Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Праздникова Светлана Валентиновна

Рабочая программа по географии 7 класс, 2019-2020 уч год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografiya_7_klass.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

География 7  класс

 (Линия « Полярная Звезда», Издательство « Просвещение» 2017 ).

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа по география составлена в соответствии с авторскими программами предметной линии учебников под редакцией А.И. Алексеева., В.В. Николиной Е. К. Липкина., С.И. Болысова., А.С. Фетисова., Г.Ю. Кузнецова  7 класс, М., " Просвещение" 2017 г.

Цели: 

Основная цель курса – развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых  знаний страноведческого характера. Другая важная цель курса – развития знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.

Задачи: 

1. Сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли. Познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов.

2.Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли. Познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

3.Сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

4.Сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата.

5.Ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам. Дать понятие о зональном и азональном  распространение растительного и животного мира на материках и в океанах.

6.Познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков. Сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов. Выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.

Учебно-методический комплекс (УМК):

п/п

предмет

авторы

Год издания

издательство

География

Учебник: А.И. Алексеев., В.В. Николина

2017

Мнемозина

Географический атлас. 7 класс- М.: "Просвещение"

2017

Гусева Е.Е. География: 7 класс. « Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя.

2014

Контурные карты по географии -  М: "Просвещение"

2017

                                          Содержание учебного предмета:

   Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (5 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

 Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

 Тема 2. Природа Земли (12 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

 Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Тема 3. Природные комплексы и регионы (4 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

 Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (44 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

 Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру. 

                                                Результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты освоения курса

Обучающийся должен:

  • осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
    осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
    овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважать  историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
  • уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
    уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
  • уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
  • определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);                      
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

     (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
  • сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
  • адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Предметные  результаты обучения

Обучающийся должен уметь:

  • называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера,  наиболее крупные страны мира;
  • объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека;
  • описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран;
  • определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
  • приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
  • читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
  • составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
  • рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека.

                                Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

1) знать / понимать:
         основные источники информации, необходимые для изучения курса различие географических карт по содержанию, масштабу способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа;  зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

2) уметь:
          использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3) оценивать:

географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам;  современные проблемы отдельных стран и материков.

                                                                    Тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Контрольные работы         (в том числе)

1.

Введение

3

2.

Население Земли

5

1

3.

Природа Земли

12

4

4.

Природные комплексы и регионы

4

5.

Материки и страны

44

А) Африка

10

1

Б) Австралия

5

1

В) Антарктида

2

Г)Южная Америка

6

1

Д) Северная Америка

5

1

Е) Евразия

11

1

Итого

68 часов

            Календарно -тематическое планирование по географии 7 класс.

к учебнику А.И. Алексеева. Москва "Просвещение" 2017 год. Линия:  "Полярная звезда"

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Задачи

Требования к уровню подготовки обучающихся. УУД

Оборудование

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата

По плану

По факту

1

Как мы будем изучать географию

1

Урок изучения нового материала

 Дать оценку  развитию географических знаний человека о Земле. Проанализировать  представления о мире в древности. Рассмотреть эпоху Великих географических открытий. Определить выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Рассмотреть современные научные исследования космического пространства

ЗНАТЬ основные географические понятия и термины

Эвристическая беседа

Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору). Анализ карт географического атласа

§1

2

Географические карты

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 3

3

Географическая исследовательская практика

1

практикум

Работа с картами атласа

П. 2

ТЕМА 1. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (5 часов)

4

Народы, языки и религии

1

Урок изучения нового материала

Рассмотреть численность населения планеты, размещение. Народы, языки и религии. Выяснить отличительные признаки народов мира. Выделить языковые семьи. Международные языки. Узнать об основных религиях мира. Города и сельские поселения. Определить различие городов и сельских поселений. Выделить крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Рассмотреть страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

ЗНАТЬ, УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: предполагаемые пути населения расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и столицы.

Карты атласа, компьютер, проектор.

Таблицы.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира»

2. Определение на карте крупнейших городов мира.

3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира»

§ 4

5

Города и сельские поселения

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа  

§ 5

6

Страны мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 7 стр.22-23

7

Экономически развитие страны мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа  

Стр. 23-25

8

Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность

1

Практикум

Работа с картами атласа

§6

ТЕМА 2 . ПРИРОДА ЗЕМЛИ (12 часов)

9

Развитие земной коры

1

Урок изучения нового материала

Познакомиться с развитием земной коры, формированием облика Земли. Рассмотреть цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Выяснить  суть гипотезы А. Вегера. Рассмотреть  земную кору на карте. Узнать о платформе и ее строение. Научиться читать  карту строения земной коры.  Выделять складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Установит закономерность размещения на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Определить размещение полезных ископаемых. Рассмотреть температуру воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Выделить тепловые пояса. Изотермы. Рассмотреть давление воздуха и осадки на разных широтах. Установить распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Рассмотреть общую циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства.  Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Определить  климатические пояса и области Земли. Установить  роль климатических факторов в формировании климата. Узнать об  основных  и переходных климатических поясах. Климат западных и восточных побережий материков. Океанические течения. Выяснить  причины образования океанических течений. Рассмотреть виды океанических течений. Выделить основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки о озера земли.  Выяснить зависимость рек от рельефа и климата. Рассмотреть крупнейшие реки Земли. Установить распространение озер на Земле. Рассмотреть  крупнейшие озера мира. Растительный и животный мир Земли. Выяснить  значение биоразнообразия. Биомасса. Установить закономерности распространения животных и растений. Выделить приспособление растений и животных к природным условиям. Установить основные причины различной флоры и фауны материков. Рассмотреть почвы. Почвенное разнообразие. Выяснить закономерности распространения почт на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Познакомиться с типами  почв и их особенности. Охрана почв.

ЗНАТЬ: происхождение материков; строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли.

Причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата. Происхождение озерных котловин. Влияние хозяйственной деятельности людей на реки о озера. Особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле.

Таблицы, К\К, карты атласа

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. Определение по карте строения земной коры, закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых. Анализ карт «Среднегодовое количество осадков», «Климатические пояса и области Земли». Описание одного из климатических поясов по плану. Характеристика течения западных ветров с использование карты.

§8

10

Размещение на Земле гор и равнин

1

Практикум

Цветные карандаши, К\К., компьютер и проектор.

Работа с картами атласа  

§9

11

Природные ресурсы земной коры

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа  

§10

12

Распределение температур на земле

1

Урок актуализации знаний и умений

Мультимедиа, атлас

Работа с картами атласа

§11

13

Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре

1

 Практикум

Цветные карандаши, К\К., компьютер и проектор

Работа с картами атласа

§12

14

Общая циркуляция атмосферы

1

Урок актуализации знаний и умений

компьютер и проектор

Работа с картами атласа

§13

15

Климатические пояса и области Земли

1

Урок актуализации знаний и умений  

Карты атласа

Работа с картами атласа

§14

16

Океанические течения

1

Урок актуализации знаний и умений  

Цветные карандаши, К\К., карты атласа

Работа с картами атласа

§15

17

Реки и озера Земли

1

Практикум

Работа с картами атласа

§16

18

Растительный и животный мир Земли

1

Практикум

Таблицы, карточки с заданиями

Работа с картами атласа

§18

19

Почвы

1

Урок актуализации знаний и умений  

Цветные карандаши, К\К., карты атласа, раздаточные схемы

Работа с картами атласа

§19

20

 Обобщающее повторение по теме: "Природа Земли"

1

Урок обобщения повторения и обобщения (практикум)

Работа с картами атласа

ТЕМА 3. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ ( 4 часа).

21

Природные зоны Земли

1

Урок актуализации знаний и умений  

Рассмотреть природные зоны Земли. Дать понятие «природная зона». Установить причины смены природных зон. Рассмотреть изменение природных зон под воздействием человека. Океаны. Рассмотреть Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Выяснить особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Найти экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана мирового океана.

ЗНАТЬ: что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле.

УМЕТЬ: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты

Мультимедиа, атлас

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». Описание природных зон по плану. Описание океана по плану. Сравнение океанов.

§20

22

Океаны

1

Практикум

Карты атласа, К\К, цветные карандаши.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

§21-§22

23

Материки

1

Урок актуализации знаний и умений  

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

§23

24

Как мир делится на части и как объединяется.

1

Урок актуализации знаний и умений Определение: географических координат крайних точек  

Карточки с заданиями, карты атласа.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

§24

ТЕМА 4. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ (44 часа).

АФРИКА (10 часов)

25

Географическое положение, размеры и очертания Африки

1

Урок изучения нового материала

Африка: образ материка. Познакомиться с географическим положением, размерами и очертаниями Африки. Найти крайние точки. Рассмотреть береговую линию. Выявить особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Выявить особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире.  Узнать об истории освоения Африки. Рассмотреть население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Определить крупные города. Занятия африканцев. Африка – беднейший материк мира. Совершить путешествие оп Африке. Путешествие с учебником и картой – способ освоения географического пространства. Установить географические маршруты (травезы) по Африке. Маршрут Касабланка – Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности  природы. Занятия населения. Культура. Карфаген – памятник Всемирного культурного наследия. Сахара – «желтое море» песка. Выяснить  особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Установить проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбуку – Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос – крупнейший город Нигерии. Население. Нигер – одна из крупнейших рек континента. Выяснить особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут Индийский океан – озеро Виктория. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Рассмотреть национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс Салам – мыс Доброй Надежды. Определить особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет – мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ:  имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии. ОПРЕДЕЛЯТЬ: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. ОБЪЯСНЯТЬ существенные признаки и понятия «географическое положение материка», ПРОГНОЗИРОВАТЬ (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; ОПИСЫВАТЬ «образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); ОБЪЯСНЯТЬ причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительного и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек; НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; ОПРЕДЕЛЯТЬ по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; ОПРЕДЕЛЯТЬ  по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения.

Карты атласа, компьютер, проектор.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определение: географических координат крайних точек Африки; протяженность  Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20º восточной долготы. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). Описание Египта по типовому плану. Работа с картами путешествий.

Стр. 94

26

Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые.

1

Урок актуализации знаний и умений  

Карточки с заданиями, карты атласа, фломастеры

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Стр. 95-96

27

Особенности климата и внутренних вод Африки.

1

Урок актуализации знаний и умений  

карты атласа, фломастеры, карточки с заданиями, мультимедиа.

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Стр.96-99

28

Африка в мире. История освоения Африки. Население.

1

Урок актуализации знаний и умений  

Компьютер, проектор, карточки с заданиями и таблицы.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§26

29

Путешествие по Африке

1

Урок путешествие

Компьютер, проектор, атлас.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§27 стр. 104

30

Маршрут: Касабланка-Триполи

1

Урок путешествие

Компьютер, проектор, атлас

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Стр.105-106

31

Маршрут: Томбуку - Лагос

1

Урок путешествие

Компьютер, проектор, атлас

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Стр.1086--107

32

Маршрут: Лагос – озеро Виктория

1

Урок путешествие

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Стр.110- 113

33

Египет

1

Урок путешествие

Компьютер, проектор, атлас

Эвристическая беседа с использованием карт атласа Эвристическая беседа с использованием карт атласа, тестирование.

§29

34

Африка

1

Урок повторения и обобщения

Раздаточные тесты, трафареты карт.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, тестирование.

Повт. стр. 96-119

АВСТРАЛИЯ (5 часов)

35

Особенности географического положения рельефа

1

Урок изучения нового материала

Австралия: образ материка. Выяснить  особенности географического положения. Размеры материка.  Определить крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Установить особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Выяснить распределение температур и осадков. Рассмотреть воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Узнать о своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. Узнать об истории освоения материка. Австралийский союз. Столица Канберра. Рассмотреть Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут: Перт-озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут: Сидней-озеро Эйр-Норт. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут: Сидней-Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф-памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай.

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. ОПРЕДЕЛЯТЬ: климатические показатели на карте, географическое положение материка. ОБЪЯСНЯТЬ: влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т.д.) размещение природных зон. ПРОГНОЗИРОВАТЬ: тенденции изменения природных объектов. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору).  ОБЪЯСНЯТЬ: связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Карты атласа, компьютер, проектор.

Цветные карандаши и К\К

К\К, карточки с заданиями, атлас, мультимедиа

Работа с картами атласа

1. Определение по карте географического положения Австралии.

2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

§31

36

Климат. Внутренние воды. Природные зоны.

1

Урок актуализации знаний и умений  

Работа с картами атласа

Стр.122-124

37

История освоения материка. Австралийский союз.

1

Урок актуализации знаний и умений  

Работа с картами атласа

Стр. 124-125

38

Путешествие по Австралии

1

Путешествие

Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

Стр.126-128

39

Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия.

1

Путешествие

Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

Стр.128-131

АНТАРКТИДА (2 часа)

40

Антарктида: образ материка

1

Исследование

Антарктида: образ материка. Выяснить  особенности географического положения. Размещение материка. Ледовый материк. Рассмотреть строение Антарктиды. Определить особенности климата. Узнать об открытие материка Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Рассмотреть растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как человеку использовать Антарктиду?»

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики. ОБЪЯСНЯТЬ: особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики. ПРОГНОЗИРОВАТЬ: тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

К\К, карандаши, магнитофон

Работа с картами атласа

Определение по карте крайних точек Антарктиды.

§33 Стр. 132-134

41

Открытие материка. Особенности природы

1

Практикум

Таблицы, трафареты материка, атлас.

Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

§33 сообщение и стр. 134-135

ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 часов)

42

Географическое положение Южной-Америки в сравнении с географическим положением Африки

1

Урок изучения нового материала

Южная Америка: образ материка. Рассмотреть  географическое положение Южной-Америки в сравнении с географическим положением Африки. Выделить крайние точки Южной Америки. Познакомиться со строением земной коры Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Рассмотреть высотную поясность Анд. Определить особенности климата Южной Америки. Рассмотреть внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Выяснить влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Рассмотреть природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля-Бунос-Айрес. Аргентина – второе по площади государство на материке. Рассмотреть особенности природы. Река Парана. Маршрут Бунос-Айрес-Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Иагуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Выяснить особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус-Анды. Амазонка – самая длинная и самая полноводная река мира. Рассмотреть уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима-Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии. ОПРЕДЕЛЯТЬ: черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки. ОПИСЫВАТЬ: географическое положение континента. ОБЪЯСНЯТЬ: влияние географического положения на особенности природы континента. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах. ОПРЕДЕЛЯТЬ: климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата. ОПИСЫВАТЬ: рельеф, климат, почвы, растительный, животный мир континента по картам. СОСТАВЛЯТЬ: «образ» природного объекта (горной страны, реки, природной зоны). ОБЪЯСНЯТЬ: особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий).

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения. ОПИСЫВАТЬ: географическое положение страны большого города. ОБЪЯСНЯТЬ: особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран.

 

трафареты материка, атлас. Линейка и калькулятор.

Заполнение таблицы, работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия.

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§34 стр. 136

43

Геологическое строение и рельеф, климат и внутренние воды Южной Америки в сравнении с Африкой

1

Урок актуализации знаний и умений  

Таблицы, мультимедиа, фломастеры,К\К.

Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§34 стр. 137-142

44

Латинская Америка в мире. Природные ресурсы и их использование. Население

1

Урок актуализации знаний и умений  

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§36

45

Маршрут Огненная Земля-Бунос-Айрес, Бунос-Айрес-Рио-де-Жанейро

1

Путешествие

Компьютер, проектор,атлас

Работа с картами атласа

§37

46

Амазония

1

Путешествие

Частично-поисковая беседа

§38

47

Бразилия

1

Путешествие

Компьютер, проектор,атлас

Частично-поисковая беседа  

§39

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (5 часов)

48

Особенности географического положения, рельеф, климатические особенности. Внутренние воды.

1

Урок изучения нового материала

Рассмотреть особенности географического положения материка. Определить основные черты природы. Выделить особенности открытия и освоения территории. Рассмотреть деление материка на природные , природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определить географические различия в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Выяснить влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: имена путешественников и исследователей, элементы береговой линии. ОПРЕДЕЛЯТЬ географическое положение материка, описывать особенности береговой линии материка. ОБЪЯСНЯТЬ: влияние географического положения материка на его природу. ОПРЕДЕЛЯТЬ: климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон. ОПИСЫВАТЬ: природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америки в целом. СОСТАВЛЯТЬ «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.). ОБЪЯСНЯТЬ: особенности рельефа Северной и Южной Америки в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом  поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека.

Атлас, К\К, цветные карандаши,компьютер,проектор.

Фронтальный опрос. Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Чтение климатических диаграмм. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки

§40

49

Англо-Саксонская Америка

1

Урок актуализации знаний и умений  

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

§41-42

50

Маршрут Лос-Анджелес – Сан-Франциско –

1

Путешествие

Работа с картами атласа

§43-Стр.176-177

51

Маршрут Сан-Франциско - Чикаго. Чикаго – Нью-Йорк

1

Путешествие

Работа с контурной картой. Групповая работа. Фронтальная беседа.

Стр.177-179

52

Соединенные штаты Америки

1

Урок актуализации знаний и умений  

Раздаточные карточки с заданиями. Карты атласа.

Составление таблицы. Групповая работа. Фронтальная беседа.

§44

                        ЕВРАЗИЯ (11 ЧАСОВ)

53

Особенности географического положения. Геологическое строение и рельеф Евразии.

1

Урок изучения нового материала.

Евразия: образ материка. Рассмотреть особенности географического положения. Определить крайние точки, размеры материка. Рассмотреть  строение земной коры и рельефа Евразии. Выяснить влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Проанализировать стихийные природные явления на территории Евразии. Установить особенности климата. Рассмотреть влияние рельефа на климат материка. Выяснить различие климата западных и восточных побережий материка. Рассмотреть крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Определить географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения Европы. Европейцы. Городское и сельское население. Рассмотреть образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон – Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия. Испания – средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: Проанализировать особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам – Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия, Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм – Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница. Маршрут Мессина – Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия: визитная карточка, место на карте, место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция: визитная карточка, место на карте, место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания: визитная карточка, место на карте, место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Рассмотреть географическое положение и особенности природы региона. Население. Выделить крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Рассмотреть многообразие природных ресурсов. Познакомиться с высокоразвитыми странами  Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут Мертвое море – пролив Босфор. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим – центр трех религий. Маршрут Мертвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города – Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент – Катманду. Тянь – шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса – религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду – Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок – «Венеция Востока». Маршрут Бангкок – Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай – многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай – Владивосток. Япония – крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай: визитная карточка страны, место на карте, место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия: визитная карточка страны, место на карте, место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: имена путешественников и исследователей континента, территории, исследованные ими элементы береговой линии материка; ОПРЕДЕЛЯТЬ: географическое положение материка, ОПИСЫВАТЬ особенности географического положения в сравнении с другими материками; ОБЪЯСНЯТЬ: роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности

Атлас, К\К, цветные карандаши,компьютер,проектор.

Климатические карты, компьютер, проектор.

Вводная беседа. Составление по карте маршрутов путешествий.

Определение географических координат, протяженностью материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Чтение климатических диаграмм. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. Характеристика речной системы. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон.

§45

54

Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка.

1

Путешествие

Работа с контурной картой, географический диктант

§46

55

Крупнейшие реки  и озера материка. Природные зоны.

1

Урок актуализации знаний и умений

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; ОПРЕДЕЛЯТЬ климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; ОПИСЫВАТЬ: географическое положение крупных форм рельефа; рельеф, климат отдельных территорий реки (по выбору); ОБЪЯСНЯТЬ особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние.

Атласы, К\К, цветные карандаши. Таблицы.

Работа с картами атласа

Стр.190-191

56

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Таблицы, атласы, карточки с заданиями. Макеты государств.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

§47

57

Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров

1

Урок актуализации знаний и умений

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; ОПРЕДЕЛЯТЬ: особенности размещения природных зон; ОПИСЫВАТЬ: географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); ОБЪЯСНЯТЬ: причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях.

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

§48 Стр.196-197

58

Маршрут Лиссабон - Мадрид

1

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Стр. 197 - 198

59

Маршрут Амстердам - Стокгольм

1

Урок актуализации знаний и умений

Компьютер и проектор. Карты атласа

Работа с картами атласа. Подготовка сообщений на тему, написание рекламного ролика «Приглашение в страну». Работа с картами атласа, сообщения

Описание географического положения страны по политической карте

Стр. 199-201

60

Маршрут Стокгольм - Севастополь

1

Урок актуализации знаний и умений

УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ: большинство стран континента,  их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства,  виды хозяйственной деятельности населения. ОПРЕДЕЛЯТЬ: географическое положение каждой из изучаемых стран  Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; ОПИСЫВАТЬ: географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов, страну в целом (по выбору); ОБЪЯСНЯТЬ: особенности размещения населения, природные различия на территории страны,  своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны.

Карты, мультимедиа.

§49 Стр.202-203

61

Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Маршрут Мессина - Стамбул

1

Урок актуализации знаний и умений

Стр.203-205

62

Германия. Франция. Великобритания.

1

Урок актуализации знаний и умений

Компьютер и проектор. Карты атласа

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран.

§50 -52 Стр. 206-стр. 217

63

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население.

1

Урок актуализации знаний и умений

Компьютер и проектор. Карты атласа. К\К, цветные карандаши.

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§53

64

Путешествие по Азии.

1

Путешествие

Работа с картами атласа. Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира» написание рекламного ролика «Приглашение в страну»

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран.

§54

65

Путешествие по Азии.

1

Путешествие

§55

66

Япония, Китай, Индия

1

Урок актуализации знаний и умений

Компьютер и проектор. Карты атласа. К\К, цветные карандаши

Работа с картами атласа. Написание рекламного ролика «Приглашение в страну»

§56 -57

Стр. 232-239

67

Россия в мире

1

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление атласа. Индивидуальная работа оп заполнению контурных карт, тестирование.

Стр.

241

68

Обобщающее повторение по курсу: География материков и океанов.

1

Урок повторения и обобщения

Компьютер и проектор.

§58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...