«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
материал на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Аннотация: автор, анализируя собственный опыт работы в сельской школе, раскрывает возможности урочного и внеурочного пространства образовательного учреждения и называет наиболее эффективные приёмы и методы работы для формирования читательского интереса современного подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_deyatelnost.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 81

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Ключевые слова: воспитание высоконравственной личности, модернизация литературного образования, внеурочная воспитательная работа, воспитать читательскую культуру.

Аннотация: автор, анализируя собственный опыт работы в сельской школе, раскрывает возможности урочного и внеурочного пространства образовательного учреждения и называет наиболее эффективные приёмы и методы работы для формирования читательского интереса современного подростка.

"DEVELOPING READING ACTIVITIES OF TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS»

Victoria Kalina Gennad'evna

Key words: education of a highly moral personality, modernization of literary education, extracurricular educational work, to raise the reader's culture.

Annotation: the author, analyzing her own experience at the village school, uncovers opportunities of lessons and after lessons school space and calls the most effective techniques and working methods to generate reader's interest of modern teenager.

В течение ряда лет словесники и библиотекари наблюдают следующую картину: абсолютное большинство подростков читает только программный материал, да и то под руководством взрослых. А ведь ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно поменялись.

Современные дети – это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете. Гаджеты заменили им общение с самым верным другом – книгой. Утеряна традиция семейного чтения, весь домашний досуг сводится к просмотру телевизионных передач. Компьютерные технологии, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к парадоксу. Их внедрения создают проблемы детского и юношеского чтения. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать – эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов и самих родителей. 

Современные требования, определяемые Стандартом 2004 года по сравнению с предыдущими документами, расширяет круг требований, связанных с изучением художественного текста. Сохранены содержательные линии литературного образования:

Первая линия – круг чтения. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – литературные произведения, предназначенные для обязательного чтения. 

Вторая линия - теория литературы. Значительно расширен круг обязательных для изучения теоретических понятий: художественный образ, содержание и форма, историко-литературный процесс, литературные направления и течения, основные факты жизни и творчества русский писателей, литературные роды и жанры, авторская позиция и другие.

Третья линия – развитие устной и письменной речи учащихся. Сохранены основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное и выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, определение рода и жанра, анализ и другие.

Четвертая линия – историко-литературные сведения. В соответствии к требованиям к уровню подготовки выпускников в результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать и понимать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателя, теоретико-литературные понятия. Уметь воспроизводить и анализировать содержание литературного произведения.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы, позволяющий решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Поэтому основной формой урочной деятельности в курсе становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная – учеников и учителя – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения.

В организованной, таким образом, работе учащиеся учатся слышать друг друга, размышлять над высказыванием другого, углублять свою мысль в диалоге с другим. Подобная деятельность предполагает ценность каждого члена учебного сообщества. Школьники учатся сотрудничать и узнают ценность сотрудничества, необходимость и ценность другого собеседника (ровесника и взрослого), несущего иной взгляд, иную логику, но этим и интересного, важного.

Но для полноценного нравственно-эстетического развития личности подростка и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, так как литературное обучение и читательское развитие школьников - процессы, во многом не пересекающиеся. Его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Чтобы привить детям любовь к книгам и самостоятельному чтению, необходимо возродить традиции семейного чтения, найти для учеников книги, отвечающие его потребностям и интересам. Для этого можно проводить читательские конференции, интегрированные уроки, творческие мастерские, развивать интерес к литературе через посещение библиотек и театральных постановок, в каникулярное время проводить литературные КВНы и читательские посиделки.  

Система внеурочной деятельности помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, чтение как вид деятельности становится престижным для детей и родителей, участники внеурочных мероприятий становятся более успешны в учебной деятельности, потому что чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи.  

И ещё один важный момент. Современная школа работает в условиях кабинетной системы. Предметный кабинет - не только место проведения уроков, хранилище необходимых учебных пособий, средств наглядности и ТСО. Кабинет литературы в школе полифункционален, и его назначение - помогать оптимальной организации урока и всего учебного процесса, информировать о литературных событиях и юбилейных датах, готовить внеурочную работу по предмету и подводить ее итоги, давать импульс литературному творчеству школьников, их читательскому общению.

Необходимо умело и грамотно оформлять кабинет литературы материалами, активизирующими читательскую деятельность, использовать традиционные для школы стенды, а также стенды, организующие и направляющие внеклассное самостоятельное чтение подростков.

Педагогическая практика сегодня, впрочем, как и много лет назад, одним из плодотворных путей воспитания культурного человека считает работу по формированию творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной, духовной деятельности освоенных социальных, нравственных знаний, идеалов, раскрываемых в произведениях литературы.  К сожалению, школа сегодня остается единственным оплотом нравственности, где с детьми говорят о добре и зле, вере и безверии, равнодушии и отзывчивости, чести и бесчестии. В семьях об этом почти не говорят с детьми, потому что родители заняты материальными вопросами. Поэтому у учителя литературы в этом смысле – особая миссия.

Список литературы:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 11-м классе: Практическая методика: В 2 кн. М.: Просвещение,2004. 285 с., 272 с.
  2. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001г.- 19с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе

Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья   школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Формирование качеств личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность

«Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно-воспитательную деятельность»....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе

Из опыта работы в 6 классе.Формирование читательской деятельности на уроках литературы!Выствпление на учительской конференции...

Статья "Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе"

Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе...