Использование в коррекционных занятиях адаптированного балансира Белгау
методическая разработка на тему

Павленко Венера Исмагиловна

Адаптация балансира Белгау под особенности детей с ЗПР. Комплекс упражнений для занятий на балансире для детей с ЗПР. Последовательность обучения ребенка работе с балансиром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Меня зовут Павленко Венера. Я учитель-дефектолог. Высшее образование по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология». МПГУ. Имею  более двадцати дипломов и сертификатов о повышении квалификации, овладении различными методологиями, методиками, техническими средствами и приемами в области профессиональной  деятельности. Педагогический стаж более 25 лет. Опыт в практической дефектологии, более 12 лет.

Представляю вам свою авторскую разработку: «Адаптация балансира Белгау для коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР». 

                 1. Нейрофизиологические основы метода:

- Основная идея методики – обучение детей при помощи стимуляции мозжечковой деятельности;

- Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве.  Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.

- Именно этот фактор использует балансир Белгау. Стоя на нем и пытаясь удержать равновесие, ребенок подсознательно активирует зоны коры головного мозга, ответственные за восприятие, память и внимание

                   2. Адаптация метода:

- Дети с ЗПР характеризуются слабостью возбуждения, концентрации и торможения психических процессов. И как следствие, рассеянным вниманием, фрагментарной восприимчивостью, слабостью волевого сосредоточения на объекте или действии. Ситуация усугубляется нарушениями эмоциональной стабильности и интеллектуальной недостаточности. Им трудно сосредоточиться над выполнением какого либо задания.

- Как показала практика, использование классического балансира Белгау, крайне затруднительно, а в ряде случаев, невозможно. Незрелость пространственных представлений и реакций детей с ЗПР, приводит к проблемам двигательной координации. Анализ практических занятий позволил провести модернизацию балансира Белгау, под особенности детей с ЗПР.

- Адаптированный балансир успешно применяется по тем же методикам, что и обычный. По мере развития координационных способностей детей, ограничители качения монтируются на рейлинги все ближе к центру, увеличивая угол отклонения. В последующем – убираются полностью. Помимо прочего, специальная поверхность массирует и укрепляет подошвы стоп ребенка и стимулирует кровообращение.

               3. Применение адаптированной методики:

А) Подготовительный этап:

- для занятий нам понадобятся: балансир; мячики, либо шарики на резинке (подвешивать); предметы для сбивания (кегли, кубики);  мишенные предметы (кольца, круги, сачки).

- ознакомление ребенка с балансиром и требуемыми от него действиями: (ограничители в положении минимального качения) научить ребенка становиться на балансир и выбирать положение равновесия; показать ребенку варианты размещения стоп и научить изменять положение стоп; научить становиться на балансир в продольной и поперечной оси качения; тренировать ребенка удерживать как статическое, так и динамическое равновесие.

- первые занятия: выработать у ребенка устойчивое статическое и динамическое равновесие, постепенно увеличивая угол качения до максимального.

Б) Основной этап:

Простые упражнения:


1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

А) Обе руки в одну сторону
В) Обе руки в разные стороны
С) По очереди в одну сторону.
Д) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
А) Обе руки положить на грудь
В) Поднять руки над головой
С) Прямые руки в сторону
Д) Нагнуться, достать пальцы ног
Е) Любые танцевальные движения.

Коррекционно – развивающие занятия:

- Содержание упражнений: Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками. Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно. Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками. Мишень. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель. Отбивание мячика на резинке от наклонной доски. Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.  Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку.

- Содержание занятий: стоя на балансире у магнитной доски, ребенок раскрашивает контурные картинки (как пальцами, так и карандашами и кисточкой); выкладывает магнитные мозаики по заданию; производит счетные математические действия; работает с буквами и цифрами.

 - Физические упражнения усложняются совмещением с дыхательными (действие ребенок сопровождает звуками).

- Занятия начинаются с 3 лет. Периодичность – не менее 3-4 занятий в неделю. Продолжительность 10 – 20 минут. При овладении детьми первичными навыками, можно проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия.

Противопоказания:

- Применение методики противопоказано детям с эпи-синдромом.

Меры безопасности:

- Адаптированный балансир является травмобезопасным предметом. Он имеет скругленные углы и противоскользящее покрытие. Тем не менее, как любые динамические занятия, он требует соблюдения определенных мер предосторожности: желательно проводить занятия на нескользящем покрытии; оптимальный вариант – коврелиновое либо прорезиненное покрытие; на этапе обучения необходимо находиться как можно ближе к ребенку, подстраховывая его; в непосредственной близости не должно быть других детей.

       Использование данной методики в группе ЗПР «Золушка», показало хорошую положительную динамику в усвоении детьми учебного материала. Развитии моторики, высших психических функций. Положительно сказалась на коррекции психо-эмоционального состояния детей. Учитывая, что данная адаптированная методика в группе ЗПР используется впервые, с систематизированными результатами можно будет ознакомиться через 2-3 месяца.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность.Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность. Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мо...

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с РАС

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с РАС 3 класс...

Адаптированная программа для детей с ОВЗ с НОДА Коррекционные занятия 2 класс.

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА) расширились и уточнились. Выявление и накопление новых фактов с...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...