СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка на тему

Пугачева Елена Геннадьевна

Для того, чтобы проанализировать предконфликтные ситуации, следует сначала поговорить об оценке, как критерии объективных результатов образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Составил:

учитель Пугачева Е. Г.

Октябрьский 2015

Между учителем и учеником возникло противоречие: ученик недоволен выставленной ему оценкой

Для того, чтобы проанализировать предконфликтные ситуации, следует сначала поговорить об оценке, как критерии объективных результатов образовательного процесса. Достаточно давно ведётся дискуссия о целесообразности школьных отметок. Есть две позиции. Сторонники сохранения оценок мотивируют свою позицию тем, что оценка выступает мобилизирующим и дисциплинирующим фактором в образовательном процессе, отказ от них сделает невозможной оценку эффективности учения. Противники убеждают, что традиционная система оценивания превращает учебную мотивацию из внутренней, познавательной, в чисто внешнюю, ориентированную на награду. Целью учения становится отметка, к тому же низкие отметки оказывают травмирующее действие на учащихся. Доводы обеих сторон достаточно логичны.

В нашем примере оценки выставлены. Учащиеся ими не довольны. Хочется заметить, что умение оценивать результаты любого труда - большое мастерство. Когда речь идёт о школьной оценке, то педагогу необходимо чётко регламентировать критерии оценивания. Ученик должен знать объём задания, требования к его выполнению, время работы, формы и способы его выполнения. Иногда оценка может выглядеть субъективной, например, в оценивании рисунка, прочтённого стихотворения, в ответе-рассуждении. Даже опытному учителю не всегда удаётся избежать конфликтной ситуации при выставлении оценок.

Участники образовательного процесса принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения. Противоречия между ними вполне оправданы и естественны. Очень важно, чтобы возникшее противоречие не переросло в конфликт. Устранение противоречия возможно лишь тогда, когда обе стороны заинтересованы найти приемлемое решение.

Рассмотрим общие позиции педагога в отношении детей 3-го, 7-го и 10-го классов. Поскольку оптимальное разрешение противоречий обеспечивается в рамках подлинно демократического стиля общения, то педагог будет:

  1. Желать, чтобы противоречие не переросло в конфликт.
  2. Видеть в каждом ребёнке не объект воспитания и обучения, а соработника в общем деле.
  3. Помнить, что многие дети и достаточно долго эгоцентричны.
  4. Учитывать возрастные особенности ученика;
  5. Опираться на индивидуальные особенности ученика;
  6. Уважительно относиться к претензиям ученика.
  7. Знать общие принципы коррекции противоречий (уступки, привлечение объективных посредников, переключение внимания, отделение содержательной и эмоциональной сторон, отсрочка).
  8. Понимать, что выигрышна только позиция компромисса.
  9. Не предпринимать решительных шагов в состоянии возбуждения.
  10. Не выяснять отношений в присутствии третьих лиц.
  11. Ясноивыражать свои претензии.
  12. Трезво оценивать ситуацию.

Рассмотрим действия педагога в случае противоречия на почве недовольства оценкой ученика третьего класса. Ведущей деятельностью ученика этого возраста является учебная. Учебная деятельность имеет свою структуру, один из компонентов которой оценка. Ребёнок, контролируя свою работу, должен и адекватно её оценивать. Учитель, оценивая работу учеников, объясняет, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Учитель задаёт критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. В этом возрасте дети высоко оценивают сою работу, если потратили на неё много времени, вложили много сил и старания. Высокие оценки для маленького ученика - источник других поощрений, предмет гордости.

Мало вероятно, что противоречие, возникшее на почве недовольства оценкой учеником в третьем классе, может перерасти в конфликт между учителем и учеником. Мнение учителя не просто решающее, но и единственно авторитетное мнение, с которым все считаются. Учитель понимает, что от оценки зависит развитие учебной мотивации и становление самооценки.

Учитель, отличающийся высоким профессиональным мастерством, создаёт в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки, стремится не просто поставить оценку, а дать соответствующие пояснения, не только обучить единым принципам оценки, а донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон даже при низкой отметке.

Для разрешения противоречия между учителем и учеником учитель оценит только конкретную работу ребёнка, предложит индивидуальное задание для исправления оценки, сориентирует ученика на достижения, вдохновит и поощрит его своей надеждой в его успехи.

Противоречия между учителем и учеником в 7-ом классе представляются самыми сложными. В этом возрасте подросток теряет учебную деятельность как ведущую, влияние родителей и педагогов на него снижается, предпочтение он отдаёт группе, где к нему относятся с уважением. Он эмоционально незрел, быстро идёт на конфликт. Оценка его учебной деятельности не играет такой большой роли как в младшем школьном возрасте. Вероятнее всего, в основе противоречия по поводу выставленной оценки лежит стремление к реализации потребности к справедливости, как её расценивает подросток, в желании быть независимым и взрослым. Если учитель является для ученика значимым человеком, то противоречие сглаживается довольно легко при условии соблюдения педагогом общих принципов взаимодействия с учётом возраста. Учителю необходимо проявить такт, терпение, эмоционально «не заводиться», уважать претензии ученика, несомненно, пойти на уступки, выдвигая при этом некоторое условие, выполнение которого учеником приведёт к компромиссу. Можно дать дополнительную домашнюю работу, близкую по содержанию сдой, которая на взгляд ученика оценена не достаточно высоко. Если требуется консультация к заданию, она должна быть дана. Обязательно, чтобы ученик видел, что работа будет успешна. Уверенность и позитивное ожидание учителя - необходимое условие разрешения противоречия.

В 10-ом классе оценка вновь значима, так как центральным в старшеклассниках становится его самоопределение, профессиональное и личностное. Изменяется учебная мотивация. Учёбу они рассматривают как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, исчезает подчёркнуто пренебрежительное отношение к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учёбе. В диалоге между учеником и учителем по поводу оценки звучат иные аргументы. Поскольку учебная деятельность сознательна, учитель может спокойно и взвешенно проанализировать пробелы в знаниях и умениях ученика, опираясь на адекватную самооценку последнего. Старшеклассник легко идёт на компромисс, когда видит в учителе очевидную заинтересованность в его школьных успехах и в частности в высоких оценках. Перерастание противоречия в конфликт возможно только при наличии жёсткой позиции учителя или особом психоэмоциональном состоянии ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения

Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...

Прблемные ситуации в процессе педагогического общения с детьми

Общение-многогранный процесс, обеспечивающий многообразие жизнедеятельности и отношения учителя и учащегося. Конфликтные ситуации, преодоление этих конфликтов....

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Родительское собрание «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения»

Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями. Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтна...

Анализ ситуаций педагогического общения

        Сегодня проблема конфликтов, эффективного их разрешения, поиска согласия вызывает огромный интерес у профессиональных психологов, социологов, педагог...

Исследовательская работа на тему "Конфликтные ситуации в школе и способы их решения"

В даннорй работе речь идет о видах конфликтов, возникающих в школе и о способах их решения...

Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗ и способы их решения

Презентация  "Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗи способы их решения"...