Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
учебно-методический материал на тему

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержание  сюжетно-ролевых игр  и планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 города Аши Челябинской области

               

                                                     

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры

у детей старшего дошкольного возраста

с нарушением интеллекта

Выполнила:

воспитатель коррекционной группы

Аскерова Г.А

    Процесс развития игровых действий детей в норме значительно отличается от процесса развития игры у детей с нарушением интеллекта. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и сверстниками .  Но несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка , т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

  Как деятельность игра зарождается в период раннего детства, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. С одной стороны, она сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий:

наличием разнообразных впечатлений от окружающего,

накоплением предметных игровых действий,

наличием игрушек, частотой общения с взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

систематичность проведения;

распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

подчиненность заданий выбранной цели;

чередование и вариативность упражнений;

воспитание внимания к речи.

К факторам, препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие:

воспитание в условиях социальной деривации;

несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием, нарушениями интеллектуальной деятельности;

Выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта:

  • игра не вызывает интереса,
  • игра не носит продолжительного характера;
  • в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;
  • у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Принципы коррекционно-педагогической работы:

1) принцип учета индивидуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта предполагает подбор сюжетных игр, которые знакомы детям по житейскому опыту, соотносятся с уровнем их знаний, умений, соответствует их интеллектуальным возможностям;

2) принцип ведущей роли педагога в коррекционно-педагогическом процессе предполагает, что педагог полностью руководит процессом игровой деятельности, на первых этапах пошагово контролируя игровую деятельность детей, сопровождая дошкольников, имеющих трудности в усвоении игровой деятельности. Педагог ставит цель игры, знакомит детей с ее сюжетом, распределяет роли, выбирает игровые предметы, выполняет с детьми исполнительные действия и т.д. Постепенно детям дается некоторая доля самостоятельности в игровой деятельности (выборе игровых предметов, выборе роли, которую ребенок желает выполнять и др.);

3) принцип системности означает, что сюжетно-ролевая игра формируется не только на специальных занятиях, но и организуется в режимных моментах, на прогулках, после экскурсий в свободной деятельности. Однако, занятия остаются ведущей формой обследования детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игры. Планирование коррекционно-педагогической работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Планирование коррекционно-педагогической работы

Формы работы

Цели

Методы и приемы

Занятие по развитию сюжетно-ролевой игры

Формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры

Показ педагогом выполнения ролей; использование игровых предметов.

Прогулки

Учить детей отражать события реальной жизни

Наблюдение, беседа.

Экскурсии

Учить детей переносить в игру, увиденное ими, во время экскурсий.

Наблюдение, беседа.

Режимные моменты

Учить подражать действиям взрослого, закреплять интерес к игрушкам.

Показ детям новых игровых действий с игрушками.

В данную таблицу занесены  методы, приёмы и формы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Планирование занятий по развитию сюжетно-ролевой игры представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Планирование занятий по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Дата

Тема

Функции педагога

Функции детей

Оборудование

1

2

3

4

5

6

1

Сентябрь

«В саду и огороде»

Дидактическая игра

Закреплять у детей умение самостоятельно выбирать игру и организовывать своих сверстников для игры.

Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности.

Детские пластмассовые лопатки, совочки, грабли, лейки,

ведёрки.

32

Октябрь

«Магазин»

Сюжетно-дидактическая игра

Отражать события реальной жизни и переносить их в игру.

Передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, особенности его поведения.

Муляжи овощей и фруктов натурального размера, плетеные и пластмассовые корзин.

3

Ноябрь

«Куклы»      

Сюжетно-дидактическая игра

Обучение детей выполнению действий с куклами.

Производить игровые действия по назначению.

Игрушечная посуда, куклы.

4

Декабрь

«Автобус»

Сюжетно-дидактическая игра

Учить детей использованию символов, имеющих образовательную и социальную направленность: знаки дорожного движения.

Использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры.

Различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах.


1

2

3

4

5

6

15

Январь

«Семья»

Сюжетно-ролевая игра

Разворачивать сюжет ролевой игры, связывать несколько действий на основе причинно-следственных зависимостей.

Исполнительные действия. Выбор игровых предметов.

Куклы пластмассовые с подвижным креплением головы, рук, ног, в разнообразных костюмах.

6

 Февраль

«Больница»

Сюжетно-ролевая игра

Передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление).

Передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление).

Шпатель для осмотра горла; игрушечные градусники и шприцы; вата; набор игрушечных лекарств.

7

Март

«Почта»

Дидактическая игра

Оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заместителей.

Играть в коллективе сверстников.

Сумочка почтальона, конверты, коробочки, марки.

8

Апрель

«Парик-

махерская»

сюжетно-ролевая игра

Разворачивать сюжет ролевой игры, выстраивая действия в причинно-следственной зависимости.

Выбор роли. Разворачивать сюжет ролевой игры.

набор «Детский парикмахер»; расчески; щетки; ленты; альбомы с рисунками причесок.

В данной таблице изложены занятия по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, проведенные с  учетом их индивидуальных возможностей. Предложенные занятия знакомы детям по житейскому опыту, соотносятся с уровнем их знаний, умений, навыков, соответствуют их интеллектуальным возможностям.  

Планирование работы по формированию игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта предполагает проведение одной сюжетно-ролевой игры примерно в течение одного месяца. В течение этого времени осуществляется обучение игре на тему, близкую жизненному опыту детей, содержание которой доступно непосредственному восприятию.

Содержание обучения

Игра «Семья»

Возможные варианты развития сюжета игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «Помогаем маме стирать белье», «День рождения дочки».

Игра «Автобус».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Строим автобус»,

«Едем в гости», «Едем в детский сад».

Игра «Магазин».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Овощной магазин»,

«Продуктовый магазин», «Магазин игрушек».

Игра « Парикмахерская».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику»,

«Едем на автобусе в парикмахерскую».

Игра « Доктор».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Катя заболела»,

«Осмотр врача», « Мама вызывает врача на дом».

Игра «Поликлиника».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Мама вызывает врача на дом», «Аптека», «Посещение врача в поликлинике».

Игра « Почта».

Возможные варианты развития сюжета игры: «Почтальон принес нам письмо», « Пишем и отправляем письма друзьям».

          Конспекты занятий игр, проводимых в режимных моментах, на прогулке, на экскурсии:

Игра «Куклы»

Цель: закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой»

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли, Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? У кого колготки?...» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине. Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

Игра «Семья»      

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки, животные.

Подготовка  к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы, наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.  

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит красивую большую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.                                                                                                                                

Игра « Автобус»

Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята могут развивать сюжетную игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал. Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на улице, целевая прогулка на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса.

Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю нужно начать с прогулки по улице и наблюдений за автобусами. Хорошо, если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть кондуктора и пассажиров.

После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.

Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом , в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.

Игра «Больница»

Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Экскурсия в поликлинику, к пункту скорой помощи, в медицинский кабинет детского сада. Игры-занятия «Кукла заболела», «Лесная больница». Рассказ воспитателя о том, как в другом детском саду играют в «больницу». Чтение отрывка из произведения Я. Райниса «Кукла заболела».

Игровые роли. Врач, медсестра, мама, папа.

Ход игры. Игру в «больницу» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела».Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла  простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» Медицинский кабинет.

В работе с детьми используется система дидактических игр. Например, в ходе изучения темы «Игрушки», подготавливающей детей к игре «Магазин игрушек», можно использовать следующие игры: «Назови игрушку»,             « Найди игрушку, которая нарисована на картинке», «Чудесный мешочек»,   « Что делаем с этой игрушкой» и др. Овладение ребенком с проблемами в интеллектуальном развитии прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразны, проводиться в различных вариантах и постепенно усложняться. Последовательно вводятся дидактические игры с предметами и игрушками, затем настольно-печатные игры.

Важное место в системе работы по обогащению опыта занимает экскурсия. В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими раннее полученные представления, закрепляющими  то есть итоговыми. Следовательно, по одной теме, подготавливающей детей к сюжетно - ролевой игре, могут проводиться две - три экскурсии. Причем экскурсии могут организовываться, перед тем как дети начинают знакомиться с сюжетно - ролевой игрой, по мере проведения игры и тому подобное. Желательно проводить их с небольшими группами детей, что дает возможность оптимально взаимодействовать с каждым ребенком и тем самым способствовать познавательной деятельности детей. Возможны индивидуальные экскурсии , во время которых педагог создает наиболее комфортные условия для восприятия изучаемых предметов и явлений, учитывая познавательные возможности ребенка. В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью детей и отношениями между ними в естественных условиях (в магазине, на почте и тому подобное).

Дидактические игры также способствуют закреплению представлений, полученных на экскурсии. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям следующие игры: «Что нужно продавцу для работы? (подбор разных предметов в группе; подбор картинок, изображающих необходимые атрибуты)». Какие отделы в магазине? (сгруппировать картинки с изображениями соответствующих групп предметов и назвать отделы: «Овощи – фрукты», «Молочный», «Кондитерский»). «Кто? Что делает?» (отобрать картинки с изображением действий покупателя (продавца, кассира) разложить их по порядку и назвать).

Таким образом, при коррекционной работе обучению игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  необходима помощь педагога. В процессе обучения используются все виды занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные, которые способствуют раскрепощению детей, снятию их излишнего психического и физического напряжения. Следует выбирать рациональное содержание сюжетно – ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры. Это помогает педагогу при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно – ролевой игре

Методические рекомендации

     Задача  педагога  состоит  в  том,  чтобы  делать  игру  содержанием  детской  жизни,  развивать  её  в  желаемом направлении  и  воспитывать детей  в  ней, раскрывать  малышам  многообразие  мира  игры.

     Мы  должны  организовать  такие  сюжетные  игры,  в  которых  каждый  ребенок  может  удовлетворить  свои  интересы  и  реализовать  свои  возможности,  а  также  вступить  в  контакт  со  сверстниками.

  Чтобы  дать   ребёнку  возможность  действовать  самостоятельно,  не  надо  заставлять  его делать  то,  что  он  не  хочет.

     Совершенно  недопустимы  со  стороны  взрослого  принуждения,  навязывание  тем,  игровых  ролей,  формы  игры  (индивидуальной  или  совместной).  У  детей  не  должно  возникать  чувство,  что  в  детском  саду  « надо  играть,  как  велят,  а  не  как  хочешь».

     Надо  много   общаться  с  детьми,  наблюдать   и  предлагать  разные  варианты  взаимодействия.  В  этом  наш  главный  помощник  -  игра.

Примерный конспект сюжетно-ролевой игры 

Программное содержание:

  1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Предварительная работа:

  1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»

Примерный ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Педагог: 
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится вдаль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская».
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине - 
Все продукты на витрине: 
Чай, конфеты, колбаса - 
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут 
Куклы, зайцы, мишки,
ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Педагог: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.  

                                Литература

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. – М.: МИРОС, 2006. – 314 с.
  2. Апиян, Т.А. Мир игры. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1992. – 200
  3. Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд-во РГПУ А.И. Герцена, 2001. – 416 с.
  4. Бурлаков, И. Воспитание игрой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.- 234 с.
  5. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.Б. Менджерицкой, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарёвой, А.И. Матусик и др.. – 2-е изд. – М.:  МИРОС, 2000. – 132 с.
  6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. – М.:Просвещение,  2005. – 387 с.
  7. Выгодская, Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр умственно отсталых детей / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. – 236
  8. Гаврилушкина, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72с.
  9. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  10. Жуковская, Р.И. Воспитание ребёнка в игре. – М.: Педагогика, 1999. – 276 с.
  11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2005. – 279 с.
  12.  Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 200 с.

13. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном, 2011. – 132 с.

14. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. – СПб.: СОЮЗ, 2005. – 359 с.

  1. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1999. – 234 с.
  2. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1996. – 286 с.
  3. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Педагогика, 2003. – 375 с
  4. Рудзитак, Ф.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М.: Просвещение, 2012. – 275 с.
  5. Соколова, Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. – М.: Педагогика, 1993. – 269 с.
  6. Соколова, Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. – 300 с.
  7. Стребелева, Е.А., Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.: Просвещение, 1988. -  147 с
  8. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 145 с.
  9. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.

23. Эльконин, Д.Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – С. 73-97.

24. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 234 с.

                                                                                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры

Актуальность этой работы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к ...

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...

«Творческие или сюжетно – ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста»

quot;Творческие или сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...