Технологическая карта - современная форма проектирования урока.
статья на тему

Ляшко Маргарита Олеговна

Статья содержит памятку для составления технологической карты и шаблон для заполнения технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта - современная форма проектирования урока.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Также, частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД).

      Для реализации нового стандарта принципиально меняется деятельность учителя в формировании УУД  у  учащихся в процессе обучения. Сегодня, главным в образовании, является становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.  В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания, и овладевать разного рода компетенциями.                                                                                                                                        

        Поставленная задача меняет конструирование современного урока.  Каждого учителя интересует вопрос: что  следует учесть учителю для подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования  ФГОС?                                                                                            

       Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика является технологическая карта урока.

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание урока                                                                                                            

 Технологическая карта – это своего рода паспорт проекта будущего образовательного процесса в данной группе детей.

 Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение  сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.                        

      Исходя из этих определений можно выделить позиции, являющиеся принципиальными при конструировании технологической карты урока:

     

       1.В ней должен  быть  описан весь процесс деятельности;

   2. В ней должны быть указаны операции, их составные части.

 Главной  характеристикой технологической карты является представление процессов обучения на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий педагога и учащихся.

 

Структурные компоненты  технологической карты урока:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностно формирующая направленность урока.

2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается): задачи урока, тип урока, учебно - методческий комплекс.

3. Организационный блок (структуризация  действий и операций): таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

Структура технологической карты включает:

    1.Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.

2.Цель освоения учебного содержания;

3.Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные  и УУД);

4.Основные понятия темы;

5. Технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и  диагностические задания  на проверку его понимания и  усвоения)   

6. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

      Для удобства рекомендую  составить образец технологической карты урока по ФГОС.  Наибольшие затруднения могут возникнуть при формулировании целей и задач урока; разделения урока на отдельные этапы; прогнозирования результатов конкретного этапа.    Преодолеть эти трудности поможет использование методических рекомендаций                                          

       Памятка для составления технологической карты урока    

1.Тема урока                                                                                                                                                                                                        2 .Тип урока:                                                                                                                                                                              -  Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;                                                                                -  Урок отработки умений и рефлексии;                                                                                                                    -   Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);                                                                                     -   Урок развивающего контроля;                                                                                                                                                   -   Комбинированный  урок. 

3.Цели урока   ( Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство»)                                                                                                                            4.Задачи урока:                                                                                                                                                         - -Образовательные;                                                                                                                                                            - Развивающие;                                                                                                                                                                  - Воспитательные.                                                                                                                                                      (Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос « Что надо делать, чтобы достичь цели урока?  Задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить»,  «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» )                                                                                                                  5.Планируемые результаты:                                                                                                                                                  -  Личностные результаты;                                                                                                                                                             -  Предметные результаты;                                                                                                                                                             -  Метамредметные результаты.                                                                                                                                           6. Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                                                                           - личностные;                                                                                                                                                                               - познавательные;                                                                                                                                                                              - регулятивные;                                                                                                                                                                     - коммуникативные.                                                                                                                                                             7. Этапы урока                                                                                                                                                                                              - Организационный этап                                                                                                                                                      - Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 - Актуализация знаний.

- Первичное усвоение новых знаний.

- Первичная проверка понимания

- Первичное закрепление.

- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Рефлексия (подведение итогов занятия)

      Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте

Оптимальной формой для технологической карты урока является таблица.                          

Сейчас разработано большое количество образцов технологических карт разных типов уроков, с учетом всех вышеперечисленных структурных элементов.

Определенной формы технологической карты в настоящее время не существует, есть достаточно много шаблонов. На основании множества технологических карт урока можно подобрать для своей работы тот вариант, который  наиболее приемлем для учителя.

Для своей работы я использую следующий шаблон технологической карты.

Технологическая карта урока

Автор

Предмет

Класс

Тип урока

Технология урока

Тема

Цель

Задачи

Планируемые                 образовательные                 результаты

Основные термины, понятия

Образовательные ресурсы

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Составление технологических карт - это творчество учителя и сам учитель решает в какой форме их составлять. 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"

Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...

Педагогический совет «Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока»

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

Технологическая карта урока - современная форма планирования урока

Статья рассказывает о том, как с помощью технологической карты легче и удобнее спланировать урок...

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...