Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.
проект по теме

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

     Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте. В ней решалась судьба Отечества – быть нашим народам свободными или впасть в порабощение, кануть в историческое небытие. Как и весь советский народ, наши земляки встали на защиту родной земли. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

         Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

        

        Участники проекта: учащиеся 1-4, 5-8, 9-11 классов средней общеобразовательной школы.

Вид проекта: перспективный: 2012-2017 учебный год.

По количеству участников – групповой;

По содержанию  –  дополнительная деятельность.

По месту в учебном плане  – внеклассная  работа.

                                              Актуальность проекта.

     Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте. В ней решалась судьба Отечества – быть нашим народам свободными или впасть в порабощение, кануть в историческое небытие.                   Как и весь советский народ, наши земляки встали на защиту родной земли.  

    В самом центре нашего села в 1966 году был открыт  памятник воинам - землякам, павшим во время Великой Отечественной войны, автором которого является участник войны Бадмаев Шагдур Маланович.  Среди погибших и брат Шагдур Малановича Бадмаев Сангаржаб Маланович.  По словам ветерана, каждая ступень, каждая деталь памятника имеет свое значение. Мы стараемся, чтобы каждый из наших детей знал историю памятника.

    Сыновья, отцы и деды ушли на фронт, оставив сестер, жен и детей. Многие не вернулись с поля боя, среди них пропавшие без вести. Их имена навечно высечены  золотыми буквами на стеле нашего памятника.

     Из нашего села по данным записи ушли на фронт 540 человек, из них вернулись 296. На стелу памятника было занесено 144 имени. После поисковой работы, после беседы с участниками войны, со старейшинами и тыловиками села было решено занести в список ещё 47 имен погибших на войне. Это решение было направлено в сельскую администрацию, для дальнейшего исполнения.

        Долг общества – помнить подвиг старших поколений, воздавать должное ветеранам войны и труженикам тыла, которые не щадили своих сил и самой жизни для Победы, для торжества мира.  

        

                                   Цели проекта:

  1. Воспитание любви к Родине;
  2. Гражданское и патриотическое воспитание учащихся;
  3. Формирование социальной активности учащихся.

                                              Задачи проекта: 

Социальные:

- охрана памятника истории родного края;

- сохранение и развитие традиций малой Родины;

- увековечивание памяти  погибших земляков;

Образовательные:

            - изучение исторических событий;

             - изучение культурно-исторического наследия родного края;

            - продолжить работу с книгой Памяти.

Педагогические:

            - формирование у учащихся исследовательских навыков и навыков  

                социального проектирования;          

            - развитие интереса к истории своего края;

            - становление и развитие гражданской инициативы учащихся,    

               формирование внутренней культуры и культуры ответственности за

               сохранение наследия.        

                                                Содержание проекта:

   Изучая памятник воинам-землякам, беседуя с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны, знакомясь с документальными и вещевыми объектами,  учащиеся получают более конкретные и образные представления о событиях 1941-1945 годов, о  жизни  своей малой Родины в период войны, как история малой Родины связана с историей  России.

   Уже третий год мы шефствуем над памятником воинам-землякам. Следим за состоянием памятника,  за чистотой.  Весной подбеливаем, подметаем,  в этом году постараемся организовать посадку цветов в специальную  вазу на самом памятнике.  

    Продолжается поисковая   исследовательская работа о баянгольцах - участниках войны  «Война в воспоминаниях баянгольцев – участников Великой Отечественной войн». К юбилею Победы поисковую работу дополнят социологическим анализом  баянгольцев, старожилов, тыловиков и детей войны. Провели анкетирование, узнали возраст, образование, партийность, социальное положение.

   За каждым классом прикреплены ветераны войны, тыловики, ветераны труда. Есть данные их семей, биография ветеранов. Каждый раз история дополняется новыми интересными событиями из жизни. Из поколения в поколение наши дети узнают  о тех страшных событиях, которые происходили во время войны.

     Среди ветеранов и погибших на войне были участники Сталинградской, Курской  битвы, битвы за Берлин, были и учителя из нашей школы. Их имена на стенде «Они сражались за Родину».

  Все дальше  в историю уходят события минувшей войны. Но они живут, и всегда будут жить в нашей памяти, в произведениях искусства и литературе, ставших замечательными документами непобедимой духовной силы, его беззаветной преданности Родине.

    Наши учащиеся  оказывают посильную помощь, организовывают встречи, приглашают на классные мероприятия, поздравляют с праздниками.

  В школе проводятся  традиционные мероприятия 23 февраля «Смотр строя и песни», куда приглашаем ветеранов войны и тыла; 9 мая в День Победы проводится операция «Доброе утро ветеран», с посещением на дому с самого утра, чего очень ждут наши ветераны.

   

                                        Выводы:

  • Проектная деятельность направлена на увековечение памяти павших  воинов во время войны.
  • Без прошлого нет будущего – гласит народная мудрость. Без внимательного отношения к памяти не будет счастливой жизни.
  • Без правильного понимания жизненных ценностей нет доброго и внимательного человека.
  • Молодое поколение должно гордиться защитниками Родины.

               Ожидаемые результаты, социальная значимость проекта:

  Осознание школьниками необходимости бережного отношения к историческим памятникам.

Овладение школьниками навыков исследовательской деятельности.

Сбор материалов об исторических событиях и место наших земляков в истории России.

Самовыражение школьников через поисковую, исследовательскую деятельность.

Участие школьников в конференциях различного уровня с результатами исследовательских работ.

       Знание истории способствует духовному развитию школьников, что является очень важным в жизни каждого человека.

    Мы слишком много потеряли по сравнению с Германией. Была уничтожена треть национального богатства страны. Поэтому каждый обязан знать о подвиге нашего народа.

 Открыт музей школы, где собраны материалы об участниках войны нашего села,

                                              Оценка реализации проекта:

  1. Системная работа по защите памятников истории дает возможность увековечить память о погибших.
  2. При совместной деятельности с взрослым поколением, и в рамках школьной жизни вырастает  ценность исторических событий, воспитывается гражданско-патриотическое чувство.
  3. Воспитывается самоуважение и уважительное отношение между старшим и молодым поколением.
  4. Заинтересованное общение и атмосфера доброжелательности друг к другу.
  5. Осознание ценности исторических памятников.

                                      Планирование работы по проекту:

 Проект для 1-4, 5-11 классов.

     2012-2017 год.

Содержание и задачи

  Сроки

    1

 Творческие и исследовательские работы, посвященные году  Российской истории.

Следить за состоянием памятников.

   Сочинения, рефераты.

23 февраля, 9 мая.

     2

Продолжить исследовательскую работу по утверждению года рождения солдат, не занесенных в список погибших.

Сбор материалов, о тыловиках, о детях войны.

В течение года

      3

Ознакомление младших школьников с именами на стеле.

Содержание памятника в чистоте.

Организовать встречу с ветеранами, старейшинами, тыловиками села.

Организовать благотворительный марафон,акции,  операции.

В течение года

На классных часах.

     4

«Мы помним и чтим».

Сбор материалов о ветеранах и обобщение, для подведения итогов.

 9 мая – встреча с ветеранами у памятника.

Шефство над ветеранами войны, тыловиками.

В течение года.

                  Предполагаемые риски при реализации программы:

  1.  При однообразной деятельности может снижаться мотивация учащихся.
  2. Все проблемы могут быть решены за счет компетентности учителя.

        

           

   Фамилии участников Великой Отечественной войны, погибших на фронтах Вов, не занесенных в списки на памятнике  с. Баянгол.

  1. Амаранов Жигжид Амаранович                               1913
  2.  Аюшеев Дамбо Анхалаевич                                      1923
  3.  Бадмаев Даба Базаржапович
  4. Бадмаев Гомбо Гармаевич
  5. Бадмаев Очир Тобогоевич                                          1903
  6. Бадмаев Балдан
  7. Бадмаев Бадма Герханович
  8. Бадмаев Александр Федорович                                1918
  9. Бадмаев Мужан Маланович                                       1911
  10. Бадмаев Эрдыни Ешеевич                                          1907
  11. Бадмаев Владимир Батуевич                                     1925
  12. Бадмаев Кышикто Ламатханович                              1911
  13. Банзаров Аюша
  14. Борбоев Бадма Бураевич          
  15. Бубеев Гунзен Ламатханович                                      1917
  16. Бубеев Жамбал Балданович                                  
  17. Бубеев Содбо Аранзаевич                                        1909
  18. Бубеев Семен Андреевич                                         1912
  19. Бубеев Эрхито Бабушкеевич                                    1906
  20. Бубеев Цырен Линхоевич                                          1908
  21. Будаев Шагжи Омоноевич                                        1909
  22. Будаев Бадма Омоноевич                                        1917    
  23. Будаев Дондоб Санжиевич                                       1920
  24. Будаев Очир Изеевич
  25. Будаев Хубулэй Будзанаевич
  26. Бухаев сангади Шадапович        
  27. Гармаев Базар Касканович                                       1916
  28. Гармаев Базар Галданович                                       1910
  29. Гармаев Ламажап Мангутович                              1916
  30. Гармаев Цыремпил Цыденович                             1924
  31. Гилязев Гариф
  32. Дарханов Гарма Бубеевич
  33. Добрецкий Иннокентий Александрович               1922
  34. Дондупов Шагдар Дашиевич                                    1924
  35. Доржиев Очир даржаевич
  36. Доржиев гарма Линхоевич
  37. Доржиев Лыгдэн Линхоевич                                    1909
  38. Доржиев Дондоб Гармаевич                                    1917
  39. Доржиев Очир Мангутович                                      1914
  40. Доржиев Гарма Будаевич
  41. Доржиев Цыден Тархеевич                                     1024
  42. Линхобоев Цыбжид Бадмаевич                              1914
  43. Ламажапов Дондоб Хоноевич                                1916
  44. Лобцыренов Федор Гомбожапович                       1918
  45. Надмитов Дугар Буодиевич                                     1922
  46. Урбасаев Баярто Батуевич                                        1910
  47. Шакиров Гариф.

    Уточнить:

  1. Год рождения солдат,
  2. Есть ли имена на памятниках других сел Улюна, Хилганы, Баргузина и т.д.

                                                       

                                                             Рецензия.

   

       Уже третий год Татьяна Цыденжаповна  со своим классом шефствует над памятником воинам - землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Главное достояние поселения находится в самом центре села. Здесь проводятся митинги, встречи ветеранов с молодым поколением. Он ухожен и чист. На стеле золотыми буквами высечены имена 144  солдат, не вернувшихся с войны.

   Проведены поисковая исследовательская работа, встречи  с детьми войны, с ветеранами войны, с  тыловиками, со старейшинами села.

   Проведено анкетирование ветеранов войны, родственников погибших.

В ходе такой деятельности было решено внести на стелу имена еще 47 солдат (список прилагается). С таким решением мы обратились в администрацию села, для дальнейшего решения. Это просьба самих ветеранов.

    Учитель провела встречи почти со всеми ветеранами с беседой, с поздравлениями, с концертными номерами. Сегодня многих из них нет в живых, но есть памятные записи, фотографии.

    В школе проводятся  традиционные мероприятия: встречи с ветеранами войны, их уже очень мало осталось в живых, с тыловиками, со старейшинами и молодого поколения, в честь праздника День защитника Отечества 23 февраля,  в День Победы  проводится операция «С Добрым утром Ветеран».

   Автор памятника Бадмаев Шагдур Маланович - ветеран Великой Отечественной войны,  рассказал ребятам историю создания памятника. Рассказал о том, что среди имен на стеле есть имя и его родного брата Бадмаева Сангаржаб Малановича, который погиб в 1943 году.

   В школе оформлен стенд «Они сражались за Родину»  о ветеранах-учителях, участниках войны.

  Под руководством Татьяны Цыденжаповны был оформлен Уголок Боевой Славы к 60-летию Победы,   по результатам районного конкурса наш уголок был на первом месте. В честь 65-летия Победы так же участвовали в районном конкурсе Уголков Боевой Славы, который защищал правнук автора памятника Шагдур Малановича  Баир Будаев, ученик 6 класса.

    Баир Будаев написал доклад  «История создания памятника» и представил свою работу на суд жюри на межрайонном конкурсе, посвященный  350-летию вхождения Бурятии в состав России с. Улюн и занял 2 место, работа была опубликована в «Баргузинской правде» и была рекомендована  для публикации в центральной газете «Буряад Унэн».

    Имена солдат, погибших на войне и не вошедших на стелу памятника, администрация уверяет нас исполнить просьбу ветеранов к 70-летию Победы.

    Сегодня мы продолжаем работу по увековечиванию памяти погибших во время  войны, поисковая исследовательская работа продолжается, хотя самих ветеранов осталось по поселению всего 4 человека.  Вся деятельность будет посвящена 70-летию Победы и году Российской истории.

                                           

                              История создания Памятника.

     Мое родное село находится в самом живописном месте Баргузинской долины, окруженная священными водами, куда идут поклониться не только наши земляки, но и наши гости.

     С двух сторон высятся хребты, с правой стороны – Икатский  хребет, а с левой – знаменитый  Баргузинский хребет.

     И славится моя родная земля богатой природой, талантливыми людьми, истинными тружениками.  Она взрастила 5 героев Социалистического труда, чемпиона мира, множество мастеров спорта, ученых, артистов, заслуженных работников.

      Как и весь советский народ, наши земляки встали на защиту родной земли в 1941 году от гитлеровской Германии. Братья, отцы и деды оставив сестер, жен и детей покинули родные места и отправились в ближние военкоматы.

    О событиях, которые происходили 1941-1945 годах, я узнал еще маленьким, посещая вместе с прадедушкой праздник Победы.

   Мой прадедушка Бадмаев Шагдур Маланович – ветеран Великой Отечественной войны, автор памятника погибшим воинам-землякам в Великой Отечественной войне.

    Его призвали в армию в 1943 году, и прослужил он до 1950 года. Служил в пехоте в местности «Угольный дацан». Весь полк перевели на станцию Иркутской области. В конце мая перебросили в Монголию, а 9 августа отправили освобождать Манджурию от Японцев. После победы над Японией вернулись в Монголию в город Баян Тумэн, где нас расформировали и мой дедушка попал в Тихоокеанский флот, где служил рядовым матросом, работал на судоремонтном заводе 178.

    После демобилизации проучился в художественной школе в течение 5 лет. Затем работал в Баянгольской средней школе  учителем труда и черчения. После этого до пенсии работал в отделе культуры, Директором ДК с. Баянгол.

    Шагдур Маланович рассказал мне, как он стал автором памятника.

В далеком 1965 году в честь павших воинов-земляков было решено поставить обелиск. В парткоме утвердили список павших воинов, на тот момент только известных, многие пропали без вести. Модель обелиска предложили сделать Дедушке, так как он был художником. Работа была серьезная. Как участник войны, как брат погибшего на войне Сангаржапа Бадмаевича он чувствовал ответственность. Работа над моделью заняла целый год, так как ему нужно было показать всю силу советских солдат, их мужество и стойкость.

  После завершения работы макет был одобрен.

   По словам дедушки, памятник состоит из 4 частей. Высоко в небо тянется колонна, которая к верху расширяется и обретает форму кулака, говоря о единстве земляков в борьбе с врагом. К низу колонны видны ступени, говорят о тяжелых годах войны. Не сразу был сломлен враг. Стела изображена в виде развернутого флага, на котором золотыми буквами высечены имена солдат, не вернувшихся с войны. На стеле с правой стороны изображено солнце как символ мира и победы, а с левой стороны солдаты в касках, которые навсегда остались молодыми.  Под стелой на постаменте стоит ваза, сделанная для того, чтобы были посажены цветы ко  Дню Победы.

    Все это стоит на неровном фундаменте, которая означает скорбь.

 На самом верху среди имен имя Бадмаева Сангаржапа Бадмаевича, которым годится мой дедушка и я.

   Вечная память защитникам Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

   В  школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проя...

Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия

Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия рассказывает об основных направлениях деятельности...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...

Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.

Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...

Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...