики. Согласование числительных с существительными.            

Изменение глаголов по лицам

Усвоение прилагательных в сравнительной степени

Временные сериации:

«Продолжи предложение»

«Старше или младше»

«Ниткопись»(А-о),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: А – подчеркиваемо– зачеркиваем

2

17.04

18.04

Дифференциация

Ё - Ю

Дифференциация приставки – предлоги .Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов.

«Мой город».

Активизация и обогащение предметного словаря. Образование существительных с ум.-ласкат. суффиксами. Р п. множеств. Числа.

Составление распространенных предложений с предлогами.  Составление рассказа по плану.

Д/игра «4-й лишний», игра с мячом «Семейка слов».

«Ниткопись»(Ё- Ю),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: Ё – подчеркиваемЮ– зачеркиваем

2

24.04

25.04

Дифференциация

Б - Д

Дифференциация звуков и соответствующих букв на уровнях буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

«Животный мир весной.»

Согласование прилагательных с существит. в Р. п. ед. и мн. числа.

Составление рассказов с элементами творчества.

Д/игра «Подбери картинку»

«Ниткопись»

игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: Б – подчеркиваемД– зачеркиваем

1

08.05

Дифференциация

П - Т

Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов

«Насекомые».

  Активизация глагольной лексики (порхает, стрекочет).Согласование сущ-х  с глаголами в роде, числе.

Упражнение в изменении   сущ-х по падежам.

Составление сравнительных описательных рассказов (стрекоза и муравей

Д/игра «4-й лишний» Д/игра «Кого не стало?»

Письмо. Пальчиковая гимнастика.

2

15.05

16.05

Закрепление ранее полученных навыков.

Повторение пройденного.

Деление слов на слоги.

«Лето».

Активизация словаря по теме.

Беседа по содержанию картины «Лето».                  

Д/игра «Что изменилось?

Самомассаж кистей и пальцев рук.


Оснащение логопедического кабинета

Учебные принадлежности:

  • тетрадь в косую линию;
  • цветные карандаши;
  • простой карандаш;
  • ручка;
  • ластик.

        

Обеспечение:

  • рабочая программа;
  • планы-конспекты занятий;
  • раздаточный материал;
  • демонстрационный материал;
  • подборки речевых игр;
  • справочно-информационный материал;
  • система карточек с заданиями для закрепления материала;
  • наборы предметных картинок на все звуки речи;
  • буквы, фишки, магниты;
  • наборы предметных и сюжетных картинок на лексические темы;
  • дидактический наглядный материал, пособия;
  • тематические подборки материалов для пальчиковой гимнастики;
  • игрушки;
  • дидактические игры.

Литература

  1. Волкова,Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2002.
  2. Зуева, Л.Н. Пособие «Настольная книга логопеда» – М.: Астрель, 2005.
  3. Гомзяк, О.С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Гном и Д, 2007.   
  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Косинова, Е.М. Пособие «Большой логопедический учебник» – М.: Эксмо, 2007.
  6. Крупенчук О.И. Пособие «Научите меня говорить правильно» – СПб.:Литера, 2005.
  7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  8. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М., Аквариум, 1995.
  9. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  10. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – М.: «Просвещение», 2011.
  12. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  13. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  14. Филичева, Т.Б. Сборник программ по коррекции нарушений речи «Коррекция нарушений речи» – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой

План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий  с учеником, имеющим системное недоразвитие  речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...