Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
рабочая программа на тему

Тимошенкова Людмила Ивановна

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат»

Утверждаю

Директор ___________Т.В.Дудкина

«___»___________2018 г.

Рабочая программа

 «Художественно-эстетическое развитие

детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Составила: Тимошенкова

Людмила Ивановна,

воспитатель высшей категории

Калачинск, 2018

Содержание

    Пояснительная записка                                                                                                                                             

3-4

  1. Целевой раздел

1.1. Индивидуальные особенности развития контингента детей

4-5

1.2. Актуальность разработки Программы

5-6

1.3. Цели и задачи деятельности

6

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

7-8

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

8-9

    2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность с учетом основной образовательной программы дошкольного коррекционного образования. Общая характеристика раздела «Формирование деятельности»

10-13

2.2. Мониторинг освоения рабочей программы по учебным курсам

13

2.3. Организация образовательного процесса в дошкольной группе с нарушением интеллекта

(3 год обучения)

14

2.4. Календарно-тематический план по учебному курсу «Лепка» - 36 часов

15-22

2.5. Календарно-тематический план по учебному курсу «Рисование» - 36 часов

22-25

2.6. Календарно-тематический план по учебному курсу «Ручной труд» - 36 часов

26-29

  1. Организационный раздел

  1. Перечень оборудования и дидактического материала

30

  1.  Список используемой литературы

31

Пояснительная записка

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и индивидуальных возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273 – ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155);

3. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ № 03-248 от 212.10.2010 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1049 от 5 августа 2013 года «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»;

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26;

6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

7. Устав учреждения (утверждён);

8. Положение о дошкольной группе компенсирующей направленности в КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» (2011 год);

9. Положение о рабочей программе в КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», протокол №7 от 30.08.2016 года;

10. Парциальная программа О.С. Ушаковой «Развитие речи у детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 2011 год, 2-е издание;

11. «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта» КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» название школы (2017-2018 уч. год).

Рабочая программа составлена на основе специальной Примерной программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», Москва «Просвещение», 2011 год, 4-е издание и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. 

Основу   рабочей программы составляет подбор материалов для развёрнутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», разделу «Формирование деятельности» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

        Рабочая программа направлена на развитие и совершенствование творческих способностей дошкольников и позволяет корригировать нарушения психофизических функций на основе педагогической поддержки индивидуальности ребенка (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности.

         Место данного курса в учебном плане: 

Данная рабочая программа содержит материал для детей с 5 до 6 лет с нарушением интеллекта (III год обучения), учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития, рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».  

 Рабочая программа определяет обязательный и максимальный объём учебной нагрузки воспитанников, распределяет время, отводимое на освоение учебных курсов «Лепка», «Рисование», «Ручной труд» и соответствует максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Срок реализации программы 1 год. Учебный план рабочей программы составлен по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) и включает в себя учебные курсы «Лепка», «Рисование», «Ручной труд». Программа рассчитана на 108 часов. Занятие по каждому учебному курсу предусмотрено по 1 часу в неделю (учебный год по каждому учебному курсу по 36 часов).  Продолжительность занятия 20-25 минут. Учебные занятия проводятся в первую половину дня.

Проект рабочей программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.

I раздел

1.1. Индивидуальные особенности развития контингента детей

Исследования Е. А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович и др., указывают на особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта, обусловленные структурой имеющихся у них нарушений. В дошкольном детстве предметная, изобразительная деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в целом. Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.

Детям с нарушениями интеллекта свойственен ряд особенностей их развития. Для данной категории воспитанников характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам деятельности. В силу их дефекта у них страдает развитие всех психических функций, в том числе и мышления, и воображения - основных компонентов творческих способностей. Развитие таких детей отстает от нормального. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности.

В силу того, что у детей с нарушениями интеллекта отстают в развитии психические функции, то и развитие творческих способностей будет тоже отставать. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них затруднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не возможно.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: снижение эмоциональной отзывчивости, способности к подражанию, слабая реакция на новое. Ребёнок практически не стремится к самостоятельности и остаётся индифферентным к своим достижениям. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.

Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном её разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.

Для умственно отсталого ребёнка создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

Возрастные психологические особенности дошкольников 5 – 6 лет с нарушением интеллекта

  • Мышление носит наглядно-образный характер;
  • Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • Речь находится в стадии формирования;
  • Ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

1.2. Актуальность разработки Программы

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного воспитания и умственного развития дошкольников, имеющими интеллектуальные проблемы.

Актуальность проблемы художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка, одно из приоритетных направлений деятельности ОУ.

В коррекционно – педагогической системе воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию, лепке и ручному труду. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи детей и тем, что при осуществлении деятельности можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, тестом, глиной, крупой, красками, карандашами, макаронами, бросовым материалом – это не только сенсорно–двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует появлению умственной и речевой активности. Этим определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска оптимальных методов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Эта проблема становится более острой в связи с увеличением количества детей данной категории, и, соответственно, возникает необходимость грамотной организации по предупреждению и преодолению у них дошкольной дезадаптации, проявляющейся в трудностях включения в образовательную деятельность, в отклонении от норм поведения.

Актуальность разработки программы обусловлено тем, что в нашей стране очень много детей с нарушениями интеллекта. Этим детям крайне сложно адаптироваться к жизни в обществе. Наше современное общество еще не готово целиком принимать этих детей. Таким образом, получается, что у ребенка с нарушением интеллекта практически нет возможности самореализации. Творчество является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление особенностей творческих способностей и творческой деятельности детей с нарушениями интеллекта и их развитие будет не маловажным аспектом в процессе обучения и воспитания. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Умственно отсталый ребенок, несомненно, нуждается в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Именно в процессе занятий продуктивной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, художественно - эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.

Итак, проанализировав данные о развитии детей с нарушениями интеллекта, выяснив все особенности их психического развития, можно сказать, что развитие творческих способностей у этих детей сильно запаздывает, а в некоторых случаях творческие способности не формируются вовсе. Развитие качеств и характеристик творческих способностей детей с нарушениями интеллекта имеет ряд особенностей:

1. творческая деятельность носит репродуктивный, воспроизводящий характер;

2. развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей, остается на более раннем уровне и не дают возможности применения творческой стороны личности в любом из видов деятельности;

3. часто дети «создают» новые образы, как им кажется, но на самом деле, эти образы являются припоминанием уже имеющихся в памяти.

1.3. Цели и задачи деятельности

Программа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель рабочей программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности старших дошкольников с нарушением интеллекта в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, ручной труд).

Задачи:

  • формировать навыки и умения работы с разнообразным материалом (бумагой, картоном, тестом, пластилином, макаронами, салфетками, крупой, бросовым и природным материалом);
  • познакомить со свойствами этих материалов;
  • развивать умение подбирать цветовую гамму;
  • расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов;
  • побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью разнообразных материалов;
  • способствовать развитию у детей с нарушением интеллекта воображения, творчества;
  • освоить различные виды художественной деятельности;
  • развивать цветовое восприятие, абстрактное мышление;
  • развивать ориентировку в пространстве при создании образа предмета;  
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать умение работать в коллективе сверстников.

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует у детей с нарушением интеллекта сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

 Средства реализации:

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством;
  • материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания;
  • ознакомление детей с творчеством;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
  • активная педагогическая деятельность.

   Методы реализации:

  • метод целостного восприятия;
  • метод убеждения;
  • метод приучения, упражнения;
  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод проблемных ситуаций;
  • методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Методы обучения:

• Словесные

• Практические

• Наглядные

• Стимулирующие

• Игровые

Формы работы:

• Индивидуальные

• Групповые

• Подгрупповые

Новизна рабочей программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник и разных материалов в процессе изготовления, необходимых для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных художественных технологий в учебных курсах.  Нетрадиционные техники оказывают ценнейшее влияние на формирование мелкой моторики руки, которая в свою очередь способствует правильной координации движений при выполнении точной работы и развитию речи, необходимость проявлять наблюдательность и воображение, стимулирует развитие мышления. Использование разнообразного материала на продуктивных занятиях позволяет каждому дошкольнику с нарушением интеллекта более полно раскрыть свои чувства и способности, освободиться от стандартов и рамок, часто называемых взрослыми.

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым, главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);

 При разработке рабочей программы учтены:

Принципы общей педагогики:

  • Единство воспитательного и образовательного процесса.
  • Научность содержания обучения.
  • Учет возрастных возможностей ребенка.
  • Доступность материала.
  • Повторяемость материала.
  • Концентричность материала.

Принципы коррекционной дошкольной педагогики:

  • Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития».
  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  • Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
  • Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
  • Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно - педагогических технологий и индивидуально - дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
  • Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
  • Принцип раннего начала коррекционно - педагогического воздействия.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» (3 год обучения)

Учебный курс «Лепка»

                      К концу третьего года обучения дети должны научиться:

  • готовить рабочее место к выполнению лепных поделок;
  • пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуками;
  • соотносить изображения и постройки с реальными предметами;
  • создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые детьми в течение года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания;
  • лепить по предварительному замыслу;                      
  • участвовать в выполнении коллективных лепных поделок;
  • рассказывать о последовательности выполнения работы;    
  • давать оценку своим работам и работам сверстников.

Учебный курс «Рисование»

                      К концу третьего года обучения дети должны научиться:

  • проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию;
  • располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, по середине), фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях;
  •  создавать по образцу декоративные рисунки с элементами народной росписи;
  • анализировать образец  создавая рисунок по образцу конструкции;
  •  закрашивать  изображение предмета по его контуру;
  • создавать  рисунки со знакомыми сюжетами;
  • давать оценку своим работам и работам сверстников.

                                                                                         Учебный курс «Ручной труд»

                            К концу третьего года обучения дети должны научиться:

  •  проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
  •  выполнять знакомые поделки из бумаги, картона и природного материала по показу, образцу, словесной инструкции;
  •  пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
  • пользоваться фартуками, нарукавниками, убирать рабочее место после завершения работы;
  •  выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, по диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей;
  • доводить начатую работу до конца;      
  • давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников.

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность с учетом основной образовательной программы дошкольного коррекционного образования

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его позитивных качеств.

С учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей дошкольного возраста по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) в программе выделен раздел «Формирование деятельности».

Общая характеристика раздела

        Раздел «Формирование деятельности»

В данном разделе рассматривается следующий подраздел:

- формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, ручной труд).

        Известно, что предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех вышеперечисленных видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

Развитие продуктивных видов деятельности — это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой — значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.

Становление изобразительной деятельности начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно:

  • развитие интереса к определенному виду деятельности
  • формирование способов обследования предметов
  • развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики

Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, ручного труда.

        Изобразительная деятельность связана с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях изобразительной деятельностью проводится специальная работа по речевому развитию детей, что, в свою очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной и продуктивных видов деятельности ребенка и делает общественно значимыми для него предметные действия, что, в свою очередь, требует нового уровня овладения самими предметными и орудийными действиями.

В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию у детей словесной регуляции деятельности.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребёнка отклонений и коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

        Содержание занятий изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, социальным развитием, тематикой занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.

        В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, ручной труд.

Содержание учебного курса «Лепка» (3 год обучения)

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

        Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.

 

Задачи обучения и воспитания учебного курса «Лепка» (3 год обучения)

  • Развивать умение детей  выполнять лепные поделки с последующим созданием сюжетов.
  • Учить детей при лепке передавать основные свойства и отношения предметов (форма-круглый, овальный; цвет-красный, жёлтый, зелёный, чёрный, коричневый; размер- большой, средний, маленький; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа).
  • Учить детей лепить предметы посуды (чашка, кастрюля, ваза) способом вдавливания и ленточным способом.
  • Учить детей подбирать яркие тона для раскрашивания поделок из глины и теста.
  • Учить детей при лепке пользоваться приёмами вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания.
  • Учить детей лепить предметы по образцу, слову и замыслу.
  • Воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.

        Учебная нагрузка по лепке составляет 36 часов год. Длительность занятия 20-25 минут.

  Содержание учебного курса «Рисование» (3 год обучения)

Данные занятия направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно – двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа её решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях выкладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремлённость. Умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создаёт основы для становления коммуникативных навыков школьников. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций – фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей.

Задачи обучения и воспитания учебного курса «Рисование» (3 год обучения)

  • Продолжать формировать у детей положительное отношение к занятиям по рисованию.
  • Создавать условия для развития самостоятельной изобразительной деятельности.
  • Учить располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, по середине), фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях.
  • Учить создавать по образцу декоративные рисунки с элементами народной росписи.
  • Учить детей анализировать образец создавая рисунок по образцу конструкции.
  • Учить детей закрашивать изображение предмета по его контуру.
  • Учить ребёнка создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений или действий, фиксируя впечатления и опыт в речевых высказываниях, планируя свою деятельность.  
  • Продолжать воспитывать оценочное отношение детей к своим работам.

        Учебная нагрузка по рисованию составляет 36 часов в год. Длительность занятия 20-25 минут.

 

Содержание учебного курса «Ручной труд» (3 год обучения)

Основной задачей воспитания детей на занятиях по ручному труду является воспитание у них эмоционально положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков и умений работы с бумагой, картоном, конструкторами, природными материалами.

В процессе занятий у детей развиваются восприятие, мышление, мелкая и общая моторика, внимание, память.Данные занятия направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности — орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков дошкольников. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций — фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей.

                                                        Задачи обучения и воспитания учебного курса «Ручной труд» (3 год обучения)

  • Развивать у детей интерес трудовой деятельности в целом, к собственным изделиям и поделкам.
  • Знакомить детей с разными материалами (бумага, картон, природные материалы) и их свойствами.
  • Учить детей работать по подражанию, образцу, словесной инструкции.
  • Учить использовать ножницы, клей, салфетки, тряпочки, кисточку для клея, клеёнку, пластилин при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.
  • Формировать умение работать аккуратно, пользоваться фартуками, нарукавниками, убирать рабочее место после завершения работы.
  • Знакомить детей с приёмами работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, по диагонали, резание бумаги, накладывание, примеривание, сгибание, отгибание, намазывание, наклеивание, склеивание частей.
  • Учить детей доводить начатую работу до конца.
  • Формировать у детей элементы самооценки.  

        Учебная нагрузка по ручному труду составляет 36 часов год. Длительность занятия 20-25 минут.

2.2. Мониторинг освоения рабочей программы по учебным курсам

         Мониторинг развития детей с нарушением интеллекта сложен, но крайне необходим. Чем раньше начинается целенаправленная работа с особым ребёнком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных отклонений развития.

Методика педагогического обследования ребёнка (3 года обучения) разработана Е.А. Екжановой,  предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития  и детской деятельности у ребёнка с умственной недостаточностью в возрасте от 5 до 6 лет. Применяемая методика, помогает определить степень развития основных качеств деятельности, овладения приёмов работы с материалами, развития конструктивных способностей, способности наблюдать, анализировать, сравнивать.

Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и видов детской деятельности (лепка, рисование, ручной труд).  Основной мониторинг освоения рабочей программы в дошкольной группе осуществляется 3 раза в год. Обследование деятельности направлено на выявление актуального уровня развития ребёнка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребёнка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.

Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих психологические новообразования и задачи обучения.

1 этап (сентябрь). Цель обследования - определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года. Делается заключение по результатам первичного психолого-педагогического обследования ребёнка.

2 этап (январь). Цель обследования - определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Фиксируются уровни сформированности основных линий развития на начало, в течении, на конец года.

3 этап (май). Цель — определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка.

После проведения диагностики, подсчитывается итоговый показатель по группе для ведения учета результатов освоения учебных курсов детьми за определённый период. 

2.3. Организация образовательного процесса в дошкольной группе с нарушением интеллекта

(3 год обучения)

Планирование образовательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС.

Непосредственно образовательная  деятельность

Образовательная область

Учебный курс

Кол-во НОД в неделю

Кол-во НОД в месяц/год

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

1 раз в неделю

4/36

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

1 раз в неделю

4/36

«Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие

Ручной труд

1 раз в неделю

4/36

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Рабочей программы по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

в группе компенсирующей направленности для старших дошкольников с нарушением интеллекта

(III год обучения)

Образовательная область

Наименование учебных курсов

Учебные занятия (количество занятий в неделю)

воспитатель

Художественно-эстетическое

развитие

Лепка

1

Рисование

1

Ручной труд

1

Объем общей учебной нагрузки

3

3

Длительность НОД не более 25 минут с элементами двигательной активности. Физминутки в течении НОД каждые 10 минут, по 2-3 минуты. Перерыв между НОД не менее 10 мин. Общее количество НОД продуктивной деятельности в неделю – 3 раза.        

  1.  Календарно-тематический план по учебному курсу «Лепка» - 36 часов

№ п/п

/

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности

воспитанников

сентябрь

1.

Диагностика

1

Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя

2.

«Мячики»

1

Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы по речевой инструкции (мячик)                      

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

3.

«Помидор»

1

Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, работая по образцу.

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

4.

«Огурец»

1

Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, работая по образцу и речевой инструкции.

Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

октябрь

5.

«Свёкла»

1

Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, используя приём оттягивания.

Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, анализ воспринимаемых объектов

6.

«Яблоко для ёжика»

1

Учить детей использовать приём вдавливания при лепке предметов круглой формы по подражанию (яблоко, яблоко для ёжика)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы

7.

«Клубничка»

1

Учить детей использовать приём вытягивания при лепке предмета круглой формы по подражанию, инструкции (клубничка)

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей деятельности: точность и аккуратность

8.

«Тарелочка»

1

Учить лепить круглую форму, раскатывая комок пластилина круговыми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами

предметно-практическая, анализ проблемных ситуаций, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

Ноябрь

9.

«Дерево с листочками» (осень)

1

Учить предавать форму путём скатывания столбика (дерево), слегка вытягивать кусочек и прищипывать пальцами (листочки)

предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

10.

«Блинчики»

1

Знакомить детей со скалкой и способами её использования по подражанию (блины)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий

11.

«Воробей»

1

Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов- изображать птиц выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост.

Продуктивная деятельность, анализ собственного эмоционального состояния, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

12.

«Зайчик»

1

Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуры животного.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, объяснение

декабрь

13.

«Синичка»

1

Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов - изображать птиц, выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность, слушание и объяснение

14.

«Снегирь»

1

Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов- изображать птиц выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать

15.

«Снеговик»

1

Учить детей лепить по подражанию предметы из 2ух частей из солёного теста

Продуктивная деятельность, с помощью педагога понимать поставленную цель, анализ проблемной ситуации, выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (памяти, мышления)

16.

«Снежинка»

1

Учить детей лепить столбики разной величины и выкладывать на плоскость в виде «снежинки» (из пластилина)

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей работы

январь

17

Промежуточная диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Оценка развития умений и навыков.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя.

18.

«Снежинка»

1

Учить детей лепить столбики разной величины и выкладывать на плоскость в виде «снежинки» (из солёного теста)

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

19.

«Новогодняя ёлочка»

1

Учить детей лепить столбики разной величины, используя приём соединения частей

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

20.

«Ёлочная игрушка»

1

Обучать приёмам лепки предметов шарообразной формы (ёлочные шарики)

Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

февраль

21.

«Колобок на пеньке»

1

Учить детей выполнять лепные поделки по замыслу, рассказывать об этапах выполнения лепной поделки (колобок на пеньке)

Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, анализ воспринимаемых объектов

22.

«Медвежонок»

1

Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуру животного. Учить детей играть со слепленными фигурами животных при драматизации сказки Л.Толстого «Три медведя»

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы

23.

«Испечём печенье»

1

Учить рассматривать отпечатки разных форм на цветном тесте по подражанию и образцу

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей деятельности: точность и аккуратность

24.

«Лисичка»

1

Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуры животного

предметно-практическая, анализ проблемных ситуаций, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

март

25.

«Заяц»

1

Учить детей лепить части предмета разной формы, соединяя их в одном предмете

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

26.

«Цыплёнок»

1

Учить детей лепить по подражанию предметы из 2-ух частей

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий

27.

«Солнышко»

1

Учить детей лепить столбики разной величины, используя приёмы соединения, сплющивания, раскатывания. Обучать приёму лепки предметов шарообразной формы

Продуктивная деятельность, анализ собственного эмоционального состояния, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

28.

«Подснежник»

1

Учить детей лепить части предмета разной формы

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, объяснение, слушание

апрель

29.

«Курочка»

1

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, наблюдение за демонстрациями педагога, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность, слушание и объяснение

30.

«Ёж и гриб»

1

Учить детей выполнять лепные поделки по замыслу, рассказывать об этапах выполнения лепной поделки

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу

31.

«Ваза с фруктами»

1

Учить детей выполнять коллективные работы

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность

32.

«Белка с орешками»

1

Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуру  животного

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы

май

33.

«Рыбки»

1

Учить детей лепить предмет овальной формы, используя приёмы соединения, раскатывания, вдавливания и сплющивания

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий

34.

«Бабочка»

1

Учить детей лепить предметы овальной и  круглой формы, используя приёмы соединения, раскатывания, вдавливания и сплющивания. Работать по речевой инструкции

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы

35.

«Радуга»

1

Учить детей раскатывать цветные столбики из цветного теста

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценка результата своей деятельности и сверстников

36.

Итоговая диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя.

  1.  Календарно-тематический план по учебному курсу «Рисование» - 36 часов

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности

воспитанников

сентябрь

1.

Диагностика

1

Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя

2.

«Осеннее дерево»

1

Продолжать учить детей  и изображать в рисунке сюжет, передавая результаты своих наблюдений

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

3.

«Ветка рябины»

1

Учить детей рисовать с натуры красками

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

4.

«Осень золотая»

1

Учить детей изображать листья, применяя способ «Монотипия»

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

октябрь

5.

«Осеннее яблоко»

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, жёлтый, зелёный)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

6.

«Фрукты в вазе»

1

Учить детей рисовать с натуры красками, используя способ «Торцевание» (паралон)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

7.

«Огурец»

1

Продолжать учить детей приёмам рисования красками

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

8.

«Гриб»

1

Учить детей анализировать образец рисунка, продолжать  учить ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность. Учить передавать в рисунках эпизоды знакомого художественного произведения

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

ноябрь

9.

«Зонтик»

1

Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

10.

«Овощ – лук»

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

11.

«Первый снег»

1

Учить детей рисовать ватными палочками снежинки

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

12.

«Узор на рукавичке»»

1

Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

декабрь

13.

«Снеговик»

1

Продолжать учить детей приёмам рисования красками, анализировать образец

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

14.

«Ёлочка»

1

Учить детей создавать изображение по замыслу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

15.

«Ёлочная игрушка» (шар)

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, синий, зелёный)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

16.

«Украсим шапку»

1

Учить создавать по образцу декоративные рисунки с разными элементами народной росписи (точки и линии)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

январь

17.

Промежуточная диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года.

Оценка развития умений и навыков.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя.

18.

«Домик»

1

Учить детей передавать в рисунке сюжет, анализировать образец рисунка,  ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

19.

«Кораблик»

1

 Продолжать учить детей передавать в рисунке сюжет, располагая рисунок в соответствии с речевой инструкцией взрослого

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

20.

«Морковь»

1

Учить передавать в рисунке с натуры основные внешние признаки овоща

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

февраль

21.

«Виноград»

1

Учить передавать в рисунке с натуры основные внешние признаки фрукта, используя способ «Торцевания»

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

22.

«Грузовик»

1

Учить детей  способу обследования предмета, предназначенного для изображения

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

23.

«Ракета»

1

 Продолжать учить детей   правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

24.

«Цветок для мамы»

1

Учить детей создавать изображения по замыслу, продолжать повышать самостоятельность при словесной оценке рисунка

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

март

25.

«Божья коровка»

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

26.

«Бабочка»

1

 Продолжать учить  приёмам раскрашивания фломастерами, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

27.

«Овощ – помидор»

1

Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

28.

«Шарики»

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, синий, зелёный)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

апрель

29.

«Цыплёнок»

1

Учить детей рисовать пальчиками изображение цыплёнка

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

30.

«Коврик для котёнка»

1

 Учить создавать по образцу декоративный рисунок с элементами народной росписи, рисовать точки и линии, создавать выразительный узор на бумаге

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

31.

«Колобок катился по дорожке»

1

Учить детей рисовать с натуры карандашами

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

32.

«Божья коровка»

1

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

май

33.

«Берёзка»

1

Учить детей создавать коллективные изображения

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

34.

«Барыня»

1

Учить детей раскрашивать силуэты людей по мотивам дымковской игрушки

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

35.

«Одуванчик»

1

Продолжать учить детей способу рисования пальчиком

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

36.

Итоговая диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя.

2.6. Календарно-тематический план по учебному курсу «Ручной труд» - 36 часов

№ п

/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности

воспитанников

сентябрь

1.

Диагностика

1

Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя

2.

«Узор из листьев»

1

Воспитывать  у детей интерес к работе с бумагой и природным материалом. Знакомить с организацией рабочего места для занятий ручным трудом

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации

3.

«Ваза с яблоком»

1

Знакомить детей с бумагой и её свойствами. Учить детей складывать пополам бумагу различной формы (треугольник, круг)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание

4.

«Гроздь рябины»

1

Воспитывать у детей интерес к работе с салфетными комочками.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемого объекта

октябрь

5.

«Ёжик из листьев»

1

Учить работать детей с природным материалом по образцу. Формировать умение работать аккуратно, пользоваться фартуком и нарукавниками

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий по инструкции педагога

6.

«Морковь»

1

Знакомить детей с бумагой и её свойством – рвать. Учить детей наклеивать детали на бумажную основу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение задания по образцу

7.

«Зонтик»

1

Учить детей наклеивать части на картон. Учить детей убирать рабочее место после завершения работы

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

8.

«Гриб»

1

Учить работать детей с природным материалом по подражанию

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы

ноябрь

9.

«Воздушные шарики»

1

Учить детей наклеивать детали, заканчивать поделку дорисовыванием деталей. Учить детей пользоваться ножницами

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценивать результат своей деятельности

10.

«Чашка»

1

Продолжаем учить  детей работать  с бумагой и её свойством – рвать, наклеивать детали на бумажную основу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемого объекта

11.

«Шапочка» (крупа)

1

Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать  форму круга (маленький)   полукруга (большой), используя дополнительный материал (крупу)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание

12.

«Рукавички»

1

Продолжаем учить  детей работать  с цвет.бумагой, аккуратно наклеивать детали, дополнить  поделку орнаментом  (макароны)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение упражнений на развитие познавательной сферы

декабрь

13.

«Грузовая машина»

1

Учить детей выполнять поделки из картонных коробков по показу и образцу (бросовый материал)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, наблюдение за демонстрацией педагога

14.

«Снеговик»

1

Продолжаем учить  детей работать  с крупой.

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, подбирать необходимые инструменты

15.

«Ёлочка»

1

Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать  форму треугольника (разные по величине)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценить результат своей работы

16.

«Снежинка»

1

Учить детей наносить крупу (манку) по контуру изображения снежинки

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценить результат своей работы

январь

17.

Промежуточная диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Оценка развития умений и навыков.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя.

18.

«Цыплёнок»

1

Учить детей выполнять цыплёнка из картонной коробки (бросовый материал) по показу и образцу, дополняя модель деталями из цвет.бумаги

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий по инструкции педагога

19.

«Домик»

1

Продолжаем учить детей работать  с цветной бумагой, складывать пополам бумагу разной формы (квадрат, треугольник). Продолжать учить детей пользоваться ножницами  

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации

20.

«Ракета»

1

Учить детей аккуратно наклеивать разные по величине части на основу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание

февраль

21.

«Цветок для мамы»

1

Продолжать учить детей наклеивать салфетные комочки, заканчивать поделку дорисовыванием деталей

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемых объектов

22.

«Улитка»

1

Учить детей выполнять поделку из крупы. Воспитывать умение работать аккуратно и доводить начатое дело до конца

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ работы сверстниками

23.

«Одуванчик»

1

Учить детей пользоваться ножницами: надрезать бумагу серединой лезвия, аккуратно скручивать бумажную ленту

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

24.

«Мячик»

1

Учить детей аккуратно  наклеивать  нитки на деталь мяча

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, наблюдение  за демонстрациями педагога

март

25.

«Мимоза»

1

Продолжать учить детей наклеивать салфетные комочки, дополнить поделку орнаментом  (дорисовыванием)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу

26.

«Бабочка»

1

Продолжаем учить детей работать  с бумагой и её свойством – рвать, наклеивать детали на бумажную основу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, с помощью педагога понимать поставленную цель

27.

«Роза»

1

Учить детей выполнять розу из макарон.

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, планирование предстоящей практической деятельности

28.

«Цветочная поляна»

1

Учить детей пользоваться ножницами: надрезать бумагу серединой лезвия, равномерно сжимая и разжимая лезвия ножниц (травка)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

апрель

29.

«Лягушонок»

1

Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать  форму   полукруга, аккуратно  наклеивать  детали

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

30.

«Рыбка»

1

Продолжаем учить  детей наносить крупу на клей

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценивать результат своей работы

31.

«Божья коровка»

1

Продолжаем учить  детей наклеивать нитки на картон

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

32.

«Уточка»

1

Учить детей выполнять фигурку уточки из шишек, используя дополнительный пластилин

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога

май

33.

«Ромашка»

1

Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать форму овала и наклеивать деталь на основу

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации

34.

«Чайник»

1

Продолжаем учить  детей работать  с цветной бумагой, аккуратно наклеивать детали, дополнить  поделку орнаментом  (дорисовыванием)

Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение задания по словесной инструкции

35.

«Черепаха»

1

Учить детей выполнять изображение из фасоли

Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации

36.

Итоговая диагностика

1

Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка.

Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя.

III. Организационный раздел

3.1. Перечень оборудования и дидактического материала

Учебный курс «Лепка»

        Материалы для лепки: цветное и солёное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для раскатывания пластилина; кисти для росписи  изделий из теста; набор формочек для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие); тряпочки для обработки изделия; печатки разной формы для украшения вылепленного изделия; стеки разной формы; салфетки из ткани; скалки разного размера; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с городецкой росписью, хохломской росписью), открытки с их изображением.

Учебный курс «Ручной труд»        

Наборы цветной бумаги разной фактуры, картон, макаронные изделия, салфетки, крупа, фасоль, бросовый материал (коробочки из-под сока) и природный материал; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт, рыбы, знакомые сказочные персонажи; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с  городецкой росписью, хохломской росписью).

Учебный курс «Рисование»

        Мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном уровне; стенд для размещения детских рисунков; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; подносы для выполненных поделок из теста, пластилина; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель; кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); палитры различных форм и подставки для кистей; материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал); банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания; иллюстрации к литературным произведениям; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики, предметов быта с мотивами городецкой и хохломской росписи.

3.2. Список используемой литературы

1. Антипов, В.И. Внеклассное занятие по труду во вспомогательной школе. Кн. Для воспитателей.- М.: Просвещение, 1971.- 160с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]/А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Ось-89, 2000. – 272с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.- 136с.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]/Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 456с.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/Т.А.Власова, М.С.Певзнер. – М., Просвещение, 1973. – 220с.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /Под ред. В. В. Воронковой. - М.: "Школа пресс", 1994. - 516с.

6. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст]/П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина//Вестник Московского университета. - Серия 14. – 1979. - №4. - С.54-63.

7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.- 208с. Ил. – (Серия «Умелые руки»).

8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Художник Долбишева А.Ю. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Умелые руки).

9. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения [Текст]/Под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - С.45-43.

10. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст]/Е.а.Екжанова, О.А.Фроликова. – СПб.: КАРО, 2007. – 272с.

11. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]/Т.С.Жидкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.

12. Закржевская Е.Д. 110 поделок из пуговиц / Е.Д.Закржевская, С.В.Марсаль. – Издание 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 124с., ил. – (Мир вашего ребенка).

13. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина./ Обложка художника Н.Обедковой.- Спб.: ЗАО «Валери Спб», 1997 – 160с. С илл. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

14. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок [Текст]/А.Р.Лурия. – М., Просвещение, 1969. – 194с.

15. Мирский С.Л. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании [Текст]/С.Л.Мирский//Специальная школа. - 1967. - Вып. 4. - С.80-84.

16. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда [Текст]/С.Л.Мирский. - М., 1992. - 127с.

17. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]/С.Я.Рубинштейн. – М., Просвещение, 1979. – 322с.

18. Формирование навыков учебно – практической деятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями [Текст ]: методические рекомендации для педагогов коррекционной школы / Под ред. Н.Э.Логиновой.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009.- 74 с.- 150 экз.

19.  Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.- 192с., ил. – (Серия «Вместе учимся мастерить»).

20.  Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов /Художник Соколов Г.В.- Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2002.- 160с. Ил.- (Умелые руки).

21.  Худенко ЕД. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей.- М.:АРКТИ, 2005.- 312с. (Метод.биб-ка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....