Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) на тему

Цхай Ирина Александровна

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazhi_mne.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»                                                                 

Главное  изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. (слайд)

         Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.

На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. (слайд) 

         На наших занятиях с детьми мы можем объяснить, что такое метапредметное обучение так:  знание, знак, проблема и задача. (слайд)

В рамках данного подхода для 5 класса был разработан курс внеурочной деятельности «Загадки русского языка». В ходе работы по завершению определенной темы учащиеся создают коллективный или индивидуальный проект, который  должны защитить, и по итогу курса будет создан общий кейс.

        Алгоритм создания проектов следующий: ученики получают опережающие задания; при выполнении посещают индивидуальные консультации учителя; на занятии рассказывают свои сообщения; далее в группах создаются мини-проекты; защита работ; участие в конференциях.

        О том, как проходит наша работа, я Вам расскажу на примере темы «Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова». (слайд) Учащиеся получили опережающее задание и подготовили информацию «Исторические изменения морфемного состава слова» (слайд) (образование новых слов и их форм в процессе исторических изменений на базе простейших слов и их форм), в котором рассказали, что такое опрощение (слайд) (соединение нескольких морфем в одну вследствие утраты смысловой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое фузионных морфем (напр., рус. рубах-а < др.-рус. руб+ах)), переразложение (перемещение границ между морфемами в слове или привычном  словосочетании (вследствие фузионных процессов)при этом может  измениться вид морфемы, её функции, или появиться новая морфема (напр., рус. рук-ами < др.-рус. рука-ми);) и осложнение (членение одной морфемы на две в результате утраты мотивированности и  действия закона аналогии (обычно в заимствованных словах) (напр., рус. зонт-ик < зонтик < гол. Zonnedek)).

         Этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, к первоисточникам, но и к Интернет-ресурсам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

        На занятии дети рассказывают о том, что они выяснили. Приводят примеры.

После выяснения теории я предлагаю детям самим понаблюдать данные  процессы в словах (дети разделены на группы). Каждой группе даются слова, картинки этих слов, листы большие, фломастеры, клей. Учащиеся разбирают данные слова по составу в соответствии с современным членением слов.  В трудных случаях мы обращаемся к «Словарю морфем» А. И. Кузнецовой,

Т. Ф. Ефремовой и к «Краткому этимологическому словарю русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Ивановой. Я подхожу к каждой группе и помогаю совершить историческое членение слова. Отражаем свои разборы на ватмане, добавляем картинки. (слайд)

Опрощение. Крыло-крыльцо. Изменение лексического значения слова. Крыльцо образовано как уменьшительно-ласкательное от слова крыло. Дети выделяют современный и исторический корень. Приводят гипотезы по лексическому значению. (слайд)

Переразложение. Интеллигентность, влюбленность, опрятность, горячность, живность. Выделяем суффиксы в словах. По аналогии нам хочется выделить суффикс –ость в словах горячность и живность. Но это неверно, т.к. слова горячный и живный вышли из употребления.

Не случайно И. А. Бодуэн де Куртенэ – лингвист, открывший этот процесс в языке, – назвал переразложение законом «сокращения основ в пользу окончаний». (слайд)

Осложнение. Зонтик, домик, садик. Разобрать по морфемам. Зонтик от голландского слова zondek. Раньше не членилось, в отличие от наших русских слов.

 Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. (слайд)

Далее учащиеся оформляют информацию на ватмане, применяют рисунки, соответствующие их словам.

После защиты своих мини-проектов на занятии ребята представляли свои работы на фестивале «За страницами учебника», который проходил в рамках интеллектуального марафона.

Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.

         Таким образом, итогом нашей работы стало развитие речи учащихся, умения находить источники, классифицировать и уметь ими пользоваться. Также дети учатся использовать именно правдивые источники (словари, энциклопедии). Работая в группах, ребята общаются, работают коллективно. Каждый ребенок находит что-то свое в подготовке проекта, соответствующее его интересам и степени подготовленности.  (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...

Программа курса по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 8 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...