Проект по театрализованной деятельности в группах компенсирующей направленности «В гостях у сказки Кот, петух и лиса».
учебно-методический материал на тему

Юрина Ольга Михайловна

Проект  по театрализованной деятельности

в группах компенсирующей направленности

«В гостях у сказки Кот, петух и лиса».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №102».

                                     

Проект  по театрализованной деятельности

в группах компенсирующей направленности

«В гостях у сказки Кот, петух и лиса».

Учитель-дефектолог

Юрина О.М.

                                     

                   

         

г. Оренбург. 2018

«Упорство и победа,

Желание и творчество –

Вот главные этапы

В работе дефектолога»

Тема проекта:  «Играем в сказку «Кот, петух и лиса».

 Автор – составитель: Юрина О.М. учитель – дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №102.

Вид проекта: творческий, ролевой - игровой, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 1 месяц

Участники проекта: дети, дефектолог, воспитатели, родители.

Интеграция: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая деятельность.

Актуальность.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия – интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике,  поз, движений.

В сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется  по следующим направлениям.

Активность:  от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо - ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

Эмоциональность: от эмоционального заражения  образами сказки – через адекватное  эмоциональное  отреагирование  собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивной.

Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых  сообщений в игре – драматизации.

Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Сказкотерапия  представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Важна мотивация участников. Я должна найти адекватный способ включения  детей в сказкотерапию. Образный текст, частушки,  небылицы не нашли в детях отклик, а вот  рассматривание  иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях

Быстро включил детей в сказку. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру, могут и до конца игры не включиться, огораживают себя (обнимая за плечи), что-то пошло не так, на предворительных занятиях ребенок принимал активное участие в сказке. Отвечал на все вопросы, играл роль всех героев сказки и один из всех участников первый рассказ конец сказки.

С учетом индивидуальных способностей детей следует начинать сказку с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того , при повторной  встрече со сказкой детиям легче сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Во время сказки также уделять внимание двигательной активности детей. По окончании сказки расспрашиваю  детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Сказку провожу по подгруппам. Состав каждой группы не более 6-7 детей. Как показывает опыт, именно в малой подгруппе эффект  сказкотерапии положителен и особенно ярок. Сказкотерапию провожу один раз в неделю по пятницам не более 30 минут.

Цели проекта:

Приобщать к сказкам посредством различных видов театра.

Формирование у детей интереса к игре – драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств – детей дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности.

Содействовать гармонии отношений между детьми и взрослыми.

Продолжать  развивать умение вежливого обращения друг- другу.

Формировать умение детей  понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Развивать  умение анализировать  хорошие и плохие поступки.

Задачи проекта:

- обучение детей вместе со взрослыми пересказывать сказку «Кот, петух , лиса»

- учить детей соотносить эмоциональные проявления с ситуацией, учить выражать эмоции в мимике;

- развивать внимание к своим  эмоциональным ощущениям и друг к другу;

- активизация через сюжеты сказки мышления, памяти, образного восприятия, воображения, фантазии, связной, грамотной речи;

- расширение словарного запаса:

Закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональное состояние с ними.

Оборудование: настольный театр, маски, иллюстрации, куклы.

Ход НОД:

Забегает кукла Маша и громко произносит:

«Приключения в сказку начались.

Если сказка в дверь стучится

Ты скорей ее впусти,

Потому  что сказка  - птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, а быстро отгадай-ка

Как зверек зовется? – Зайка.

Вы любите сказки?»

- Сказки бывают народными и относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда  наказывается. Ребята, вы знаете много сказок помогите мне вспомнить мою.

Я назову героев сказок,  а вы отгадаете.

Отвечайте  на вопрос,  кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок

Кто же это был?

Дети ответили.

М.Нет ребята это сказка не моя. Мишка мой самый любимый друг.

Ну, слушайте дальше.

Живал – бывал Васька. Захотелось Ваське кушать: Рыбки хочу, молока хочу.

Пошел Васька на речку рыбу ловить. Пришел на речку, забросил удочку.

Замутилась речка, зашипела. Тянет – потянет Васька и выдернет  рыбу. Не хвост, а хвостище;  не глаза, а глазище; не рыба, а рыбища.

Замурлыкал Васька: « Мур,  Мур».

Д. Кот Васька.

М. Ура! Молодцы. В моей сказке есть кот.

М. Слушайте дальше. Рыжая,  хитрая, кур в сарае крадет.

Д. Лиса.

М. Молодцы ребята, вы узнали мою сказку,  и я вас приглашаю послушать сказку «Кот, петух, лиса».

Ребята пошли с Машей в лес.

На опушке стояли два дома. В одном жили кот и петух. А дальше по тропинке жила лиса.

Дидактическая игра «Закончи предложения»

Д. Жили -  были в лесной избушке кот и петушок.

Каждое утро уходил кот на охоту, а петушок оставался дома. Петушок поет песенку и убирает избушку и сидит у окна и ждет кота.

Ребята поют песенку петушка.

- Кто услышал песенку петушка?

- Лиса. А лиса, какая?

Д. Хитрая, рыжая, обманщица.

Каким был петушок?

Д. Добрый, доверчивый, трудолюбивый.

Что сделала лиса, когда услышала песенку петушка? Как она его украла.

Дети поют песенку Петя, Петя петушок

Дети изображают повадки лисы. Почему  петушок поверил лисе? Лиса  ласково

обращалась к петушку.

Дидактическая игра «Ласковые слова».

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг

 И справа друг  и слева друг

Вместе  за руки возьмемся,

И друг – другу улыбнемся.

Друг – другу говорим ласковые слова. М. Ребята, я слышу чей – то крик. Это петушок зовет кота на помощь. Утащила лиса нашего петушка.

Кто услышал крики петушка? – Кот.

Какой был кот в этой сказке?

Смелый, храбрый, отважный! Кот постоянно догонял лису и отбирал петушка.

Д. Сколько раз лиса приходила за Петушком?

На третий раз, кот ушел далеко и не слышал петушка.

Пришел  домой, и ему стало страшно и грустно.     Дети изображают на лице грустные, боязливые эмоции.

Д. Кот пошел по тропинке к норке в которой жила лиса. Ласково, нежно и красиво запел.

Лиса пекла блины и попросила петушка посмотреть,  кто там хорошо поет.

Петушок выглянул, котик забрал петуха и унес домой.

 Спасибо ребята, что вы были со мной в сказке. Сказка не отпускает нас домой.

Заяц принес морковку с листочком. Артем прочти что написано.

Угадайте сказку и покажите иллюстрации.

Гуси,  яблоня, речка, печка. (Гуси – лебеди)

Щука, ведра, печь, царевна (По – щучьему велению)

Дед, заяц, медведь, лиса, песенка (Колобок)

Лиса, избушка, заяц, петух.  (Заюшкина  избушка)

Нам пора домой, в группу. Ребята, нам лиса передала угощение, мы ей очень понравились. И она нас пригласила в сказку Лисичка сестричка и серый волк.

Прощаясь, мы  до свидания  друг – другу говорим.

Маша запела. Приглашая детей следовать за солнечным зайчиком.

В заключении  с детьми обобщили пройденную тему. Нарисовали лесную полянку пальчиками. Обсудили поведение детей во время занятия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»

Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ В.СУТЕЕВА» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Использование театрализованной деятельности по теме «Сказки Владимира  Сутеева» как средство  коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.В большинстве случа...

Технологическая карта построения индивидуального коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности «В гости осень к нам пришла»

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы индивидуального занятия с ребёнком средней группы....

ИТОГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в группе компенсирующей направленности детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня «В гостях у царицы Грамматики»

Конспект итоговой образовательной деятельности  в группе компенсирующей  направленности  детей  седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня «В ...

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...