Церкославянский язык
план-конспект урока (5 класс) на тему

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

ФИО учителя: Петросова Ирина Викторовна.
Класс: 5.
УМК  
А.В. Бородина.
Предмет: церковнославянский язык.
Тема: «Церковнославянская азбука».  
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме. «Церковнославянский язык», который знакомит с основными принципами записи букв по-церковнославянски.
Цель: углубить и расширить теоретические знания и практические умения детей в церковнославянском языке.
Планируемые результаты, предметные знания, предметные действия,
УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные):
понимать принципы записи церковнославянских букв;
уметь соотносить церковнославянские буквы с буквами современного русского языка; уметь принимать и удерживать задачу учителя; применять установленные правила в планировании способа решения; различать способ и результат действий; осуществлять контроль по результату действий; определять качество и уровень усвоения.

 Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными 
закономерностями; уметь интерпретировать информацию.
Осуществлять взаимный контроль; уметь строить развернутые высказывания; уметь совместно работать над общей задачей; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; уметь аргументировать свою позицию. Внутренняя позиция учащегося, основанная на положительном отношении к обучению; гражданская идентичность, чувство сопричастности к истории, гордости, осознание уникальности своей культуры; приобретение навыков сотрудничества, ответственности за свою работу, уважительное отношение к другому мнению. 
Ход урока.
Название этапа урока.
Задача, которая должна быть
решена (в рамках достижения планируемых результатов урока). Формы организации деятельности учащихся. Действия учителя по организации деятельности учащихся. Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные). Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока.
Диагностика: достижения планируемых результатов урока.
1.
Этап мотивации к учебной деятельности.

 Определить тему урока. Беседа. Приветствие учителя.

 -Ребята, изучаемую сегодня тему вы скажете мне сами в конце урока, хорошо? А сейчас посмотрите, пожалуйста, на книгу. Что в ней необычного? Чем это можно объяснить? 
Регулятивные (уметь принимать и удерживать задачу учителя).
Познавательные.
Рассматривают изображение букв, анализируют, объясняют, что не все буквы им знакомы, выносят свои предположения о буквах, написанных в заглавии, приходят к выводу, что это церковнославянские буквы. За счет интереса к необычной книге и шрифту повышается мотивация детей к уроку; учащиеся самостоятельно приобретают знания о буквах церковнославянского  языка.

 2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Собрать информацию и преобразовать ее в таблицу. Работа в парах.

Учитель предлагает учащимся на основании предложенного текста догадаться, какая буква церковнославянского языка соответствует той или иной букве русского языка и полученную информацию структурировать в таблицу.
(Сравните, пожалуйста, с приведенной таблицей. Она у вас может быть немного другой, но содержание будет таким.)
Оцените вашу совместную работу (устно). Обсудите в парах. Познавательные.
Учащиеся, работая в парах, чертят таблицу и записывают в одной колонке церковнославянские буквы, а в другой – русские буквы. Учащиеся самостоятельно получают информацию о сходстве и различии церковнославянских и русских букв. (Проверка задания посредством сравнения таблицы со слайдом презентации). 
3.
Этап выявления места и причины затруднения.

 Формировать навык записи церковнославянских букв, соотнесения их с русскими буквами. Фронтальная работа. Самостоятельная работа. Учитель задает вопросы:
- Теперь, когда вы владеете новыми знаниями, вы легко мне ответите, сколько букв в церковнославянском языке? А почему? Какие буквы вообще исчезли в русском языке? С буквами какого языка у церковнославянского языка есть много общего?

Давайте поиграем. Я вам буду называть буквы по-церковнославянски, а вы записывать из них слова.
- Что получилось?
- Еще? Играем!
А теперь попробуйте написать свое имя, используя буквы церковнославянской азбуки. Используйте христианский вариант Вашего имени. И еще несколько инструкций: буква Ю пишется как IY; если впереди  И стоит гласная, она пишется как I десятеричная.
После выполнения учитель просит обменяться тетрадями и проверить работы друг друга, карандашом помечая ошибки.

 Познавательные: в помощь учащимся было знание русского и греческого алфавита. 
Регулятивные: учащиеся соглашаются выполнить работу, подтверждают, что им понятно. Если нет, задают уточняющие вопросы.
Учащиеся пишут свои имена, соблюдая инструкции учителя.
Учащиеся обмениваются тетрадями, осуществляя взаимопроверку. Путем установления логических связей в знаниях учащиеся повторяют уже известную информацию и при этом соединяют ее с новой. 
В игре учащиеся непроизвольно запоминают новые буквы, привыкают к их написанию
Учащиеся самостоятельно применяют правила игры, развивая познавательные и регулятивные умения.
Учащиеся учатся объективно оценивать работу. Развивают регулятивные умения. Проверка путем сравнения с эталоном.
4.
Этап реализации проекта.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Усвоить принципы записи церковнославянских букв. Беседа.
Работа в группах. Немного теории.

В IX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая кириллицы. Они очень отличаются друг от друга, это вы можете сами видеть на рисунке. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита.

(Рассматриваем плакат. У каждой буквы есть свое название. Найдите названия букв, которые говорят нам о творении Божием, о качествах человеческих.)

Что означает название 1 буквы? Попробуйте сложить названия первой и второй буквы кириллицы. Какое слово получилось? Молодцы. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита.

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси.

 Церковно-славянский язык отличается тем, что он очень чистый. В нём совсем нет грязных слов (которые вы, к сожалению, уже слышали). Это очень красивый язык. Больше того - это почти поэзия.
Вы убедитесь в этом, если прослушаете отрывок из рассказа Никифорова-Волгина "Молнии слов светозарных". 

"Любил дедушка Влас сребротканный лад церковно-славянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, то так и обдаст тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. Тяжко грустил дедушка, что мало кто постигал светозарный язык житий, Пролога, Великого канона Андрея Критского, Миней, Триоди цветной и постной, Октоиха, Псалтыри и прочих боговдохновенных песнопевцев.
Не раз говаривал он мягко гудящим своим голосом:
- В кладязе славянских речений - златые струи вод Гсподних. В нём и звёзды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота, снега горного светлейшая!
Развернёт, бывало, дед одну из шуршистых страниц какой-нибудь древней церковной книги и зачнёт читать с тихой обрадованной улыбкой. Помню, прочитал он слова: "Тя, златозарный мучеников цвет, почитаю". Остановился и сказал в тихом раздумье:
- Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное "златозарный". Светится это слово!"

Ребята, писать по-церковнославянски несложно, главное, проговаривать букву вслух, проверяя самих себя, пока не сформировался 
навык записи. У нас есть любимые православные праздники. Я  начала писать поздравления, но не успела. Часть букв я написала, но некоторые не дописала. , Вы мне поможете в эту трудной ситуации?
Раздает заготовки открыток и гелевые ручки. Класс делится на две группы и выполняют задание.

Познавательные: коммуникативная работа группой.

Учащиеся определяют пропущенныебуквы, обсуждают их написание, а затем вписывают в открытки.
Оценивают работу устно, исправляют ошибки, если они есть Учащиеся осознают принцип записи церковнославянских букв, проходят теоретический “первичный” этап усвоения знаний.
Учащиеся, подписывая открытки церковнославянской вязью, отрабатывают навык записи букв,
формируют коммуникативные умения и навыки.
Формируется умение оценивать результаты своей работы.
(Самопроверка).

5. Этап рефлексии учебной деятельности.

Обобщение полученных знаний. Рефлексия работы. Фронтальная работа.

 - Ребята, наш урок подходит к концу, какова тема сегодняшнего занятия? Сформулируйте ее.
- Как Вы оцениваете свою работу на уроке, Вашего одноклассника, всего класса в целом?
Пронумеруйте три строки в тетради, оценивая в первой строке свою работу, во второй – работу соседа, в третьей – работу класса в целом, выбирая одно из трех слов: “Хорошо”, “Отлично”, “Превосходно”.
Будьте готовы объяснить свой выбор
Запишите домашнее задание. Любое понравившиеся Вам упражнение по теме данного урока в Ваших учебниках. Выбор задания – за Вами.
Учащиеся отвечают:
Церковнославянская азбука.
Запись букв на церковнославянском языке и т.д.
Учащиеся оценивают работу, затем зачитывают вслух, аргументируя свои ответы.
Учащиеся приходят к осмыслению изученного на уроке
Учащиеся формируют навык рефлексии, самооценки и взаимооценки. Осмысляют работу класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...