Технологическая карта - современная форма проектирования урока.
статья на тему
Статья содержит памятку для составления технологической карты и шаблон для заполнения технологической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта - современная форма проектирования урока.
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Также, частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД).
Для реализации нового стандарта принципиально меняется деятельность учителя в формировании УУД у учащихся в процессе обучения. Сегодня, главным в образовании, является становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания, и овладевать разного рода компетенциями.
Поставленная задача меняет конструирование современного урока. Каждого учителя интересует вопрос: что следует учесть учителю для подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования ФГОС?
Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика является технологическая карта урока.
Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание урока
Технологическая карта – это своего рода паспорт проекта будущего образовательного процесса в данной группе детей.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Исходя из этих определений можно выделить позиции, являющиеся принципиальными при конструировании технологической карты урока:
1.В ней должен быть описан весь процесс деятельности;
2. В ней должны быть указаны операции, их составные части.
Главной характеристикой технологической карты является представление процессов обучения на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий педагога и учащихся.
Структурные компоненты технологической карты урока:
1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностно формирующая направленность урока.
2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается): задачи урока, тип урока, учебно - методческий комплекс.
3. Организационный блок (структуризация действий и операций): таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.
Структура технологической карты включает:
1.Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
2.Цель освоения учебного содержания;
3.Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные и УУД);
4.Основные понятия темы;
5. Технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
6. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Для удобства рекомендую составить образец технологической карты урока по ФГОС. Наибольшие затруднения могут возникнуть при формулировании целей и задач урока; разделения урока на отдельные этапы; прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть эти трудности поможет использование методических рекомендаций
Памятка для составления технологической карты урока
1.Тема урока 2 .Тип урока: - Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; - Урок отработки умений и рефлексии; - Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); - Урок развивающего контроля; - Комбинированный урок.
3.Цели урока ( Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство») 4.Задачи урока: - -Образовательные; - Развивающие; - Воспитательные. (Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос « Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» ) 5.Планируемые результаты: - Личностные результаты; - Предметные результаты; - Метамредметные результаты. 6. Универсальные учебные действия (УУД): - личностные; - познавательные; - регулятивные; - коммуникативные. 7. Этапы урока - Организационный этап - Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте
Оптимальной формой для технологической карты урока является таблица.
Сейчас разработано большое количество образцов технологических карт разных типов уроков, с учетом всех вышеперечисленных структурных элементов.
Определенной формы технологической карты в настоящее время не существует, есть достаточно много шаблонов. На основании множества технологических карт урока можно подобрать для своей работы тот вариант, который наиболее приемлем для учителя.
Для своей работы я использую следующий шаблон технологической карты.
Технологическая карта урока
Автор | |
Предмет | |
Класс | |
Тип урока | |
Технология урока | |
Тема | |
Цель | |
Задачи | |
Планируемые образовательные результаты | |
Основные термины, понятия | |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | |
Наглядно-демонстрационный материал |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Составление технологических карт - это творчество учителя и сам учитель решает в какой форме их составлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ
В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...
"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"
Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...
Педагогический совет «Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока»
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...
Педагогический совет: «Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока»
Материалы проведенного педагогического совета от 10.01.2018г...
Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...
Технологическая карта урока - современная форма планирования урока
Статья рассказывает о том, как с помощью технологической карты легче и удобнее спланировать урок...
Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...