Методическая разработка внеклассного развивающего занятия «Учусь общаться»
методическая разработка на тему

Константинов Игорь Анатольевич

Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.1.zanyatie_sotsializiruyushchego_haraktera.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»


Методическая разработка

внеклассного развивающего занятия «Учусь общаться»

Разработал: воспитатель общежития ГБПОУ СО «ВСЛ»

Константинов Игорь Анатольевич

г. Вольск

Пояснительная записка

Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности.   Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности обучающихся. Сотрудничество подростков в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; подростки получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в лицее; меняется характер взаимоотношений в коллективе, возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт  одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; студенты приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Конспект  развивающего занятия «Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 15–17  лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа,  игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию обучающимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

  • раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;
  • объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;
  • проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;
  • способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;
  • рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель:  Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему занятию.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у обучающихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;
  • Взаимодействие;
  • Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  • Установление контакта;
  • Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
  • Побуждение, стимулирование активности партнёра;
  • Координация действий;
  • Обмен эмоциями;
  • Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

  • броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
  • воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
  • шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
  • шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение « Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Возрастная категория                                               Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 – 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые

Общаясь с этими людьми, каждый из  вас играет какую-то роль (для воспитателя – вы воспитанник).

Упражнение « Я – это …» « Какой я?» 

Цель: способствовать самоанализу и пониманию обучающимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

 Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, студент - старательный)

Упражнение «Музыка и чувства»

Цель: способствовать осознанию подростками эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).

Обучающиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Дискуссия « Что может мешать общению»

Цель: дать подросткам представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? Обсуждение ситуаций. (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)

Упражнение «Спина к спине»

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

- Садитесь  в пары лицом  друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).

- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему  и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Обсуждение:

  • Ребята, какой был юноша?
  • Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
  • Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
  • Почему он вытащил гвозди из столба?
  • Что сказал отец сыну?
  • В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?
  • Что посоветовал отец?

 Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Литература:

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.
  3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.
  4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для школьников. – М.: 2004.
  5. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.
  6. В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие "Учимся общаться"

Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Учимся общаться" для обучающихся 7-8 классов

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 7-8 классов...

Коррекционно-развивающее занятие «Учимся концентрироваться»

Коррекционно-развивающее занятие «Учимся концентрироваться»для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся мыслить творчески»

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальн...

Методическая разработка занятия "Учимся общаться"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Коррекционно-развивающая программа "Учимся общаться"

Программ для учеников надомного обучения "Учимся общаться" является коррекционно-развивающей, так как направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы обучающихся и формирование...