Статья «Формирование метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность»
статья на тему

Задесенцева Светлана Петровна

В статье автор делится своим опытом по формированию метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-zhurnal_pedagog.docx765.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность»

Задесенцева Светлана Петровна

Учитель математики

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

  г.Нижневартовск, ХМАО-Югра

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности. Исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. В исследовательской деятельности можно проследить результаты и перспективы формирования метапредметных результатов.

В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний,  т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Основными задачами исследовательской деятельности являются:

• формирование интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения исследовательских задач;

• развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

• выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Исследовательская деятельность позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  •  организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
  • описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии.

Мои ученики участвовали со своими исследовательскими работами в конференциях различного уровня с темами работ: «Лабиринты – это интересно!», «Математика в спорте», «Нумерология в нашей жизни», «Измерение времени», «Математика в архитектуре», «Эти удивительные логарифмы», «Исследование жесткости треугольника и его практического применения в жизни человека», «Исследование взаимосвязи математики и высоких спортивных достижений», «Исследование взаимосвязи гармоничного строения человека и золотого сечения».

Остановлюсь более подробно на последних двух работах.

Работу «Исследование взаимосвязи математики и высоких спортивных достижений» выполняла ученица 5 класса, которая является кандидатом в мастера спорта по спортивной акробатике. Казалось бы, математика и спорт - далеки друг от друга. Но это только на первый  взгляд. Актуальность работы обусловлена тем, что важнейшим показателем национального богатства является состояние здоровья населения. Здоровый человек – это спортивный человек! Необходимость принимать решение возникает во многих спортивных     ситуациях, а во всем этом немаловажную роль играет математика.

Цель  работы  - определить  роль  математики  при  подготовке спортсменов к высоким достижениям. Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Рассмотреть примеры применения математики в различных видах спорта.
  3. Исследовать  гармоничность  тела одноклассников,  для выявления перспектив при регулярном занятии спортом.C:\Users\Student\Desktop\для математики в спорте\лера\для Леры\DSCN1564.JPG
  4. Установить  взаимосвязь  между  строением  тела  и достижениями спортсмена.
  5. Систематизировать и обобщить знания о взаимосвязи математики и спорта.

Гипотеза:  знание математики способствует достижению высоких результатов в спорте.

Методы исследования: анкетирование, сбор информации, изучение литературы, измерение, сравнение и анализ.

Заключение: не зря говорят, что математика – это царица наук. Математика нужна в любом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современной экономике спорта довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка статистических данных. Математика, а в особенности прикладная математика, объясняет многие последовательности и закономерности в спорте. С помощью математических моделей могут быть решены практические задачи в спорте, помогая спортсменам и тренерам достичь наивысших результатов. Многие  спортивные  ситуации  целесообразно  рассматривать, анализировать  и  оценивать  с  математических  позиций.  Известно, что методами математической статистики устанавливают перспективность спортсменов, условия, наиболее благоприятные для тренировок, их эффективность, обрабатывают показания датчиков, контролирующих нагрузки спортсменов.

 В работе установлена взаимосвязь  между  строением  тела  и  спортивными качествами  спортсмена.  Было  выявлено,  что  гармоничность  строения тела  является  одним  из  критериев  при  оценке  состояния  здоровья  и выносливости  спортсмена. Строение тела  спортсменов  влияет  на их спортивные способности.

Работу «Исследование взаимосвязи гармоничного строения человека и золотого сечения» выполняла ученица 6 класса.

Окружающий нас мир многообразен… Предметы и явления, которым свойственна мера, целесообразность и гармония воспринимаются нами как красивое и вызывают у нас чувство восхищения и радости.

Людей с давних времён волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчётам. Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного. Принцип золотого сечения – это высшее проявление совершенства целого и его частей в природе. Поэтому, не только в древние времена скульпторы, художники, музыканты, архитекторы уделяли большое внимание золотому сечению, но и в настоящее время  интерес к нему не угасает. Человек – венец творения природы. И значит, данная тема продолжает оставаться актуальной с древнейших времен.

Гипотеза:  красота и гармоничность строения человека подчиняется математическим законам.

Объект исследования: человеческое тело.

Предмет исследования: использование золотого сечения в теле человека.

Цель  работы: установить, действительно ли золотое сечение делает строение человеческого тела наиболее гармоничным.

Задачи:

  1. Изучить литературу про золотое сечение.
  2. Найти в различных источниках примеры использования золотого сечения в человеческом теле.
  3. Провести исследование применения принципа золотого сечения в теле человека.
  4. Обобщить собранную информацию и познакомить с ней своих одноклассников.

Методы исследования: анкетирование, сбор информации, изучение литературы, измерение, сравнение, сопоставление и анализ полученных данных.

Заключение: пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными.

В результате исследования было установлено, что пропорции мужского тела ближе к золотому сечению, чем женского. Для мужчин более широкие плечи по сравнению с талией говорят о мужественности и силе и делают тело более привлекательным. Художники и скульпторы давно знают, что вопреки общему мнению, мужчины сложены красивее, чем  женщины. У женщин наблюдается отклонение от  норм золотого сечения, а обувь на высоком каблуке «восстанавливает» пропорцию и  принцип золотого сечения торжествует. C:\Users\Student\Desktop\Золотое сечение\DSCN2508.JPG

Чем больше ваше тело вписывает в параметры, описанные золотым сечением, тем более привлекательным оно выглядит физиологически и психологически.

Точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов, существуют только у людей с совершенной красотой. Точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.    

Все более расширяется  количество сфер, где используют золотое сечение в теле человека: эстетическая стоматология, кардиология, косметология, фитнес.

В работе установлена взаимосвязь  между  гармоничным строением  человека  и  золотым сечением.  Было  выявлено,  что  гармоничность  строения тела  является  одним  из  критериев  красоты.

Такие метапредметные компетентности, как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, умение выдвигать гипотезы  при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, успешно формируются  при выполнении исследовательских работ. Как подтверждение – призовые места моих учеников на научно-практических конференциях различных уровней.

В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах исследовательской деятельности – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации, это – лучший способ формирования метапредметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

развитие языковой компетенции через исследовательскую деятельность

Развитие языковой компетенции на уроках и внеклассной работе осуществляется через исследовательскую работу учащихся....

Статья"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках.»

Статья содержит актуальные приемы и методы по формированию метапредметных компитенций учащихся....

Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...