ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья на тему

Гайнутдинова Ляля Назифовна

Статья  о дистанционном обучении как переходном этапе к инклюзивному образованию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

                        Гайнутдинова Л.Н.,

учитель, МБОУ СШ №34,

Г.Нижневартовск.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Люди с особыми потребностями, связанными с ограниченными возможностями здоровья, существовали всегда, но сегодня, в связи с усилением тенденций к гумманизации всех сфер человеческой жизни, произошел поворот к этой категории граждан. Общество осознало недопустимость искусственной изоляции людей, ущемления их прав и отстранения от общественной жизни. В рамках этой тенденции, произошли значительные изменения в воззрениях на формы и методы предоставления образовательных услуг данной категории обучающихся. Право на получение образования всеми, независимо от состояния здоровья, места жительства, гражданства и прочих условий, закреплено законодательно в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. 

С введением в нашей стране инклюзивного образования перед педагогами встает проблема обеспечения условий равного доступа всех обучающихся к образованию, вне зависимости от физических возможностей каждого ученика. Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Современные дети предпочитают живому общению пребывание в виртуальной реальности, они, нередко, получают эмоциональный заряд не от сопереживания или сострадания, а от агрессивных действий, вызывающих выброс адреналина, но не ведущих к рефлексии или нравственному развитию. В качестве подготовительной формы, которая станет мостиком к полноценной инклюзии, может стать дистанционное обучение с возможностью включения в полноценный образовательный процесс по мере возникновения технических условий.

Дистанционное обучение сегодня стало широко доступным благодаря структурным преобразованиям в сфере образовательных услуг и достижениям в области информационно-коммуникационных технологий. С развитием ИКТ появилась возможность, вывести «особенных» обучающихся из вынужденного заточения и изоляции посредством дистанционного обучения. Психолого-педагогической особенностью дистанционного осуществления учебного процесса, является опосредованный характер межличностного общения между обучающимся и преподавателем, обучающимся и сверстниками, находящимися в классной комнате (когда речь идет о групповом занятии с включением в него обучающегося с ограниченными возможностями здоровья). Для дистанционного обучения через Интернет сегодня сложились все условия, поскольку очевидно наличие не только запроса со стороны обучающихся, но и создание материально-технических условий для его реализации.

В дистанционной форме обучения налицо условия для учета интересов, способностей личности и возможность индивидуального подхода к обучению, что становится особенно актуально сейчас с введением новых образовательных стандартов. В свете требований ФГОС - 2 поколения, в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося по овладению различными видами речевой деятельности, формированию универсальных и предметных учебных действий, под руководством преподавателя, задача которого оказание координирующей, корректирующей и консультационной помощи. В современных условиях дистанционное образование может стать переходной формой от обучения на дому к инклюзивному образованию. Переход на новые концептуальные основы образования требует гибкого подхода к образовательной деятельности всех её субъектов, предоставления обучающимся возможности приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающемуся. И в этом случае на помощь приходит дистанционное обучение, позволяющее выбирать не только место и время, но и индивидуальный темп работы, поскольку, позволяет сочетать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся с поиском и использованием различных источников информации, а также специально разработанных по данному курсу учебных материалов. Большое значение при организации дистанционного обучения имеет систематическое взаимодействие с преподавателем и группой сверстников, изучающих данный курс.

Наряду с вышеозначенными преимуществами, возникает возможность выбора источника информации и более эффективного и оперативного использования имеющихся знаний. Немаловажным, на наш взгляд, является возможность использования в процессе получения знаний столь любимых молодежью всех возрастов гаджетов, при этом, их польза становится неоспоримой и именно дистанционное обучение работает на укрепление связи поколений в процессе передачи и освоения знаний, их расширения, преумножения и совершенствования.

Находясь по разные стороны монитора и на большом расстоянии субъекты образовательного процесса получают возможность активно и продуктивно сотрудничать в важнейшем деле – присвоении знаний которые необходимы человеку для успешной адаптации, социализации и подготовке к решению как повседневных, так и глобальных проблем, которые ежечасно ставит перед каждым из нас быстро меняющийся и переполненный противоречиями современный мир.

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям.

Дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь можно вести обучение дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. Такое обучение имеет немало преимуществ.

Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.

Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.

При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы,  а уже известные могут пропустить. Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее. Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.

Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.

Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй, единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования.

Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения.

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Каждый ребенок имеет право на образование. Хочется  верить, что инклюзивное  образование – именно  тот  путь,  который  позволит  каждому  ребенку  получать необходимое  образование.  Сегодня,  совместными  усилиями  правительства,  родителей, коммерческих и некоммерческих организаций, мы делаем первый шаг в сторону инклюзивного образования. В качестве подготовительной формы, которая станет мостиком к полноценной инклюзии, может стать дистанционное обучение.

Список использованных источников:

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

4. newtonew.com˃school/tech-inclusive-education.

Литература:

1. 1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.

2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

3. Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

В докладе освещены проблемы внедрения инклюзивного образования в Казахстанских школах. К сожалению, наша страна, делает только первые шаги на этом трудном, тернистом пути. Я очень верю, что силы, прил...

Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы

В статье представлен опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы (г. Междуреченск, МБОУ СОШ № 22"...

Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...

Проблемы внедрения инклюзивного образования в сельские ДОУ

Необходимость инклюзивного образования  назрела давно, так как количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год, а их социально-психологическая адаптация не дает возмо...

Дистанционное обучение как один из этапов внедрения инклюзивного образования

Статья об одной из форм обучения при внедрении инклюзивного образования...