Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с РАС
рабочая программа на тему

Мельник Лариса Александровна

Рабочая  программа коррекционных занятий,

адаптированная для обучения детей с РАС 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnyh_zanyatiy_dlya_detey_s_ras.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Приложение к адаптированной              

                                                                           основной общеобразовательной программе

начального общего образования

                     обучающихся с РАС

      приказ от 19.08.2016г № 229

Рабочая  программа коррекционных занятий,

адаптированная для обучения детей с РАС

3 класс

     

            68 часов

Составитель:

Мельник Л.А.,

Согласовано

Протокол заседания методического объединения

от 28.05.2017г  № 4

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/Е.Е.Аксенова/

Югорск

 2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка

Программа   коррекционно-развивающих  занятий  составлена для  обучающихся  

1-4-х классов (индивидуальное  обучение) на основе  программ:  

« Программа профилактики трудностей в обучении» ( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина, 2007), « Психологическое  развитие школьников  1-4 классов»,

автор: Локалова,1995 )

Цель:

Преодоление  школьниками  трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через развитие:

- познавательных процессов;

- интеллектуальных умений, основных мыслительных операций;

- пространственных представлений;

- эмоционально- волевой сферы.

  Задачи:

1. Повысить уровень знаний  школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях.

2. Повысить уровень мотивации учебной деятельности, общеучебных умений и навыков.

3. Способствовать  развитию  познавательных  процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.

4.Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.

5. Учить школьников устанавливать разные виды связей и отношений между понятиями: отношения противоположности,  рядоположности,  антонимии, синонимии, функциональности, общего и конкретного, целого и части.

6. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Ведущая технология,  её цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология  коррекционно- развивающего обучения, которая предусматривает:

- развитие  достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей действительности;

- развитие понятийного мышления;

-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;

- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

 познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и контроля, рефлексии;

- развитие познавательных процессов

Ожидаемый  результат:

повышение уровня развития:

- восприятия устной и письменной  информации;

- смысловой памяти, воображения;

- устойчивости, концентрации, объёма  внимания;

- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

- приобретение  обучающимися  навыков самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;

- адекватная самооценка своих возможностей.

Основные методы работы на уроке - методы обучения в группе:

1. Беседа.

2. Обучающая игра.

3. Мозговой штурм.

4.Метод проблемного изложения.

5. Метод диагностики.

6. Метод опроса и анкетирования.

Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальная;

    Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом,  система представленных на занятиях   задач и упражнений, позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений

Краткая психолого-педагогическая характеристика на детей с ОВЗ

Дети с нарушениями в общении (аутисты) любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает уход в себя либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения пустякам, которые так важны для аутичного ребенка.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. 

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей учащегося.

4. Принцип «спирали» -  через каждые 7 занятий задания повторяются;

5. Наращивание темпа выполнения заданий;

6. Смена разных видов деятельности.  

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения уроков.

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование тем

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Память

17

- использовать разные способы и приёмы  запоминания информации, текста, стихотворения;

- произвольно управлять своей  памятью;

- использовать приёмы запоминания  в учебной  и вне учебной деятельности.

- упражнения на развитие памяти

2.

Внимание.

17

- произвольно управлять своим вниманием;

- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;

- упражнения на развития внимания

3.

Мышление

17

- обобщать предметы и понятия  по разным  признакам, параметрам;

- исключать  предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);

- классифицировать предметы, понятия  по признакам;

- устанавливать связи по аналогии;

- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;

- выделять главное и второстепенное;

- находить существенные признаки  предмета;

- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида- рода

-находить  сходства и различия;

- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение;

- уметь работать с текстом;

- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.

4.

Практическая деятельность

17

- определение особенностей своей памяти, внимания;

- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;

- обобщение, исключение, классификация предметов по разным признакам;

- установление разных связей и отношений между  словами;

- выдвижение  версий, гипотез, аргументация своего мнения;

- работа с текстом;

Планируемый   результат:

повышение уровня развития:

- восприятия устной и письменной  информации;

- смысловой памяти, воображения;

- устойчивости, концентрации, объёма  внимания;

- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

- приобретение  обучающимися  навыков самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;

- адекватная самооценка своих возможностей.

Календарно- тематическое планирование

п / п

Кол-во часов

Наименование тем

Дата проведения

Скорректированная дата

1

2

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

5.09

6.09

2

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

12.09

13.09

3

2

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

19.09

20.09

4

2

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

26.09

27.09

5

2

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

3.10

4.10

6

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10.10

11.10

7

2

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

17.10

18.10

8

2

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

24.10

25.10

9

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

7.11

8.11

10

2

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

14.11

15.11

11

2

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

21.11

22.11

12

2

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

28.11

29.11

13

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

5.12

6.12

14

2

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

12.12

13.12

15

2

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

19.12

20.12

16

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

26.12

27.12

17

2

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

10.01

16.01

18

2

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

17.01

23.01

19

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24.01

30.01

20

2

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

31.01

6.02

21

2

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

7.02

13.02

22

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

14.02

20.02

23

2

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

21.02

27.02

24

2

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

28.02

6.03

25

2

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

7.03

13.03

26

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

14.03

20.03

27

2

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

21.03

3.04

28

2

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

4.04

10.04

29

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

11.04

17.04

30

2

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

18.04

24.04

31

2

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

25.04

2.05

32

2

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

8.05

15.05

33

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16.05

22.05

34

2

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

23.05

25.05

Учебно-методический комплекс

УМК учителя

 Пособие  по  профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-12 лет ( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина,2007 г.),

« 120 уроков психологического развития школьников»

( автор: Н.П. Локалова,1995).

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2005.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике. - СПб., 2002.
  3. Локалова Н.П.  Психологического развития школьников

М.: Луч 1995.

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
  2.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
  3. Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
  4.  Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Локалова Н.П. 120  уроков  психологического развития школьников  \/-\/| классов.-М.: Луч, 1995. 

2 .Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

3. Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.

4.Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.-М.,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных (коррекционных) педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ для успешного освоения АОП

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педаг...

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...

Коррекционное занятие. Конспект речевой конференции "Дети войны" 26.04.2017г.

Речевая конференция "Дети войны" 26 апреля 2017 года в 3«Б» классе под руководством учителей – дефектологов Кузиной Е.А., Черновой Н. В., Черновой Е. С., Виленской О. В. со...

Использование в коррекционных занятиях адаптированного балансира Белгау

Адаптация балансира Белгау под особенности детей с ЗПР. Комплекс упражнений для занятий на балансире для детей с ЗПР. Последовательность обучения ребенка работе с балансиром....

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с РАС «Коррекционные занятия» 5 год обучения.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с РАС. В последнее время наблюдает...